Лабиринты смыслов: что вложили в свои произведения художники в Солнечнодольске
Международный фестиваль уличного искусства «Культурный код» превратил Солнечнодольск Изобильненского округа в музей современного искусства. Художники из Аргентины, Болгарии, Великобритании, Греции, Испании, Мексики и других стран нарисовали в поселке на фасадах многоэтажек картины.
Расскажем о том, какие смыслы в них вложили создатели муралов.
Всего художники написали 41 картину на бетонных холстах. Одна из них особенно пришлась по душе любителям философского поиска и науки. Речь идет о мурале «Мозговые волны» от ROCKET 01 из Великобритании. Он изобразил девушку, которая смотрит на мир через розовое стекло защитного шлема.
- Моя работа о том, как органическая и естественная среда может способствовать формированию положительных мозговых волн. Во времена, когда многие люди живут в городах и находятся в постоянном контакте с растущим цифровым миром, нам, как никогда, необходимо помнить о преимуществах мира природы, - рассказал ROCKET 01.
Он рисует более 25 лет и начинал свою художественную карьеру с росписи заброшенных промышленных зданий в городе Шеффилде. К слову, на Ставрополье приехало немало опытных художников. Так, INO из Греции начал расписывать стены, будучи еще подростком, а это более 20 лет назад. Он один из самых активных художников-монументалистов в Греции. Выпускник Афинской школы изящных искусств, чьи монохромные муралы украшают фасады по всему миру, INO никогда не показывает своего лица, даже на просторах интернета найти его портрет не удалось. Таким получилось и изображение на фасаде - без лица.
- Мой мурал нарисован на здании в окружении природы. На нем человек в костюме без ясного очертания лица, но с ясным намерением «делать деньги». Бизнесмен, которого заботит только получение прибыли, а не окружающая среда. Это безразличие возвращается к нему, и он тает, - так описал свое произведение художник.
Кроме INO из Греции в Солнечнодольск приехал еще один гость - GERA1. Он выпускник той же школы искусств, что и коллега, и написал реалистичный портрет девушки в пространстве ярких цветовых контрастных деталей.
Канадец BIRDO создал мурал тоже в теме единения с экосистемой. Его название - «Великая сова». Он символизирует «важность священных отношений с природой».
А вот из Испании на Ставрополье приехали даже не два художника, а целая группа из четырех человек: CRISTIAN BLANXER изобразил женское лицо, которое размывается, уступая место архитектурным экспонатам, PABLO ASTRAIN - ребенка, ныряющего в бассейн, SABEK - девушку, оберегающую кота, а SAV45 иллюстрировал хаос как содержание жизни. Любопытная деталь: SAV45 выходец из России. Его настоящее имя - Вячеслав Гунин.
Еще четверо художников приехали на «Культурный код» из Аргентины: DAVID PETRONI, PASTEL, COBRE, Maximiliano Bagnasco.
DAVID PETRONI поиграл на фасаде дома с цветом - изобразил пересечение оттенков, которые демонстрируют метафору света, который создается солнцем. Остальные аргентинцы вдохновились Россией. PASTEL нарисовал цветы, которые обычно растут во дворах у наших бабушек.
- Композиция основана на местной природе и архитектуре, чтобы создать пространство гармонии. Стена и объекты природы - это способ интегрировать фасад в окружающую среду, - пояснил PASTEL.
COBRE изобразил девушку, которая символизирует молодежь Солнечнодольска. А Maximiliano Bagnasco искал для своей картины на фасаде выдающихся личностей в истории России и нашел Льва Толстого.
Мексиканец FARID RUEDA тоже не смог обойти тему нашей Родины.
- Моя работа - дань уважения представителям фауны, населяющим территорию России. Они являются важной частью ее истории, некоторые из них используются на гербах или флагах. Также на фасаде есть цветовая полоса, которая отсылает нас к названию работы - «Радуга». Еще я нарисовал русскую женщину в кокошнике как олицетворение красоты и силы страны, - рассказал о своем творении FARID RUEDA.
Китаянку SATR привлекает одухотворенность природы и животных, поэтому в работах это часто используется в качестве главной темы. Так случилось и на этот раз.
- Когда я увидела местные пейзажи, я почувствовала себя очень спокойно. Я думала о фотографии русского бурого медведя, медитирующего с закрытыми глазами. Это спокойствие также напомнило мне о китайских журавлях. Журавли символизируют благополучие и долголетие. Я стараюсь объединить их в одном образе, надеясь, что, когда люди увидят эту работу, они смогут почувствовать комфорт и спокойствие, передаваемое этой росписью, так же как и слияние китайской и русской культуры, - пояснила SATR.
О нашем национальном символе, медведе, думали и гости из Болгарии - дуэт Arsek&Erase. Братья Жельо и Георгий Димитровы нарисовали мишку, который занимается раскрашиванием матрешки.
