Корректировка со знаком «плюс»: дорожный фонд Ставрополья вырос до 12,3 млрд рублей
Несмотря на пандемию коронавируса, ставшую испытанием для краевой экономики, запланированные объемы дорожных работ выполнены полностью. Ставрополье из года в год улучшает свои показатели и сегодня в соответствии с официальным рейтингом занимает среди регионов третье место по развитости и качеству дорожной сети. Безусловно, это результат многолетней планомерной деятельности краевой власти. Большие планы по устройству дорожной инфраструктуры и в этом году. После последних корректировок, внесенных в краевой бюджет, региональный дорожный фонд прирос почти на 1 миллиард рублей и составил 12,3 миллиарда рублей. По оценке губернатора Владимира Владимирова, это дополнительные возможности для отрасли и безусловное выполнение запланированного - задача номер один.
О ситуации в отрасли и планах на перспективу рассказывает исполняющий обязанности министра дорожного хозяйства и транспорта края Евгений Штепа.
- Евгений Викторович, 2020 год для всех отраслей выдался непростым в связи с пандемией коронавируса. Как дорожники справились с проблемами? Сказалось ли это на объемах выполненных дорожных работ?
- В 2020 году основным направлением для министерства являлись работы по обеспечению сохранности сети автомобильных дорог, совершенствованию их эксплуатационного состояния и обеспечению безопасности движения.
В рамках краевой госпрограммы «Развитие транспортной системы» и региональных проектов «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения», действующих в формате национального проекта «Безопасные и качественные дороги», в целом отремонтировано 286 километров дорог.
Это в первую очередь такие важные транспортные маршруты, как Ставрополь - Александровское - Минеральные Воды, Новопавловск - Зольская Пятигорск, Новоалександровск - Кропоткин и ряд других.
Также завершены работы по строительству автомобильной дороги «Подъезд к региональному агропромышленному парку «Ставрополье» от автомобильной дороги Р-217 «Кавказ», по реконструкции участка дороги Зеленокумск Соломенское Степное протяженностью 12 км и капитальному ремонту участка автомобильной дороги Солдато-Александровское - Андреевский - Георгиевск в Георгиевском городском округе.
Не менее напряженным для дорожников края ожидается и наступивший 2021 год. Планируется отремонтировать более 289 км региональных автомобильных дорог как в рамках краевой госпрограммы, так и региональных проектов нацио-нального проекта «Безопасные и качественные дороги». В формате нацпроекта, в частности, это реконструкция участка автодороги «Район горы Малое Седло от Олимпийской базы до родника и от родника до поселка Белореченский».
- С 2019 года Ставропольский край принимает активное участие в реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в рамках которого министерством были разработаны уже названные выше региональные проекты «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Безопасность дорожного движения». Какие крупные объекты можно выделить из общего ряда?
- Верно, Ставрополье реализует нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с 2019 года. За этот период в итоге отремонтировано более 300 километров региональных и местных автодорог.
Работы в рамках нацпроекта проводились всегда комплексно. Важно было не только привести в нормативное состояние дорожное полотно, но и обустроить прилегающую территорию в соответствии с действующими стандартами и требованиями. Так, например, в прошлом году на Ставрополье привели в порядок более 50 тысяч квадратных метров тротуаров в пяти населенных пунктах: в городах Ставрополе, Невинномысске, Михайловске, а также в селе Подлужном и поселке Новоизобильном Изобильненского округа. Кроме того, на дорогах устанавливались новые дорожные знаки, барьерное ограждение, наносилась разметка, а на некоторых участках обновлялось и освещение.
Также в 2020 году были отремонтированы и введены в эксплуатацию такие крупные объекты, как, например, участок местной дороги Ставрополь - Демино - Холодногорский - Цимлянский в Шпаковском округе. Протяженность более 21 км. Теперь новое дорожное полотно связывает между собой сразу четыре населенных пункта - хутора Демино, Холодногорский, поселки Ясный и Цимлянский. Кроме того, обновили более 15 километров региональной дороги «Отмыкание от автодороги «Подъезд к г. Черкесску» - Усть-Невинский - Беломечетская».
Вместе с тем в рамках реализации нацпроекта в прошлом году проведены работы по созданию на четырех участках автодорог регионального значения автоматических пунктов весогабаритного контроля. Это позволит снизить нагрузку на дорожную сеть, бороться с перегрузом и, как следствие, повысить нормативное состояние автодорог.
