Жилищный сертификат: что такое и кому положен в 2023 году
В Российской федерации в 2023 году продолжает действовать программа по обеспечению граждан жильем. Для этого из федерального бюджета средства направляются на специальные счета в банке. Проверьте, можете ли вы стать участником программы и получить бюджетные средства для оплаты жилья. В программе возможны покупки недвижимости по всей территории РФ, в том числе в Москве и в Московской области.
Что такое жилищный сертификат
Это документ для подтверждения права на обеспечение жильем от государства. Форма у всех бланков одинаковая. Она утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Государственный жилищный сертификат – это документ для покупки нового жилья за счет государства.
На заметку. Это не ценная бумага на определенную сумму. В сертификатах есть свободное поле для указания количества рублей.
Документ был введен в рамках федеральной программы «Жилище». Правительство РФ утвердило программу в 2010 году. Был разработан план по выдаче сертификатов до 2020 года. С 2018 года программа была переименована. Новое название – «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Именной сертификат на жилье дает право оплатить недвижимость средствами из государственного бюджета. В каждый бланк вписывается имя участника программы, сумма и вид недвижимости. Приобретаемое помещение должно быть благоустроенным и пригодным для комфортного проживания.
Кому положен жилищный сертификат
Меру социальной поддержки государство предоставляет не всем нуждающимся в жилье. В правилах прописан список льготных категорий граждан РФ:
- переселенцы с комплекса «Байконур»;
- выехавшие их районов Крайнего Севера;
- признанные вынужденными переселенцами;
- подвергшиеся радиационному воздействию на Чернобыльской АЭС и вследствие аварии на производственном объединении «Маяк»;
- переселенцы из закрытых военных городков;
- военнослужащие, сотрудники ОВД и приравненные к ним лица.
Семьи погибших военнослужащих входят в список тех, кому положен сертификат на жилье. Для получения вдовами и вдовцами есть условие: право на льготу аннулируется при повторном вступлении в брак. Также важно, чтобы на момент гибели сотрудник состоял в списке очередников на жилье по договору социального найма.
На заметку. Можно получить свидетельство, даже если есть квартира. Площадь должна быть меньше положенных нормативов квадратных метров на количество человек в семье. Для этого нужно передать квартиру государству и после этого получить сертификат.
В выдаче сертификатов есть определенный лимит на год. Правительство каждый год утверждает реестр с суммами выплат и количеством выплат. При этом наблюдается неравномерность в распределении льготы. Так, за 2017 год военнослужащим выдали 454 сертификата, вынужденным переселенцам – 1571.
На какую сумму выдается жилищный сертификат
В условиях программы не указана конкретная сумма. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, стоимость жилья каждый год меняется. Во-вторых, состав семьи получателей ГЖС разный. Выплата одинокому гражданину будет меньше, чем семейному с супругой и несовершеннолетними детьми.
В напечатанном бланке свидетельства оставляют графу для написания суммы в рублях. В 2023 году на меру социальной поддержки заложено 11,8 млрд рублей. О примерных размерах можно сделать вывод из распоряжения правительства от 4.02.2023 г.
Например, в документе указано, что на 304 сертификата для переселенцев с комплекса «Байконур» размер социальной выплаты составил 1 358 640 000. Следовательно, средняя сумма – 4 469 210 рублей. Конечно, в каждом документе она будет разная в зависимости от нормативов на семью.
На заметку. Владелец свидетельства может купить квартиру с добавлением личных или заемных средств. Также допускается доплата из средств материнского капитала.
Сколько раз можно получить сертификат
Цель программы – обеспечение жильем льготных категорий граждан. Обязательное условие – это отсутствие в собственности недвижимости для проживания. После реализации жилищного сертификата на покупку квартиры гражданин автоматически теряет право на участие в программе. Теперь у него уже есть в собственности помещение для проживания.
Человек получает социальную выплату на покупку жилья один раз в жизни. Это право не возобновляется при изменении состава семьи или переходе из одной льготной категории в другую. Военнослужащие стоят на очереди по месту службы. За каждым ведомством закреплено определенное число ГЖС.
Срок действия жилищного сертификата
Документ имеет ограниченный срок действия – 9 месяцев. Это связано с постоянной динамикой цен на рынке недвижимости. Нет смысла получать выплату без скорейшей реализации. В итоге длительного ожидания цены на жилье вырастут.
На заметку. Сумма сертификата рассчитывается на дату выдачи и не изменяется в течение всего срока действия.
После подписания документа у владельца есть три месяца для обращения в банк. Датой выдачи считается дата подписания уполномоченным лицом. Считать 3 месяца нужно от этого срока, а не от даты вручения.
Если не успеть в положенный срок, то документ аннулируется. Право на участие в программе не теряется, но придется ждать следующего года и нового распределения сертификатов в порядке очереди. Документы, неврученные в течение трех месяцев с даты подписания, уничтожаются.
На заметку. В сертификате есть две графы со сроками. В одной из них указана дата, до которой нужно сдать его в банк. В другой – общий срок действия, в течение которого нужно купить квартиру.
Как получить жилищный сертификат
Первый шаг к участию в программе – это постановка на очередь. Обязательное требование – это нуждаемость в улучшении жилищных условий. Это значит, что у человека:
- отсутствует недвижимость в собственности;
- жилплощадь меньше положенных нормативов;
- помещение непригодно для проживания, находится в аварийном состоянии.
