«Живой город – здоровый город»: С ветерком и без смога
«Для отпора всем вирусам укрепляем здоровье». Таков один из основополагающих тезисов учредителей Национальной инициативы «Живой город – здоровый город». Не случайно в центре эмблемы этого общественного движения, отображающей представление учредителей о живом постэпидемическом городе, изображены велосипедисты. Движение на велосипедах позволяет решить сразу две основополагающие задачи: избежать скопления людей в общественном транспорте и укрепить здоровье.
О том, как приобщить к здоровому образу жизни горожан и сохранить на курорте свежий воздух, я беседую с одним из лидеров интернет-сообщества «Велокисловодск» 30-летним инженером-строителем Романом Мираковым.
-Когда и как ты подружился с велосипедом?
- Серьезно увлекся в студенческие годы, когда подрабатывал в пункте проката регулировкой велосипедов. Сейчас на пару с товарищем держим собственный велопрокат. По интернету списываемся с любителями путешествий и спортсменами, которым неохота через всю страну тащить на Кавминводы свои велосипеды. Здесь мы им не только предоставляем по весьма доступной цене качественные аппараты, но и рассказываем о самых интересных маршрутах.
- Насколько окрестности Кисловодска подходят для езды на велосипеде?
- Вокруг города словно специально для велосипедистов природа создала множество прекрасных маршрутов. Причем на любой вкус и для любого уровня подготовки. Так, по ущелью реки Ольховки можно без особых усилий, с привалом у знаменитой Лермонтовской скалы, прокатиться до поселка Нарзанного. Покатушка по улице Донской вдоль ущелья реки Кабардинки тоже доставит удовольствие любителю активного отдыха. Так же, как и маршруты вдоль Березовского и Аликоновского ущелий.
А хорошо тренированные велосипедисты умудряются за один день смотаться в Долину Нарзанов или на гору Бермамыт и вернуться в город. Для тех же, кто любит путешествовать с ночевками в палатке, отлично подойдет маршрут из Кисловодска до урочища Джилы-Су.
- О том, что автомобиль - главный враг окруженного горами Кисловодска, экологи говорят с середины прошлого столетия. Но ограничить въезд в город-курорт не удалось, массово внедрить электромобили тоже. Может ли экологически чистый велосипед потеснить автомобили как городской вид транспорта?
- Кисловодск – очень рельефный город. Здесь много крутых подъемов и спусков. Это не только неудобство, но и изюминка – на кисловодских улицах сполна может раскрыть себя горный велосипед. Вместе с тем есть маршруты, вполне комфортные для езды на любом велосипеде.
Чтобы люди массово пересели с автомобилей на двухколесный транспорт, надо лишь соответствующим образом обустроить городскую инфраструктуру и принять некоторые организационные решения.
- Как именно следует подготовить инфраструктуру для велосипедистов?
- Первым делом желательно возле каждого учреждения, супермаркета, в каждой зоне отдыха установить велопарковки. Чтобы владелец не переживал за своего двухколесного друга. Пока в Кисловодске этого нет. Также для комфортного движения на велосипедах и самокатах в городе-курорте, по моим подсчетам, нужно сделать около 500 плавных съездов с бордюров.
Недавно меня пригласили в Ставрополь на форум по развитию велодвижения. Там много интересного рассказал парень из Минска. Например, у них возле многоквартирных зданий устанавливают охраняемые «велодома». Также в столице Белоруссии есть бульвар, который пересекает почти весь город. Когда на нем разметили велодорожку, значительно больше минчан стали передвигаться по городу на велосипедах. В Кисловодске аналогичную роль мог бы сыграть проспект Победы…
- Но пока в городе-курорте наблюдается обратная тенденция. На Курортном бульваре, где всегда свободно ездили велосипедисты, установили знак «Движение на велосипедах запрещено»…
- Я знаю, что некоторые отдыхающие жаловались в местную администрацию, будто бы велосипедисты мешают им спокойно гулять по бульвару. Но эту проблему можно было решить и без запретов. Ширина бульвара вполне позволяет без ущерба для пешеходов проложить там велодорожку.
А вот на других улицах города, в том числе и на самой широкой, проспекте Победы, выделять на тротуаре отдельную полосу для движения велосипедистов, на мой взгляд, не стоит. Это породит законное недовольство пешеходов – во многих местах будет тесновато. Однако и ездить на велосипеде по нашим дорогам опасно…
Оптимальный для Кисловодска вариант предусмотрен действующими Правилами дорожного движения. В условиях, когда на тротуаре нет выделенной для велосипедистов полосы и нет возможности беспрепятственно двигаться по дороге в метре от обочины, допустимо на достаточно широком тротуаре установить знак «Велопешеходная дорожка» или нанести соответствующую разметку. По этой дорожке пешеходы и велосипедисты передвигаются как им удобно. Надо лишь соблюдать ограничение скорости и быть взаимно вежливыми.
Из собственного опыта знаю, что достаточно попросить идущих по тротуару людей: «Будьте добры, пожалуйста, пропустите велосипед», и никакого недовольства или конфликтов не возникает. Когда же мне хочется промчаться наравне или даже быстрее автомобилей, я выезжаю на дорогу и гоню что есть мочи. Но это уже на свой страх и риск.
- Можно изменить инфраструктуру и правила движения. Но как изменить сознание людей? Как убедить кисловодчан, что ездить на велосипеде полезно и для здоровья, и для города-курорта?
- Приучать к тому, что велосипед - самое удобное средство передвижения в городе, надо с детства. Прежде велопарковка была только возле школы № 2. Там ставит свой велосипед и преподавательница физкультуры, и ребята. Я недавно сварил несколько велопарковок и раздал по школам. Надеюсь, это подтолкнет преподавателей и школьников пользоваться велосипедами. При этом, конечно же, нужно для каждого ребенка разработать маршрут безопасного передвижения на велосипеде от дома до школы.
- Однако и тогда останется определенная часть взрослых и подростков, которые предпочтут поездку на машине или в автобусе, чтобы физически не напрягаться, не потеть. Какую альтернативу можно предложить им?
- Электросамокат и электровелосипед. Мой сынишка постоянно гоняет на электросамокате. Одной зарядки достаточно, чтобы проехать по улицам города 30 километров. Без проблем можно оснастить электрическим двигателем практически каждый велосипед. Я сам недавно купил в Пятигорске и установил на свой велосипед электродвигатель, переключатель и специальную трещетку, позволяющую двигаться как с помощью мотора, так и крутить педали, как обычно.
От редакции: Жизнь, конечно, продолжится и после пандемии. И все озвученные вопросы актуальны. Однако не забудьте об ограничительных мерах. Пока сидим дома!

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