В соответствии с поручением губернатора Ставрополья Владимира Владимирова по устранению очагов аварийности и повышению безопасности движения было установлено 86 камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Места под их установку определены совместно с ГИБДД края по итогам анализа аварийности на дорогах регионального значения, интенсивности движения транспорта и пешеходов.
- Как велись и ведутся работы в рамках краевой госпрограммы «Развитие транспортной системы»?
- Краевая госпрограмма «Развитие транспортной системы» реализуется на Ставрополье уже не первый год. И благодаря этому мы имеем возможность приводить в нормативное состояние ежегодно сотни километров дорог.
В 2020 году объем дорожного фонда Ставропольского края составлял более 10,8 млрд рублей. Повышенное внимание уделялось состоянию местных дорог. Так, на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения было выделено более 2,6 млрд рублей. Субсидии на эти цели получили в прошлом году 113 муниципальных образований края, из них 19 городских округов и 94 сельских поселения. В результате приведено в нормативное состояние около 230 км местных дорог, из них более 145 км в городских округах и более 83 км в муниципальных районах и сельских поселениях.
Также в рамках данной краевой госпрограммы предоставлялись субсидии на строительство и реконструкцию местных автодорог. В качестве отдельного приоритета было выделено в том числе проектирование и строительство (реконструкция) местных автомобильных дорог с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт. Такие субсидии были распределены 10 муниципальным образованиям края на выполнение работ на 14 объектах.
- Евгений Викторович, как известно, недавно состоялось заседание Думы края, на котором были внесены уточнения в краевой бюджет 2021 года, в том числе о пополнении дорожного фонда. Будут ли скорректированы первоначальные планы?
- Изначально региональный дорожный фонд на этот год был определен в размере около 10,3 млрд рублей. В рамках данного финансового формата на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения планируется направить почти 1,5 млрд рублей. Субсидии распределены 19 муниципальным и городским округам края, планируется привести в нормативное состояние около 180 км местных автомобильных дорог.
В 2021 году мы планируем ввести в эксплуатацию такие крупные объекты, как:
- путепровод по ул. Гагарина через железную дорогу в городе Невинномысске, реконструкция которого начата в 2020 году;
- путепровод в городе Минеральные Воды в створе улиц Железнодорожной и Ломовой, капитальный ремонт здесь тоже начат в прошлом году.
А также реконструировать участок автомобильной дороги по улице Перспективной от проспекта Российского до улицы Рогожникова в Ставрополе, завершить работы по реконструкции второго этапа второй очереди автомобильной дороги «Кавказ» - хутор Лысогорский в Минераловодском городском округе, работы по реконструкции автомобильной дороги общего пользования местного значения Манычское - Белые Копани в Апанасенковском округе протяженностью более 14 км.
А корректировка со знаком плюс, увеличение регионального дорожного фонда почти на миллиард рублей, а точнее, на 973 миллиона рублей, позволит сделать для развития дорожной сети больше, чем планировали первоначально. Губернатор Владимир Владимиров распорядился не менее половины добавленной суммы направить на улучшение муниципальных дорог. Вот уже много лет политика повышенного внимания к состоянию местной дорожной сети позволяет повышать качество жизни ставропольцев.
- Благодаря плановой работе правительства края дороги на Ставрополье объективно имеют высокую степень нормативного состояния. Однако всегда надо смотреть вперед, думать об улучшении транспортной инфраструктуры. Каковы характеристики сегодня и каковы планы по их улучшению? Каким стандартам следуют дорожники, производя реконструкцию или ремонт дороги? Какие новые технологии применяются дорожниками?
- Уделяется большое внимание тому, чтобы наши автодороги соответствовали всем современным техническим нормативам и требованиям. В 2020 году провели диагностику всей сети региональных дорог общей протяженностью более 4 тысяч километров. Более 3 тысяч километров (76,19%) находятся в нормативном состоянии. Это отличный результат. По данным ФАУ «РОСДОРНИИ», средняя оценка нормативного состояния дорог данной категории по всем субъектам РФ не превышает 45%.
Конечно, ничто не возникает ниоткуда. Достижение такого высокого показателя стало возможным благодаря применению новых технологий в дорожном строительстве и постоянному мониторингу качества.
