Книжная история под занавес Года театра
Библиотечные истории из жизни отдела редкой книги краевой библиотеки им. М.Ю. Лермонтова нередко превращаются в самые настоящие увлекательные расследования. Так случилось и с этим простеньким изданием в мягкой обложке с витиеватым орнаментом в стиле Серебряного века.
Книга эта была подарена статскому советнику Николаю Германовичу Дидрихсону автором пьесы. Поскольку больше книг, принадлежавших этому человеку - почетному гражданину города Ставрополя, пока в фонде не обнаружено, мы принялись изучать запись на титульном листе. Сам текст не совсем обычный - очень уж большой для книжной страницы. В нем высказывались теплые комплименты Николаю Германовичу и сообщалось, что коллежский асессор К. И. Фоломеев дарит ему свою комедию «Злая яма».
Подарок сделан 1 июня 1904 г. в память о работе в ревизионной комиссии. Далее идет перечень объектов, проверенных комиссией весной 1904 г. в Пятигорске, Железноводске, Кисловодске, следуют всяческие подробности. Казалось бы, ну что тут необычного? Сколько мы уже встречали такого рода книжных подарков… Даже известный доныне городской садовник Ставрополя Бернард Новак подписывал свою книгу некоему рабочему, причем теплая надпись сделана на чешском языке.
В описываемый период Н.Г. Дидрихсон был направлен в Пятигорск главным контролером при управлении Кавказских Минеральных Вод. Именно он сопровождал вышеупомянутую комиссию, обеспечивая ее деятельность. Удивило нас другое: жанр произведения и должность дарителя. Дальнейшие архивные поиски показали, что у Константина Ивановича Фоломеева, служившего в отделе соляных и нефтяных промыслов горного департамента, было издано несколько пьес. А «Злая яма» выходила дважды: в 1899 и 1901 годах. Непонятно только, почему так долго «добирались» книги до самого автора? В обнаруженной здесь же накладной книжного склада от 12 мая 1904 г. указано на отправку К. Фоломееву пяти экземпляров пьесы. Один из этих пяти, стало быть, и подарен Дидрихсону.
Так значит Фоломеев был не только чиновником, но и драматургом? Насколько были популярны его пьесы, видел ли их зритель? Выяснилось, что «Злая яма» ставилась на сценах Санкт-Петербурга, Вильно (Вильнюс), Одессы, возможно, и других театров. Вот как драматург А.Я. Бруштейн определяет качество пьесы, описывая работы виленских актрис: «Очень хороша была Кварталова в пьесе К. Фоломеева «Злая яма». Шаблонную... ситуацию юной девушки, оставшейся после смерти отца без всяких средств с младшим братом-гимназистом, не имеющей возможности честным трудом прокормиться и дать брату закончить гимназию, Кварталова раскрывала очень сдержанно и трогательно». Описывая сюжет падения героини в «злую яму» проституции, автор анализирует художественные приемы, использованные актрисой. И продолжает: «…Лучше всех в спектакле «Злая яма» была Алексеева... Она создавала превосходный образ простой русской женщины, неграмотной прачки, несущей в себе то подлинное «золото, золото - сердце народное», о котором писал Некрасов».
С профессиональным удовлетворением вспоминал сыгранную в «Злой яме» роль гимназиста Коли актер Павел Орленев: «Помню, одну паузу впервые я осмелился сделать на сцене без разрешения автора и режиссера: так просто вдруг вдохновение нашло». И по этому поводу получил похвалу критика, назвавшего его работу настоящим творчеством. Очевидно, драматургический материал давал исполнителям такую возможность.
Такие вот они были - дореволюционные чиновники. И ревизии проводили, и пьесы писали. Правда, вопросы в этой истории все же еще остались. Например, почему «Злая яма» названа комедией, когда в пьесе так много горя и слез? По рассказам современников, в Одессе «на каждом представлении пьесы Фоломеева в местном театре присутствует врач по нервным болезням - неслыханный сервис в театральном деле!». Видимо, для особо чувствительной публики... Интересно также, ставился ли такой спектакль на ставропольской сцене? Ведь пьеса явно пользовалась популярностью среди режиссеров своего времени. Наверное, далее расследование продолжат историки литературы и театра.
25 декабря 2019 года