В ответе за тех, кого «приглушили»
В Госдуму РФ внесен законопроект о регулировании деятельности информационных ресурсов, нарушающих право россиян на свободный поиск, доступ и распространение информации. В первую очередь речь идет о крупных интернет-платформах Twitter, Facebook и YouTube, к которым у Роскомнадзора имеются серьезные претензии. По данным этого ведомства, цензуре со стороны названных иностранных компаний подверглись аккаунты таких известных российских СМИ, как Russia Today, Спутник, Риа Новости, Крым 24 и многие другие. О механизме борьбы с нарушителями и эффективности мер воздействия — комментарий нашего постоянного эксперта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое является победителем ряда номинаций известного среди юристов портала Право.ру.
- Законопроект вносит поправки в ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», - отмечает Роман Савичев. - Толчком для разработки этого документа послужили претензии к популярным иностранным интернет-компаниям (и в Пояснительной записке к законопроекту это не скрывается). Однако в законопроекте речь все-таки идет не только о западных, но и о любых информресурсах, уличенных в дискриминации российских СМИ и нарушающих право наших соотечественников на свободный доступ к информации.
В числе авторов законопроекта — председатель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн, считающий что после принятия этого нормативного документа у государства появится механизм реагирования на интернет-цензуру против российских граждан и СМИ. Однако в какой степени этот механизм окажется эффективным? Ведь у всех еще в памяти неудачная попытка наших властей заблокировать Telegram…
Тем не менее, о каких фактах цензуры идет речь? Еще в августе этого года телеканал «Царьград» и правозащитный центр Всемирного русского народного собора обратились в Генпрокуратуру РФ с жалобой, что корпорация Google (в частности, ее структурное подразделение YouTube) удалила их аккаунты с видеохостинга. В российском отделении корпорации ответы по существу получить не удалось. К исследованию проблемы подключился Совет по правам человека при Президенте РФ (СПЧ), который выявил многочисленные факты со стороны YouTube, нарушающие право «на свободу слова и свободу выражения мнения». В черный список эта компания поместила около 200 русскоязычных каналов, причем они, вопреки правилам, не получили уведомление с предупреждением о нарушениях и просьбой их устранить. К элементам цензуры, по оценкам СПЧ, относится и дополнительная негативная маркировка контента, что подрывает доверие пользователей к СМИ. Поясню. Например, в начале ноября этого года YouTube пометил фильм Russia Today о протестах в США как «содержащий материалы, которые могут напугать или шокировать некоторых пользователей». Эдакая антиреклама…
Однако вернемся к основным положениям законопроекта и методам борьбы, с помощью которых наши власти планируют бороться с информационными ресурсами, в том числе западными (в Пояснительной записке к документу фигурируют Twitter, Facebook, YouTube), нарушающими права и свободы россиян.
Итак, в соответствии с поправками информационный ресурс может получить «позорное клеймо» - статус нарушителя — от Генерального прокурора, действующего по согласованию с МИД. Такое решение может быть также принято — цитирую Пояснительную записку : «в случае, если на интернет-ресурсе ограничен доступ к общественно-важной информации по признаку национальности, языка или в связи с введением санкции в отношении России и ее граждан». Далее, после получения информационным ресурсом статуса нарушителя, к делу приступает Роскомнадзор, который в течение суток включает его в черный список и предупреждает о прекращении нарушения. Если владелец ресурса выполняет предписание Роскомнадзора, Генпрокуратура РФ исключает его из перечня нарушителей. А если нет? Вот здесь начинается самое интересное : как понудить западных интернет-монстров играть по нашим правилам? Задача эта непростая, если учесть, что в тех же США они активно вмешиваются в политику, навешивая ярлыки даже действующему президенту Трампу. Например, в мае этого года Twitter пометил публикации главы США, предупредив пользователей, что в тексте содержится недостоверная информация (речь шла о голосовании по почте). А после того, как Трамп стал трубить о своей убедительной победе на выборах, некоторые соцсети стали удалять его посты как фейковые. Если почти все крупные интернет-компании «живут» в США, и с ними ничего не может поделать президент этой страны, то какие варианты давления есть у нас?
Как следует из Пояснительной записки к законопроекту, к владельцам информационных ресурсов-нарушителей «применяются меры реагирования, предусмотренные законодательством РФ». В частности, Роскомнадзор получит право с помощью отечественных операторов связи ввести полное или частичное (замедление трафика) ограничение доступа к информационным ресурсам нарушителей. Среди других предложений — покрепче ударить их рублем, то есть увеличить штрафы. Сегодня действует ст. 13.16 КоАП - «Воспрепятствование распространению продукции СМИ», максимальный штраф по которой 10 тысяч рублей. В Министерство цифрового развития РФ поступают предложения значительно увеличить санкции (подготовить соответствующие поправки в КоАП) именно в отношении иностранных юридических лиц. Некоторые указывают на потолок в 3 млн рублей, а например, Ассоциация профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров настаивает на штрафе от 10 млн рублей до 1 процента международной выручки.
Правда, существует проблема, связанная с трудностью взыскивать штрафы с западных крупных интернет-компаний, штаб-квартиры которых находятся, как правило, в США. Названная выше ассоциация предлагает арестовывать средства нарушителей нетрадиционным способом. В частности, дать приставам право взыскивать деньги по исполнительному листу у российских рекламных партнеров, которые они должны отправить американским соцсетям.
Законопроект, о котором идет речь, лишь недавно поступил в Госдуму, и, наверняка, многие поправки претерпят изменения, появятся и новые. И никто не спорит: бороться с дискриминацией российских СМИ на крупных западных интернет-ресурсах действительно нужно. Но методы этой борьбы должны быть хорошо продуманы и, самое главное, действенны.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