Так, использование передвижных дорожных лабораторий «ТРАССА» позволяет производить оценку технического состояния автомобильных дорог по основным технико-эксплуатационным показателям: ровность покрытия, геометрические характеристики, колейность. По результатам обследования составляются отчеты о техническом состоянии каждой дороги с видеоматериалами для последующей передачи в РОСДОРНИИ. Видеоматериалы позволяют контролировать фактическое состояние покрытий, обочин и элементов обустройства автомобильных дорог на момент обследования. На основании именно этих отчетов составляются планы по ремонту сети региональных дорог на последующие годы.
В свою очередь, стационарная дорожная лаборатория позволяет проводить испытания применяемых в дорожном строительстве материалов. Постоянное обновление оборудования дает возможность своевременно и в полном объеме контролировать качество основных показателей асфальтобетонных смесей, инертных материалов, вяжущих и других материалов. Испытания проводятся в соответствии со всеми действующими нормативно-техническими документами, актуализация которых ведется на постоянной основе. Все используемое дорожниками оборудование своевременно проходит поверку и аттестацию дорожной лабораторией.
При выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту широко используются новые технологии, позволяющие продлить срок службы конструктивных элементов автомобильных дорог. Это и устройство щебеночно-мастичных асфальтобетонных покрытий, которые позволяют увеличивать межремонтные сроки, и устройство оснований методом холодного ресайклинга (использование укрепленных оснований с применением асфальтового лома и добавлением различных вяжущих материалов, значительно увеличивающих срок службы дорог), и применение геотекстильных материалов, которые делают покрытия более устойчивыми в местах сопряжения, и применение современных материалов на основе пластика, продлевающего жизнь горизонтальной разметки на дорогах.
- Как осуществлялись и осуществляются пассажирские перевозки в условиях ограничительных мер в связи с распространением COVID-19?
- К сожалению, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции пострадали многие отрасли экономики, в том числе транспортная. Из-за вынужденной самоизоляции граждан в апреле 2020 года снизились объемы перевозки пассажиров по межмуниципальным маршрутам. Из-за снижения пассажиропотока вносились изменения в расписание движения пригородных электропоездов, сокращалась периодичность курсирования поездов дальнего следования.
Особого внимания потребовало положение муниципальных предприятий городского электрического транспорта Ставрополя и Пятигорска. Из резервного фонда правительства края на их поддержку были выделены субсидии в сумме 35,7 млн рублей. Эта финансовая помощь позволила возместить недополученные муниципальными предприятиями доходы в период действия ограничительных мер в связи с пандемией.
Предоставлялись субсидии железнодорожной компании на компенсацию части потерь в доходах, которые возникают в результате государственного регулирования тарифов на услуги пригородного транспорта по перевозке пассажиров. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства учащимся при оплате проезда по-прежнему предоставляется скидка в размере 50 % от действующего тарифа. В связи с действием льготы перевозчикам также выделяется субсидия.
- Когда наступит время, чтобы можно было улететь в любую точку мира из Минвод и Ставрополя? Появились ли новые авиамаршруты?
- На территории Ставропольского края расположено два аэропортовых комплекса - АО «Международный аэропорт Ставрополь» имени А.В. Суворова и ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» имени М.Ю. Лермонтова.
В соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года предусмотрен целый ряд масштабных работ по реконструкции этих воздушных гаваней. В частности, в Минводах уже завершены реконструкция перрона на восемь мест стоянки воздушных судов, устройство светосигнального оборудования на перроне и рулежных дорожках.
Что касается Ставрополя, здесь также планируем выполнить ряд мероприятий, которые позволят в дальнейшем увеличить пассажиропоток и количество новых авианаправлений. Например, планируется провести реконструкцию 10 мест стоянки воздушных судов, устройство стоянки для обработки самолетов противообледенительной жидкостью. В 2021 году здесь начинается строительство здания нового пассажирского терминала, который будет соответствовать современным стандартам: оснащен телетрапами, автоматической системой регистрации, зонами отдыха.
Сегодня маршрутная сеть межрегиональных воздушных перевозок из Ставропольского края в различные города Российской Федерации включает 33 направления. В этом году запланировано ее расширение: прибавится еще шесть авиамаршрутов. Среди них, например, Ставрополь - Махачкала, Ставрополь - Сочи, Ставрополь - Санкт-Петербург, Минеральные Воды - Брянск, Минеральные Воды - Махачкала, Минеральные Воды - Ярославль и другие.