Военнослужащие и приравненные к ним лица получают право на меру социальной поддержки при выслуге лет или уходе на пенсию по состоянию здоровья.
Алгоритм действий, как получить сертификат на улучшение жилищных условий:
- Подать документы на участие в программе.
- Написать заявление на включение в реестр получателей ГЖС.
- После подписания приказа предоставить документы для получения сертификата.
На первом этапе нужно собрать пакет документов с подтверждением права на льготу. Это копия трудовой книжки, выписка из приказа об увольнении, обязательство о расторжении договора социального найма. Основная задача – соответствие профессии, места работы и прав на недвижимость условиям программы.
Как открыть счет на сумму сертификата
Государственная программа реализуется через банки. На имя владельца открывают счет. На нем в безналичной форме хранится сумма выплаты на приобретение недвижимости. Когда подходящий объект будет найден, оплата произойдет с именного банковского счета.
Для открытия счета нужно лично посетить банк и заключить договор. Сотрудник проверяет сертификат, его соответствие паспортным данным и срок выдачи не более трех месяцев. Если все правильно, то с владельцем ГЖС заключают договор банковского счета. Сотрудники банка ежедневно отправляют отчеты в органы исполнительной власти о заключении договоров. Затем на них поступают средства из бюджета.
На заметку. После заключения договора сертификат остается в банке.
Как происходит перечисление суммы продавцу недвижимости
Порядок оплаты прописан в правилах реализации сертификата на квартиру. В главе V указано, что субсидия предоставляется в безналичной форме. Это нужно учитывать при планировании сделки.
Владелец сертификата сдает в банк документы на покупку недвижимости. Это может быть договор купли-продажи или иной документ в зависимости от типа сделки. Он пишет заявление на распоряжение банковским счетом для оплаты недвижимости, указанной в договоре. Далее проходит несколько этапов проверки:
- Банк принимает решение для оплаты или отказа – 3 дня.
- В случае положительного решения банк направляет ответственному исполнителю государственной программы заявку на перечисление средств – 1 день.
- Проверка ответственным исполнителем – 5 дней.
- Территориальный орган Федерального казначейства сверяет платежные документы и направляет деньги на банковский счет владельца сертификата – 2 дня.
Таким образом, максимальный срок прохождения всех этапов – 11 рабочих дней. Далее, уже без проверок происходит перечисление средств продавцу недвижимости.
На что можно потратить жилищный сертификат
Главное условие реализации жилищного сертификата – это покупка жилого помещения. Социальный проект охватывает первичный и вторичный рынок недвижимости. Требований к году постройки зданий нет, но жилье не должно быть аварийным. Можно купить квартиру или дом на территории указанного в сертификате субъекта РФ.
На что можно потратить средства ГЖС:
- полная оплата жилого помещения;
- первый взнос по ипотеке;
- доплата к покупке из своих средств;
- покупка двух объектов недвижимости.
Условия оплаты дополнительно прописывают в договоре купли-продажи. Средства перечисляют на основании договоров купли-продажи или участия в долевом строительстве.
На заметку. Недвижимость оформляется в собственность на всех членов семьи, вписанных в сертификат.
Как обналичить сертификат на жилье
В постановлении Правительства РФ указана безналичная форма социальной выплаты. Это мера целевой поддержки для улучшения жилищных условий. Поэтому перед перечислением средств объект договора проходит многоуровневую проверку на соответствие требованиям программы.
По закону государственный жилищный сертификат обналичить нельзя. Средства перечисляют на банковский счет владельца, но просто снять деньги он не может. Обязательно нужно перечислить их продавцу недвижимости. Также отслеживается оформление права собственности.
Риэлторы предлагают схемы обналичивания через повторную продажу жилья. С точки зрения закона такая реализация не всегда возможна. Например, если в семье получателя сертификата есть несовершеннолетние дети, то они автоматически становятся собственниками жилья. Продать его потом не получится без предоставления им равноценной по площади недвижимости.
Почему могут отказать в жилищном сертификате
Три главные причины отказа в жилищном сертификате 2023:
- несоответствие требованиям пункта 5 правил выпуска ГЖС;
- недостоверность сведений в документах;
- ранее уже была реализация права на улучшение жилищных условий.
Основная причина отказа – это несоответствие условиям программы. Даже если гражданин входит в список льготных категорий, есть вероятность отказа. Например, после проверки выяснилось, что у него или его супруги есть в собственности благоустроенная недвижимость.
Куда обращаться при отказе в выдаче жилищного сертификата
Решение об отказе можно обжаловать в досудебном порядке. Это поможет, если был нарушен регламент. Например, не были соблюдены сроки или требовали дополнительные документы.
Подать жалобу можно на портале Госуслуги. К жалобе нужно приложить все документы для подтверждения права на ГЖС. Срок рассмотрения жалобы – 60 дней.
Также можно обратиться в суд для обжалования решения об отказе. Есть прецеденты, когда суд обязывал выдавать жилищный сертификат тем, кому сначала в нем отказали.
Автор: Филипп Глоба (Эксперт по недвижимости портала novomoscow.ru)