18:31, 30 января 2024 года

«Зелёное» топливо Кавминвод показали на ВДНХ

Производство экологичной продукции из древесных отходов налажено на юге Ставрополья.

Сегодня о пеллетах все чаще говорят, как о «зеленом» топливе будущего. Сырье для него бесконечно возобновляемо и в нашем южном регионе буквально лежит под ногами. Производство не наносит вреда окружающей среде, а сама продукция – отличный энергоноситель с высокими показателями.

Технологию получения топливных гранул Ставрополье на этой неделе демонстрирует на Международной выставке-форуме «Россия». Развитие переработки древесных отходов не просто укладывается в концепцию нацпроекта «Экология», это направление принесет большую пользу курортному региону, снижая нагрузку на полигоны и практически полностью исключая негативное воздействие на природу региона.

Когда б вы знали, из какого сора…

Мы знакомимся с перспективной технологией прямо на площадке и в цеху. Наши гиды по объекту – заместитель директора ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» Феликс Маркарян и начальник производственного отдела предприятия Юрий Зайцев.

Ессентукская промзона. На огороженной территории под обширным навесом сырье – рассортированные ветки, крупные сучья и коряги. Не умолкая трудится «Скорпион», компактная дробилка, которой по зубам довольно толстые стволы. Сегодня работники цеха «скармливают» ей елки и сосны, выдворенные из домов после новогодних праздников, отчего в воздухе стоит терпкий шлейф смолы и хвои. Горка свежей щепы растет, чтобы вскоре превратиться в то самое биотопливо.

- Еще год назад площадка по производству пеллет работала в экспериментальном режиме. Мы поставили перед собой задачу наладить переработку спиленных веток. За это время наши специалисты изучали характеристики разных видов древесины, пробовали разные миксы и добились оптимального качества. Сейчас сами увидите, что из них получается, - Феликс Маркарян распахивает двери, приглашает ознакомиться с технологическим процессом.

Сама линия в просторном ангаре площадь занимает небольшую. Тут и производство, и склад готовой продукции. Процессы автоматизированы – на панели пульта управления все показатели, контроль под силу одному-двум специалистам. Ручной труд требуется только теплогенератору – большой печи, в которую загружают твердое топливо. Внутри гудит и трещит жаркое пламя, разогретый воздух поступает в объемный сушильный барабан.

Сама щепа подается в цех автоматически снаружи, через специальный рукав. Еще сыроватая с улицы, попав в горячее нутро барабана, кружась и перемешиваясь, она отдает влагу. Причем ровно настолько, чтобы остаться хрупкой, но не пересушенной. Еще один цикл дробления – и это уже не щепки, а древесная мука.

Затем начинаются превращения, тоже скрытые от глаз, но четко контролируемые оператором линии. Доведенное до нужной температуры и влажности сырье высвобождает лигнин – природное связующее вещество. Благодаря ему древесный порошок склеивается. Проходя под давлением через пресс-гранулятор, разогретая до 300 градусов масса продавливается сквозь отверстия матрицы, как через сетку мясорубки, и сразу режется на небольшие цилиндрические гранулы. Пеллеты получаются с легким глянцем, крепенькие и пахнут свежим спилом. А далее – цикл отвердевания, охлаждения и подачи на фасовку в биг-бэги.

- Вот они, готовые пеллеты. Натуральные, никакой химии, - мастер цеха открывает задвижку колонны охлаждения, и гранулы барабанной дробью сыплются в поддон. - Древесных отходов зимой не так много. Сейчас в смену выпускаем примерно 3 тонны, а с весны начинается сезон кронирования и обрезки деревьев. До 5 тонн в сутки производительность доведем.

Для природы только плюсы

Так утверждают и разработчики технологии, и производители гранулированного топлива, неизменно добавляя к его характеристикам приставку «эко». Но мы разложим все по полочкам.

- Основная задача, которую ставит перед собой региональный оператор «ЖКХ» – сократить ущерб окружающей среде от тех отходов, которые раньше направлялись на захоронение. В данном случае речь о древесных. Первое, на что хочется обратить внимание: в нашем регионе каждый год образуются огромные объемы веток. Раньше их просто вывозили на полигоны, - поясняет Феликс Маркарян. - Мы ориентируемся на национальные экологические приоритеты и рассматриваем древесные отходы как сырье, которое может быть переработано.

Действительно, первый плюс очевиден. Тысячи кубометров древесного опила с городских улиц после кронирования и обрезки теперь идут не на захоронение, заполняя и без того перегруженные мусором полигоны, а для пользы дела.

Второй - собственно переработка. Уже убедились – экологичная, насколько это в принципе возможно. Ее этапы не подразумевают применения сложных и излишне затратных технологий, обходятся без введения любых химических составов. Только механика, температура и водяной пар.

Когда работают дробилки или производятся сами гранулы, а также на финальном этапе фасовки получается немало древесной пыли. Но и ее не выбрасывают, а возвращают в изготовление следующей партии пеллет.

Засчитать плюс стоит еще по одной веской причине: сама линия работает на невостребованном древесном сырье. Но может и на собственной продукции. В итоге, перерабатывая отходы, производство практически безотходно. Такой вот каламбур.

Аспект третий: к биотопливу стали внимательнее присматриваться те, кто заинтересован в автономном отоплении помещений и готов обзавестись оборудованием. А также те, для кого сокращение углеродного следа не пустой звук.

- Мы внимательно изучали разные исследования, прежде чем запустить производство топливных гранул. Практически все они свидетельствуют: древесные пеллеты высокого качества в сравнении с другим аналогичным топливом дают больше тепла, горят дольше, практически без дыма, с минимальным зольным остатком. В отличие от углеводородов, горение пеллет не увеличивает объемы углекислого газа в атмосфере. Словом, и здесь с соблюдением экокритериев все в порядке, - резюмирует собеседник.

В этой связи, размышляет он, вполне оправдано развитие этого направления в курортных регионах, где забота об экологическом благополучии должна быть приоритетом. Кстати, для высокогорной туристической инфраструктуры Кавказа, где нет газа, применение пеллет тоже может стать хорошим природосберегающим решением.

Есть перспективы

О том, что интерес к биотопливу растет, свидетельствует увеличение объемов заказов и расширение рынка сбыта. По словам начальника производства, рост потребности в пеллетах составил порядка 30% в сравнении с началом прошлого года.

- В целом за 2023 год, а это был период совершенствования линии и технологии, мы произвели более 250 тонн гранулированного топлива. Весь объем реализован, - говорит Юрий Зайцев. - Уже с начала этого года под заказ было произведено больше 15 тонн пеллет. Прогнозируем дальнейшее увеличение спроса на продукт.

Мы не могли не поинтересоваться, кто они – заказчики. Как оказалось, приобретают гранулированное топливо предприятия торговли, промышленные предприятия региона КМВ, которые обеспечивают отопление помещений автономно. В сфере обращения с отходами пеллеты тоже успешно используются - ими отапливается комплекс сортировки ТКО в Невинномысске и несколько предприятий по переработке пластика.

К местной продукции начали проявлять заинтересованность и зоомагазины. Мелкий диаметр хорош в качестве гигиенических наполнителей для домашних животных – недорогой, чистый и питомцам нравится.

Так что ставка на мультиэкологичность этого производства полностью оправдалась, и оно будет развиваться.

««Зелёное» топливо Кавминвод показали на ВДНХ»
Газета «Ставропольская правда»
31 января 2024 года