Нашли отражение в творчестве и события последней пары лет. MORIK из Чехии нарисовал девушку, которая занимается гончарным делом, находясь дома на карантине.
- Несмотря на все трагедии, которые принесла пандемия, иногда полезно поставить жизнь на паузу и понять, что по-настоящему важно, а что нет. И самое главное - начать снова ценить то, что имеешь. Работа «На карантине» как раз про быт человека во время такой затянувшейся, но для многих очень важной перезагрузки, - уверен автор мурала.
Эту же идею через свое творчество пронес и TUYULOVEME из Индонезии. Название его граффити «Яркие дни впереди». Картина говорит о том, что нужно с нетерпением ждать светлых дней, и неважно, насколько мрачными и туманными могут быть некоторые моменты.
Мурал, который создала NATALIA RAK из Польши, тоже получился очень ярким. Она использует метафоры и не боится сочетать смелые насыщенные цвета для создания муралов. Художница нарисовала реалистичное лицо девушки, погружающееся в смесь красок.
А вот Стёпа AIFO из Израиля исследует мифологию. Основная тема, с которой он сейчас работает, - тотемы. Неудивительно, что теперь фасад одного из домов весь ими усеян. По словам автора, волки символизируют его друзей, которые поддерживали в сложных жизненных ситуациях. Как выяснилось позже, его мама провела в Солнечнодольске свое детство, поэтому эту работу он посвятил ей.
Воспоминания отразил в своем граффити и KARTEL из Германии. Его работа «Всадник» вдохновлена эстетикой старых почтовых марок и других повседневных вещей советской жизни. Второй гость из Германии - BOND - смешивает стилистики и техники граффити, каллиграфии, живописи и графического дизайна. Мурал «Бонда» представляет собой оптическую иллюзию.
Творческий дуэт BIER&BROOD из Роттердама (Нидерланды) создал сразу на двух рядом стоящих фасадах, на первый взгляд, пугающий рисунок черно-белой гигантской змеи. На самом же деле, по замыслу авторов, это не «зверь», а формы темной материи и бессознательного. Еще один художник из Нидерландов, JanIsDeMan, вложил более понятную идею в свое творчество. Он нарисовал стеллаж, заполненный книгами местных жителей. Солнечнодольцы приносили художнику свои любимые издания для срисовки и прозвали мурал «Наша библиотека».
Приехал на Ставрополье и тот самый, знаменитый HEF из США. Он стоял у истоков превращения антисоциального явления «граффити» в полноправный вид изобразительного искусства. Солнечнодольску HEF подарил картину «Красота не требует титула». На ней изображена девушка в короне.
Самая большая группа художников, прибывших в поселок, сформировалась из наших соотечественников. Тринадцать человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Владивостока, Махачкалы и Ставрополя. Из-за единства нашего менталитета смыслы работ российских художников читать проще. Здесь и «Девушка с жаворонком» Александра Ташлыкова, которую в народе уже прозвали «Аленушкой», и «Душа воды», которую изобразил Саша Купалян, и «Мозаика», которую нарисовал Алексей Лука, и «Ближе к природе» Андрея Калугина. Оживленные дискуссии вызвала работа Дмитрия Лучинина из Владивостока. Основная мысль его мурала - романтизация явления «правого руля» на Дальнем Востоке.
- Как и все жители Владивостока, я вожу праворульную «японочку», а вечером, после рабочего дня, еду искупаться в море. Я вдохновлен окружением: море, люди и наша аутентичная жизнь - все это выражается в моем творчестве, которое я «привез с собой», - поделился Дмитрий Лучинин.
SY из Санкт-Петербурга «привез с собой» мурал «Мистический лес». Это метафора современного постоянно меняющего мира, прогресса. А вот FANSTA из Новосибирска изложил противоположные смыслы. Он использовал элементы из деревянного зодчества, орнаменты из наличников превратил в узор, фразу «Не забывай свои корни» дополнил каллиграфией с отсылкой к русской вязи.
Можно еще долго говорить о граффитистах-соотечественниках, о том, как SHOZY создал реалистичный 3D-переход между домов, VASYA BASYO - коллаж, Дмитрий Петренко - абстракцию, ROBE - триптих о путешествиях в горы, а дуэт TWESO&NAN - «Золотого кота», но мы расскажем об авторе и инициаторе проекта «Культурный код» Дмитрии Левочкине из Москвы. Он написал на фасаде один из символов Ставрополья - слона.
- Пересекающиеся геометрические узоры символизируют время в истории. Работа выполнена с применением технологии дополненной реальности. Если установить мобильное приложение фестиваля на смартфон, запустить его и посмотреть на работу через экран, то благодаря AR-анимации слон «оживет» и начнет играть с шаром, - проинструктировал Дмитрий Левочкин.
23 октября 2021 года