17:35, 5 декабря 2023 года

Коллекцию старинных кирпичей собрал житель Невинномысска

…Осторожно беру в руки тяжелый шершавый красноватый кирпич с большим клеймом и отколотым краем. Предмету, похожему на камень, порядка ста сорока лет! Загадочные буквы «Г и Ш» на поверхности неспециалисту ничего не говорят. А специалисту?

- За этой штуковиной, как и за любым экземпляром моей коллекции - история, - говорит житель Невинномысска, собиратель старинных кирпичей Сергей Быданов. - История зданий, история промышленности, история людей.

За инициалами «Г и Ш», оказывается, скрываются фамилии архитектора Владимира Иосифовича Грозмани и барона Леонгарда Васильевича Штейнгеля. С 1880 года компаньоны совместно владели кирпично-черепичным заводом во Владикавказе. Из этого города по железной дороге стройматериалы отправляли во многие города юга Российской империи. Кстати, Владимир Грозмани в 1874-1897 годах участвовал в проектировании и сооружении казенных и не только зданий на Кавказских Минеральных Водах. По его проектам в Пятигорске возвели кирпичные Ермоловские ванны, Михайло-Архангельский храм, частные дома.

Забегая вперед скажу, наша беседа Сергеем Быдановым длилась порядка двух часов. Говоря о кирпичах, мы обсудили многие темы, начиная от древней истории Среднего Востока до развития современной архитектуры. И это не шутка. Ведь считается, что первые кирпичи были изготовлены более четырех тысяч лет назад в Месопотамии. Из кирпича-сырца строили не только хижины для жизни. Позже стали возводить гигантские пирамиды-зиккураты высотой от тридцати до ста метров. Кстати, каждый из двух слогов в слове «кирпич», по мнению многих ученых, означает в переводе с шумерского отдельные слова: известь и печь для обжига и сушки.

Сегодня в коллекции Сергея Быданова, собираемой в течение десяти лет, - более двухсот экземпляров кирпичей, черепичных листов, изразцов, плинф. Последнее слово для большинства современников нуждается в расшифровке. Плинфа - это строительный материал, широко применявшийся в Древнем Риме, Византии, Древней Руси. Тонкие обожженные плитки, ширина которых примерно равнялась длине, позже уступили место кирпичу. Однако в том или ином виде плинфа применялась вплоть до девятнадцатого века. Которым и датируются экземпляры из коллекции невинномысца.

Многих интересует вопрос, зачем в старину на кирпичи ставили клейма?

- Все очень просто, - говорит Сергей Быданов. - Клеймо того или иного производителя играло роль узнаваемого товарного знака. Это был символ качества и доверия покупателей. Такой еще нюанс. Каменщики клали кирпичи на раствор клеймами вниз, что усиливало прочность кладки.

Зачастую для героя нашего рассказа расшифровка того или иного клейма превращается в настоящий научный квест. Изучение архивных данных, штудирование научной литературы, советы других коллекционеров, живущих во многих городах России, - поиск к истине долог. В то же время многие письмена на красных, желтых, сероватых, почти черных брусках пока что остаются неразгаданными.

Сергей Быданов стремится ознакомить со своей коллекцией как можно большее число людей. Это стремление поддерживают работники культуры, хранители истории. Нынешним летом в Невинномысском историко-краеведческом музее прошла выставка «Кирпич города Н-ска». Ее посетители узнали немало нового и поняли: известную фразу «простой как кирпич» надо давно уже было списать в утиль. Почему? Да хотя бы потому, что каждая поверхность отдельно взятого кирпичика имеет свое название. Самая большая по площади сторона называется постель, боковая длинная - ложок, боковая короткая - тычок.

Нельзя не упомянуть и такой отрадный факт: упомянутую выставку посетили сотни школьников. Наверняка для многих из них знакомство с необычной коллекцией стало поводом к изучению истории малой и большой родины. Потому не будет преувеличением сказать: из кирпичей складывается история города, региона, страны.

Ну и последнее. Фраза «Новое - это хорошо забытое старое» нашла свое подтверждение и в отношении кирпичей. Вернее, их «бабушки», упоминавшейся выше плинфы. Как рассказал Сергей Быданов, в последнее время архитекторы, дизайнеры, ищущие оригинальные стилистические решения, часто обращаются к устоявшимся ранее традициям. Все чаще применяется узкий ригельный кирпич, являющийся современной вариацией плинфы. Ригель отлично сочетается с современной архитектурой с ее конструктивизмом и урбанизмом.

«Кирпич мироздания»
Газета «Ставропольская правда»
22 декабря 2023 года