На Ставрополье почтили память подполковника в отставке Игоря Погосова
На днях исполнился год со дня смерти подполковника в отставке Игоря Погосова. Моего друга и друга всех журналистов, которые имели отношение к ставропольской милиции прошлого века. Игорь, возглавив пресс-службу ведомства, стал для нас всех своим – другом, братом, наставником для молодых журналистов. Может, потому что и сам был журналистом от Бога, может, потому что он всех нас, коллег, любил. Год назад я не смогла выдавить из себя ни строчки – просто не смогла. И сейчас каждая из них - это боль. Ему было 58 лет. Всего.
Помню, как он рассказывал о контртеррористической операции, не знаю, какой по счету. Что встретились они по разные стороны баррикад: выпускники одного Чечено-Ингушского университета (он там учился на историческом факультете). И должны были уничтожить друг друга. Но у одних патронов не хватает, у других – гранат. Игорь рассказывал, как наладили обмен боеприпасами, а потом все стреляли и бросали мимо… Верить или не верить этой истории - дело читателей. Я верила.
Наверное, все-таки это было во время первого вооруженного конфликта. Во втором, в 2000-м, он участвовал в первой пресс-конференции в освобожденном от боевиков Грозном, за что его имя и было занесено террористами в так называемый «расстрельный список». А скольких ставропольских и не только журналистов он свозил туда во время этих войн - не упомнить. Если Игорь был с нами, мы ничего не боялись.
Он никогда не рассказывал, за что получил медаль «За отвагу», но мы-то знаем, что ее дают за личное мужество.
Милицейская пресс-служба, которую возглавлял Игорь, стала одной из самых открытых на Ставрополье и одной из лучших в России. А может быть, самой лучшей. Во всяком случае, уникальной точно. Тогда выходила газета «Милицейский вестник», сам Игорь писал, фотографировал и печатался в федеральных изданиях. И нас в них печатал.
А вот о себе он говорить не любил. Так что не знаю, почему не заладилась его личная жизнь. Может, потому, что он трепетно любил маму. Когда из Чечни он приехал на Ставрополье, забрал и матушку, Валентину Петровну. Беженку без прав и имущества. Они какое-то время ночевали в спальных мешках на полу в крохотной комнатке тогдашней пресс-службы. Мы, те кто знал об этом, никогда бы не выдали их начальству. Хотя начальство тех времен, думаю, знало. Потом он получил однокомнатную квартиру, в которой и жил с мамой, и ухаживал за ней, глубоким инвалидом, до последнего дня жизни. Даже с работы из-за этого ушел. Игорь просто не умел жить для себя. Мама пережила его ненамного…
Игорь удивительно умел дружить: помнил все дни рождения, дарил какие-то трогательные подарки – не дорогие, а нужные и памятные сейчас для каждого из нас. Он всегда был готов и приходил на помощь.
После ухода из милиции он 15 лет проработал в ставропольской кадетской школе им. генерала А.П. Ермолова Он и здесь и работал, и жил с полной самоотдачей - иначе не умел. Создал пресс-бюро школы, каждый день находил информповоды для публикаций. И я очень боюсь того, что написанные им тридцать или более брошюр о кадетских традициях потеряются и не будут переизданы. Хотя это я, наверное, зря.
Мало кто вспомнил о годовщине смерти Игоря. На панихиде на кладбище было едва ли с десяток человек. Это не упрек, и даже не констатация факта. Это просто наша жизнь.
А вот в кадетской школе им. генерала А.П. Ермолова помнят и вспомнили. Здесь на закрытии Недели русского языка, литературы, музыки, ИЗО и технологии подвели итоги конкурса «Золотое перо кадетской школы» среди кадетов 5-11 классов. Это первый литературный конкурс, посвященный памяти Игоря Погосова. Гостей было немного. Пришел полковник в отставке, наш брат-журналист и близкий друг Игоря Виктор Медяник, председатель совета ветеранов управления Росгвардии по Ставропольскому краю, воевавший и ликвидировавший последствия аварии на ЧАЭС. Был майор полиции Денис Снегирёв, начальник пресс-службы управления Росгвардии по Ставропольскому краю, член Союза журналистов Ставрополья.
К кадетам обратился директор школы Николай Панин, который с Игорем проработал совсем немного, но дружил с ним и сумел рассказать о нем, как о настоящем человеке и офицере.
Конкурс проходил по трем номинациям: «Очерк», «Сочинение», «Поэзия». Работы оценивали по нескольким критериям: уникальность, грамотность, толерантность, соответствие тематике, применение средств художественной выразительности, оригинальность сюжета, соблюдение норм литературной речи.
Я попросила прислать мне работы победителей. И не пожалела. В номинации «Очерк» победил Артём Чёрный из 7 «Б» класса. В номинации «Сочинение» - Данил Кулик, 9 «А» класс. Подросток писал о Великой Отечественной войне. И среди прочего: «Меня потрясла смерть двадцатилетних кремлевских курсантов, которые погибли под Москвой осенью 1941 года… Как страшен и бесчеловечен фашизм! Не дай бог, чтобы история повторилась!». В номинации «Поэзия» первой стала Александра Носова из 8 «К» класса.
Все эти и многие другие кадеты знали Погосова исключительно как Игоря Евгеньевича, офицера, наставника, педагога, старшего друга.
А мне он был просто другом. Царствие тебе Небесное, Игорь…
14 апреля 2021 года