На Ставрополье режиссёр уникального Народного домашнего театра отметил 77-летие
Солнечная осень чем-то напоминает первые летние дни. День рождения
Михаила Литвинова, заслуженного работника культуры РФ, режиссера -
на сегодня единственного в стране Народного домашнего театра -
выпал на самое нежное время года.
Когда роскошная листва деревьев окутывает прохладой родную станицу Старомарьевскую, а на приусадебных участках полыхают разноцветьем цветы. На участке родительского дома у Литвинова не огурцы да тыква цветут, а розы, фруктовых деревьев мало, а главная достопримечательность - огромная ель. Однажды, чудом сохранив елочку, привезенную друзьями с гор, Литвинов посадил ее рядом со своим театриком по размерам, по существу же - настоящим театром настоящего актера. Ель разрослась, да так, что не уступит ни одной кремлевской новогодней красавице. Живет и театр…
Две семерки в обозначении прожитого - как знак двойной жизненной удачи. Михаил Данилыч ведь так и не постарел со времени, когда друзья по Союзу театральных деятелей РФ познакомили нас. Несмотря на испытания - болезнь, ранняя инвалидность - он человек, добившийся всего, к чему стремился: заслуженный артист РФ и режиссер, известный далеко за пределами края.
День его рождения был легким, солнечным - и шутилось, и смеялось хорошо, и нужное слово находилось влет… Уже в машине, когда возвращались домой, кто-то из коллег задумчиво произнес: не знаю, как это получается, но если мы собираемся у Данилыча, день пролетает незаметно и всегда душевно. - Да потому, что у Литвинова душа такая - чистая и отзывчивая, - откликнулась заместитель председателя регионального отделения СТД РФ Любовь Заводнова…
«Душа» - так называется последний спектакль, поставленный М. Литвиновым по стихам современника, поэта, члена Союза писателей России иеромонаха Романа. (В миру он Александр Иванович Матюшин-Правдин, вторая фамилия - не амбициозный псевдоним, а фамилия бабушки). В России вышло 30 стихотворных сборников поэта; они переведены на английский, белорусский, болгарский, польский, сербский, украинский языки… Отец Роман - лауреат нескольких литературных премий, рукописи его произведений уже есть в Институте русской литературы РАН «Пушкинский Дом». Российские и зарубежные звезды с удовольствием исполняют песни на стихи поэта. Сербская монахиня Теодора (Васич), петербургская певица Ирина Скорик, Шереметевский мужской хор, наконец, уникальная исполнительница Жанна Бичевская… В 2012 году об иеромонахе - затворнике и поэте был снят документальный фильм «Русь еще жива». Основой спектакля М. Литвинова стали стихи нового сборника о. Романа «Пред всеми душа виновата». Человек в инвалидном кресле сидит спиной к экрану, на котором мелькают кадры видеоряда: Литвинов наизусть, нет, не читает стихи, а беседует со зрителями: делится мыслями о жизни, лжи и правде в ней, размышляет о мире и войне… И этот то лиричный, то тревожащий сердце поэтический сказ никого не оставляет равнодушным. То словно лучом света озаряет, то печалит и тревожит. В каждом слове, строке, посылаемых зрителю, простые, без доли рисовки слова и искренние чувства.
Ученик Михаила Даниловича, его друг и сподвижник Владимир Задов сочинил оформление к спектаклю и подложил музыку. Видеоряд на экране как бы расширяет и углубляет театральное пространство. Зритель легко входит в живую ткань спектакля с ее обостренными смыслами, красками и голосами. У «Души» особый жанр: исповедь-откровение. Талантливая душа поэта выразила в стихах обуревающие его чувства, а чуткая душа режиссера и постановщика спектакля впитала в себя и - в один выдох - выговорилась. Эта работа - про наше непростое время, про предательство и героизм, про нас самих и наших детей. И конечно - это тревога о Родине, которая сегодня вынуждена воевать. В предисловии к своему сборнику иеромонах Роман так и сказал: «Один Бог - Истина, Свет, Жизнь, Любовь, Премудрость. Один Господь - Святая Цель всего творения. И любые виды искусства - прежде всего пути, приводящие к Свету или уводящие во мрак. Творящий оправдается или осудится сотворенным. Посему - да будет сотворенное не слуху и зрению, а душе!».
Литвинов читает стихи отца Романа медленно, тихо; слова, будто из глубины души рвущиеся, - уже и не слова, а некий сгусток энергии в поисках выхода. Как же удивительно совпали эти двое: с одной стороны, автор - священник-затворник, живущий в скиту, со всех сторон окруженном водой, и актер из станицы Старомарьевской Грачевского района. У каждого свое, как бы отгороженное от мира, очищенное творчеством пространство. Причем это не отдаляет их от внешнего мира, а лишь помогает глубже проникать в суть происходящего.
В последние годы у Литвинова что ни работа, то для нас, зрителей, - открытие. Взять моноспектакли духовного цикла, куда вошла и его новая работа. Или «Слово о Законе и Благодати» - первопамятник древнерусской литературы XI века митрополита Илариона. Это произведение, важное для понимания сути православной веры, никогда не имело ни аналогов, ни театральных истоков. По своей сути и востребованности спектакль как таковой - единственный в стране. Второй - моноспектакль «Божественные оды» Гаврилы Державина. Да-да, того самого, кто благословил А. Пушкина на удачу в творчестве, помните:
«...Успех нас первый окрылил; Старик Державин нас заметил И в гроб сходя, благословил». Посмотрев его, зрители удивлялись, ведь и не знали до этого, насколько красивы, мудры, патриотичны стихи Державина. Следующая работа - «Молитва». За сорок минут времени звучат 36 стихотворений от XVIII века до наших дней: А. Фет, П. Вяземский, Ф. Глинка, К. Романов, В. Жуковский, Д. Мережковский… Эти поэтические шедевры, словно радуга самоцветов литературной художественной классики. Еще одна уникальная работа - «Христос и Россия» на стихи Ф. Тютчева.
Все перечисленные работы стали как бы естественным прологом к созданию нового спектакля. Чтобы быть адекватным поэту, Литвинов старался «напитаться» поэзией иеромонаха Романа, увидеть мир его глазами. На разрыв честные рифмованные строки затворника-поэта способны пробить любые заслоны зрительского равнодушия. Почему? Да потому, что это живое слово человека, пережившего те же соблазны, метания, сомнения, что и мы с вами.
Стихи и песни отца Романа для Михаила Данилыча стали тем огнем, который активно подпитывает его творчество. Чем покорили? Искренностью, честностью, верой. Где-то прочитала, что поэтический талант этого поэта - истинный дар Господа. Автор стихов его принял и несет с ответственностью за каждое слово. В спектакле есть момент, когда юноша в одежде солдата склоняется над свежей могилой друга. В землю воткнуто дуло винтовки. Рука под прямым углом пересекает рукоять оружия так, что получается крест. В этом последнем поклоне - клятва, что он, пока жив, будет сражаться с лживым, дьявольски изворотливым врагом!
В этом пафос финала спектакля, волнение которого зрители (хочется верить) сохранили надолго вместе с верой, что пройдет время - и снова настанет мир, а славянские народы вспомнят про свое историческое родство.
10 ноября 2023 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
