Николай Кашурин: Общественное наблюдение – гарант объективности и прозрачности голосования
- Николай Иванович, насколько я понимаю, функции по обеспечению общественного контроля не первый год находятся в прерогативе руководимой вами Общественной палаты?
- В связи с предоставлением общественным палатам права назначать наблюдателей, институт общественного наблюдения впервые прошел успешную апробацию на выборах Президента Российской Федерации в марте 2018 года. Затем полномочия были расширены, и мы осуществляли общественный мониторинг и во время проведения выборов губернатора Ставрополья в сентябре 2019 года. Такое общественное наблюдение помогает внести ощутимый вклад в объективность и прозрачность выборов, является гарантом их спокойного проведения, ибо наблюдатели от общественных палат не представляют какую-либо политическую силу, следовательно, являются неангажированными.
- Значит, в рамках предстоящего голосования состоится уже третий выход общественных наблюдателей на площадки избирательных участков в крае?
- В качестве наблюдателей, назначенных Общественной палатой Ставрополья и Общественной палатой России, это будет, действительно, третий выход на участки. Однако хочу отметить, что начало работы в сфере общественного наблюдения за избирательными процедурами на Ставрополье было положено нами еще 8 лет назад, на выборах Президента Российской Федерации в 2012 году по линии Ассоциации юристов России. С той поры наши наблюдатели работали при проведении десяти различных выборов, причем с 2014 года эта деятельность ведется юристами и общественниками региона совместно.
- Объединение сил – всегда хорошее подспорье. Знаю, что вместе с потенциалом юридического сообщества краевая Общественная палата регулярно использует и силы общественных советов городов и районов Ставрополья...
- И это дает нам большое преимущество, ведь кому как не общественникам на местах эффективнее напрямую взаимодействовать с земляками, привлекая к работе по наблюдению на выборах гражданский актив, тех, кто максимально ответственно и эффективно проявит себя в этой важной общественной деятельности.
Хочу сказать и о незаменимой помощи нам в подборе кандидатов в общественные наблюдатели, которую оказывают общественные объединения, вузы и ряд партий, с которыми мы заключили соглашения о сотрудничестве. Кстати, всего для такой работы было заключено 32 соглашения.
- Таким образом, Общественная палата опирается на общественные объединения и активное население края и формирует армию наблюдателей. Велика ли она в этот раз?
- Более чем когда-либо. Мы уже набрали практически 7900 наблюдателей, а это вдвое больше, чем на президентских выборах, где работали 4170 наблюдателей, и втрое, чем на выборах губернатора, когда их количество было 2577 человек. В итоге сейчас можно с уверенностью констатировать, что в День общероссийского голосования на каждом из 1394 избирательных участков на Ставрополье, за исключением временных и малочисленных, будут работать по 6 наблюдателей от Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Ставрополья.
- Но как в современных реалиях идет подготовительная работа с таким числом наблюдателей, не отразятся ли карантин и самоизоляция на ее качестве?
- Помогают тот опыт и практические наработки, которые у нас уже есть. По большому счету, на каждом из этапов нашей деятельности изменились только формы работы, а ее суть осталась прежней.
Если в предыдущие годы в рамках реализации заключенных Ставропольским региональным отделением Ассоциации юристов России и Общественной палатой Ставропольского края с краевой избирательной комиссией соглашений о сотрудничестве и взаимодействии мы собирали наблюдателей в аудиториях, проводили зональные семинары, то сегодня обучение приобрело онлайн-формат.
Хочу обратить внимание, что кроме наблюдателей для оперативной связи и оперативного реагирования во всех городах и районах мы, как и прежде, используем институт координаторов, результаты деятельности которого оказались очень эффективными. Кстати, с ними в дистанционном режиме мы провели работу, передали им Кодекс этики общественных наблюдателей, а также «Золотые стандарты» по общественному наблюдению на участках для голосования при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
Хорошим подспорьем в проводимой работе являются центры избирательного права и процесса в городах Ставрополе и Пятигорске. Они были открыты и работают с 2014 и 2015 года соответственно, и в обучении наблюдателей в рамках предстоящего общественного голосования мы также активно используем их потенциал.
- А очные занятия есть в планах?
- Безусловно, с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки мы будем принимать решение и о проведении очных обучающих семинаров, если будет такая возможность. Но на сегодняшний день составлен график, и обучение пока предусмотрено в режиме онлайн. Кроме того, мы планируем обеспечить наблюдателей печатными методическими материалами.
- Усилить общественный контроль на выборах помогает и общественная «горячая линия» регионального отделения АЮР и ОП СК. Будет ли она работать в этот раз?
- Наша «горячая линия» за годы ее проведения подтвердила свою востребованность, и мы обязательно продолжим ее проведение. Для удобства жителей региона она, как и раньше, будет доступна по бесплатному федеральному номеру 8-800-100-26-16. Также Общественной палатой края совместно со Ставропольским региональным отделением Ассоциации юристов России будет организована работа ситуационного центра.
- Ну и к насущному вопросу обеспечения режима безопасности здоровья в День голосования. Какие меры будут предприняты?
- Вместе с правительством Ставропольского края, Роспотребнадзором, минздравом и крайизбиркомом мы активно сотрудничаем в этом направлении, чтобы голосование для всех жителей Ставрополья, а также членов избирательных комиссий и наших наблюдателей прошло во всех отношениях спокойно и без риска для здоровья. К примеру, все наши наблюдатели будут обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной защиты и пройдут тесты на COVID-19.
16 июня 2020 года