Театрально-музыкальный фестиваль «Эолова арфа» собрал вокалистов страны в Пятигорске
В Пятигорске на базе Государственного театра оперетты при поддержке правительства Ставропольского края, министерств культуры РФ и СК проходит II Международный театрально-музыкальный фестиваль и конкурс вокалистов «Эолова арфа».
Перед началом прослушивания участников конкурса организаторы и члены жюри «Эоловой арфы» встретились с журналистами. Первый заместитель министра культуры Ставропольского края Галина Павлова заявила, что «Эолова арфа» - значимое для региона событие. Тем более, что фестиваль проходит в Год театра и при поддержке Министерства культуры Российской Федерации:
- Отрадно, что второй год с нами Союз театральных деятелей и Большой театр. Хотелось бы, чтобы этот конкурс проходил ежегодно, ведь он дает старт молодым талантам.
Безусловно, авторитет конкурса существенно возрос благодаря тому, что его жюри согласился возглавить солист Большого театра народный артист России Владимир Маторин. А что побудило самого маэстро уделить внимание конкурсу в нашем регионе? Свое решение Владимир Анатольевич объяснил так:
- Десять лет назад я организовал Фонд поддержки культуры и традиций малых городов России. Идея была такая: столичные артисты выступают в провинциальных городах и всю выручку от проданных билетов оставляют местным жителям. Но при одном условии: местные власти во всеуслышание объявляют, сколько денег собрали и на что их потратят. Таким образом, одновременно преследовали две цели: просветительскую и воспитательную.
Свое короткое выступление народный артист России резюмировал так:
- Смотря в телевизор, кажется, что с культурой покончено. Но наши фестивали и конкурсы дают заряд оптимизма.
Начальник отдела музыкальных учреждений Союза театральных деятелей России Ольга Кораблина подчеркнула, что, хотя сейчас в стране проходит тьма всевозможных вокальных конкурсов, союз второй год поддерживает и впредь намерен поддерживать именно «Эолову арфу»:
- Этот фестиваль выделяется из всех других тем, что в нем в основном участвуют артисты театров. Здесь обращают внимание не только на то, как человек поет, но и на то, как он играет, на актерское исполнение. А еще в рамках фестиваля показывают спектакли театра, чего на других конкурсах не бывает.
Уникальные особенности «Эоловой арфы» отметила и главный редактор «Музыкального журнала» Елена Езерская:
- Здесь есть номинация «оперетта», которая в последнее время практически исчезла из других конкурсов. Теряются традиции этого жанра, понимание сценического амплуа. Таким образом номинация помогает выявить те молодые силы, которые могут работать в этом жанре, а также поддерживает статус профессии. Ведь оперетта жива. Я много езжу по стране и вижу, как ее любят в разных регионах.
Отметили члены жюри и то, какую большую роль прошлогодний конкурс сыграл в судьбе нескольких его лауреатов. Зрелые артисты, крепкие профессионалы, они годами довольствовались в своих театрах ролями второго плана. А «Эолова арфа» пробудила их творческое самолюбие, дала им «второе дыхание»: артисты стали выступать с сольными концертами, одну за другой осваивают новые роли в спектаклях, в том числе и заглавные.
Директор Ставропольского государственного театра оперетты заслуженный работник культуры России Светлана Калинская рассказала журналистам, насколько широка география участников «Эоловой арфы»: в Пятигорск для участия в творческом конкурсе приехали вокалисты из Москвы, Ростова, Нижнего Новгорода, Перми, Сочи, Махачкалы, Грозного, Нальчика, а также из Московской, Свердловской и Саратовской областей. Статус международного конкурса поддержали вокалисты из Армении, Белоруссии, Молдавии, Монголии и Луганской Народной Республики.
Подчеркнули участники пресс-конференции и еще одну уникальную особенность «Эоловой арфы». Это едва ли не единственный вокальный конкурс в стране, где с участников не берут взнос. Более того, организаторы полностью оплатили их проживание и питание на все время фестиваля. Понятно, что такая фишка конкурса в Пятигорске особенно привлекает студентов музыкальных вузов. Но соперничать с профессиональными артистами им пока не по силам. На предыдущей «Эоловой арфе» ни один из студентов не смог пройти во второй тур. Организаторы нынешнего конкурса это учли. Чтобы не отбить у самых молодых желание участвовать в «Эоловой арфе», они решили для учащихся и студентов провести как бы конкурс в конкурсе - прослушать их отдельно, а лучшим предоставить право выступить во втором туре под аккомпанемент оркестра.
С этого и началась конкурсная программа фестиваля. Ее открыла Элина Кунашева из Нальчика. Затем студентка Ростовской консерватории имени Рахманинова Любовь Захарова на немецком языке исполнила арию Мариэтты из оперы «Мертвый город», а на русском - арию Натальи из оперы Тихона Хренникова «В бурю». В обоих произведениях высокая девушка в бирюзовом платье не только весьма умело выводила вокальную партию, но и буквально зримо представляла своих героинь. Так что зал, где были только участники конкурса и журналисты, не удержался от аплодисментов.
Помимо прослушивания участников конкурса в рамках фестиваля артисты Ставропольского государственного театра оперетты представили постановку оперетты Кальмана «Графиня Марица» и мюзикл «Труффальдино из Бергамо». Кроме того, солист Большого театра Владимир Маторин даст мастер-класс по вокалу, а главный редактор «Музыкального журнала» Елена Езерская - по драматургии сценического образа.
Сегодня фестиваль завершится награждением лауреатов в номинациях «академический вокал», «оперетта и музыкальная комедия», а также гала-концертом с их участием.
30 октября 2019 года