В Ставрополе открылась выставка «Зима в этюдах Гречишкина»
Очень красивая выставка «Зима в этюдах П. М. Гречишкина» открылась в художественной Галерее, носящей имя известного ставропольского классика, мастера пейзажа. Её идея как нельзя лучше соответствует предновогоднему настроению: организаторам хотелось, чтобы ставропольцы могли порадоваться красоте зимы на примере запечатленных художником снежных гор и ставропольского леса.
Как рассказала научный сотрудник картиной Галереи пейзажей П.М.Гречишкина Ксения Ивашута, здесь представлены редкие этюды, которые принадлежат к самому раннему периоду творчества Павла Моисеевича. Например, картина «Весна» 1941 года, написанная им в родном селе Татарка ещё в предвоенное время. Тогда знаменитый художник ещё не знал, что пейзаж станет главной темой всего его многолетнего творчества. Но уже в жанре этюда просматривается будущий пейзажист мощного таланта. В залах Галереи прослеживаются несколько этапов его пути - 40-е, 50-е и 60-е годы 20 века.
Правда, зимы в творчестве Павла Моисеевича не так много, отмечает Ксения Ивашута . Холодный сезон – вообще не самый активный период у художников. Такие пейзажи писать достаточно сложно. Нужно обладать очень глубоким чувством тона и хорошо понимать, какой оттенок лучше использовать. И, конечно, большую роль в работе над такими пейзажами играет освещение. От него, как и от одаренности и мастерства автора, во многом зависит восприятие произведения аудиторией. Свои трудности привносит и другой фактор – холодная погода. В морозы восхождение в горы или даже прогулка с мольбертом в окрестности города намного труднее, чем в тёплое время года. По воспоминаниям современников художника, нередко у Гречишкина во время таких зимних творческих походов случалось, что краска буквально застывала прямо в тюбике.
Интересно, что у каждого этюда есть своя небольшая история. Так, «Стожок зимой» 1953 года изображает сельское подворье - это отчий дом в Татарке, где он вырос. А этюд «Зимний лес» - подготовительная работа к написанию целой серии полотен «Ставропольский лес».
«Зима в Теберде» 2001 года написана в поздний период творчества Гречишкина. Она, как рассказывают сотрудники Галереи, создавалась в мастерской на основе этюдов, которые были нарисованы гораздо раньше. Этюд, собственно, и предназначен для последующего создания масштабного полотна. И тем не менее у Гречишкина даже этюдные зарисовки представляют собой практически законченные самостоятельные работы, пусть и в небольшом формате.
Единственная работа выставки, не принадлежащая кисти Павла Моисеевича, – это картина Александра Колосовского «П. Гречишкин на этюдах». Он запечатлел коллегу и друга, пока тот работал над очередным произведением. Эту картину А. Колосовский подарил Павлу Моисеевичу в 1997-м, тогда отмечалось 220-летие Ставрополя, о чем сообщает соответствующая надпись на обороте
- Как известно, зимы на Ставрополье нынче нередко случаются практически бесснежными. А вот 70 лет назад они были такими, какими их запечатлел художник, очарованный удивительными красками настоящей зимы. И если посмотреть на этюд «Первый снег», на нём изображена ещё пока поздняя осень, но она уже заснеженная, - рассказывает Ксения Ивашута.
Да, нам сегодня на фоне совершенного отсутствия снега эти милые пейзажные зарисовки видятся почти фантастическими. Праздничным элементом выставки послужила новогодняя елочка, которую Галерее когда-то подарил сам Павел Моисеевич. В этих стенах часто проходят интересные мероприятия, в том числе и для детей, и работы мастера пейзажа освещают каждую встречу особым вдохновенным светом. Помимо картин и этюдов Гречишкин, увлекавшийся фотоделом, передал музею много фотографий, которые позволяют в деталях рассмотреть, как происходит пленэр художников.
После экскурсии Арпине Балумян и Ксения Лучина - художники студенческого объединения «Палитра», провели мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки. На пенопласте в форме шарика гости рисовали быка - символ 2021 года. И хотя снега за окном по-прежнему не хватает, зато среди снежных этюдов Гречишкина зима живет настоящая.