Многоликий Кавказ предстал перед посетителями выставки в Невинномысске
Многообразие жанров, стилей, техник, взглядов и одна всеобъемлющая тема. Все это - масштабный исследовательский проект Ставропольского регионального отделения Творческого союза художников России.
Он называется «Кавказ как теменос, или Святое подворье России». Очередную выставку в рамках многолетнего цикла принял Невинномысский историко-краеведческий музей. «Топография пространства» - такова тема экспозиции, состоящей из шестидесяти работ. В каждой заложен глубокий смысл, сложное содержание.
Не случайно автор и организатор проекта почетный член Российской академии художеств Александр Рубец при открытии очередной выставки цикла обязательно подчеркивает, говоря о творениях мастеров: «Для того чтобы воспринимать их, нужно иметь определенную подготовку, уметь видеть, думать, рассуждать». Действительно, уже само название обширной экспозиции требует определенной расшифровки.
Термин «теменос» многозначен. Это и участок храма, и священное место, и, в более широком понимании, любое огороженное пространство, где живет бог. Вся древняя земля Кавказа, по мнению художников, чьи работы представлены в невинномысском музее, является сакральным местом.
Конечно же, у каждого автора свой взгляд, свое видение, своя философия. Вот картина И. Шипилина «Сумерки в Фиагдоне». Контуры старинной полуразрушенной башни, человека, гор размыты, все окутано какой-то белесоватой дымкой. А вот как увидел и отобразил те же места А. Бабич в своей работе «Вечернее солнце. Фиагдон». Настроение совсем другое! Большую часть картины занимают громады гор, они буквально подавляют своим величием. Быстрая речка на переднем плане напоминает о неумолимо текущем времени и о том, что пройдут тысячи, миллионы лет, а скалистые пики будут так же величественны и непоколебимы.
Значительная часть работ, представленных в невинномысском музее, выполнена в технике горячей эмали, которая очень трудоемка и требует от творца терпения, огромной концентрации внимания. Представьте, сначала на подготовленную металлическую основу выкладывается рисунок тонкой проволокой, в ячейки потом наносится размельченная влажная смесь - стекло со специальными добавками. При высокой температуре эмаль обжигают в муфельной печи. Далее по обожженной основе осуществляется прописка керамическими красками, которые также обжигаются при температуре до 850 градусов. Права на ошибку в ходе всех этих сложных операций у художника нет.
Кропотливый труд и вдохновение дают потрясающий результат. Глубокие, яркие, «космические» цвета эмали как нельзя лучше передают синеву кавказского неба, буйство зелени, четкие контуры гор с голубыми массивами ледников. От работ «Стихия» (М. Радько), «На восходе» ( О. Польшина) и многих других буквально невозможно оторвать взгляд.
Не мною сказано: творить шедевры возможно лишь, когда душа художника готова наполнить полотно светом. Тогда и только тогда можно достучаться до человека в человеке. В каждой из представленных на выставке работ виден этот свет, передающийся благодарным гостям выставки. Один из которых не случайно, выражая общее мнение, оставил такую прочувствованную, искреннюю запись в книге отзывов невинномысского музея: «Душа радуется от созерцания этих прекрасных работ».
18 ноября 2023 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