В ближайшее время восстанавливаются международные направления из Минеральных Вод в Стамбул, Ереван и Дубай.
Реализация всех запланированных мероприятий значительно улучшит качество транспортного обслуживания жителей края. Об этом в рамках прямой линии в феврале говорил губернатор края Владимир Владимиров. Глава региона подчеркнул, что Ставрополье заинтересовано в открытии новых авианаправлений, чтобы туристам было легче добираться до места назначения. Соответственно, и у жителей края будет больше возможностей без проблем попасть в другой регион или за границу.
- Евгений Викторович, как выполняется установка губернатора и краевого правительства на цифровизацию в дорожном хозяйстве?
- В настоящее время по поручению губернатора Владимира Владимирова министерством реализуются мероприятия по внедрению интеллектуальной транспортной системы как на региональном, так и муниципальном уровне.
Важным ее элементом является автоматизированная система управления дорожным движением, которая представляет собой комплекс программных, организационных и технических мер, которые обеспечивают сбор и дальнейшую обработку всех параметров транспортных потоков, а затем на основе этих данных оптимизируют движение. Базовым функционалом такого рода систем является видеонаблюдение за дорожной обстановкой, централизованное управление светофорными объектами и автоматический мониторинг транспортного потока. Источником информации будет периферийное оборудование (видеодетекторы транспортного потока, дорожные метеостанции), размещенное на автомобильных дорогах регионального и муниципального значения.
- Евгений Викторович, как известно, в зоне ответственности миндора находится также благоустройство городов и сел края. Какие основные объекты в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» сданы в прошлом году? Какие обретут жизнь в этом году?
- Как и в предыдущие годы, в рамках проекта по формированию комфортной городской среды сделано очень много для обновления облика наших городов и сел. В 2020 году благоустроены 32 общественные территории в 28 муниципальных образованиях на сумму более 1,5 млрд рублей. Средства на эти цели были выделены из федерального, регионального и местного бюджетов. Сегодня проект является одним из самых эффективных инструментов развития нашего региона. Положительный эффект состоит не только в модернизации городских пространств. Улучшается социальный климат, становится выше инвестиционная и туристическая привлекательность наших городов.
Отмечу, что в рамках благоустройства в крае в 2020 году на объектах создавались новые детские игровые и спортивные площадки. Например, в сквере «Надежда» в Минеральных Водах построили спортивную воркаут-площадку, в парке им. Борцов Революции Буденновска появилось сразу несколько площадок - для игр в мини-футбол, баскетбол и теннис.
Новые детские игровые площадки создавались практически на всех объектах, ведь главными посетителями новых общественных пространств являются дети. Например, в городе Новопавловске построили большой детский игровой комплекс общей площадью более 350 квадратных метров. В нем есть зоны для детей разных возрастов горки, качели, игровые элементы.
Также в 2020 году завершили благо-устройство парка им. Борцов Революции в городе Буденновске. Его проект был победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в 2019 году.
В этом году планируется благоустроить 16 общественных территорий в 15 муниципальных образованиях.
И о ближайшей перспективе. В крае завершился прием от граждан предложений, какие общественные территории, по их мнению, необходимо обустроить в первую очередь в рамках регпроекта по формированию комфортной городской среды в 2022 году. Своим мнением поделились более 210 тысяч жителей края. Всего было названо 398 общественных пространств. Из них 85, набравших наибольшее количество голосов, вынесено на рейтинговое голосование. На этом заключительном этапе жители края сами определят перечень тех территорий, которые будут обновлены в будущем году в формате данного проекта. Отмечу, что в этом году итоговое рейтинговое голосование пройдет на специально разработанной онлайн-платформе, которая была запущена Минстроем РФ совместно с АНО «Диалог Регионы». Цель новации - упростить, сделать комфортнее участие граждан в жизни родных городов и сел.
И еще одна хорошая новость. В этом году начнется благоустройство поймы реки Куры в городе Новопавловске. Проект стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. Завершить работы планируется к концу 2022 года. На территории будут созданы зоны отдыха на разный вкус. В частности, появятся места для занятий йогой, экстрим-парк, роллердром, веревочный парк.