06:57, 12 июля 2019 года

Выживут ли печатные СМИ? Вопрос переходит в категорию вечных

Очередное заседание правления Союза журналистов Ставрополья (СЖС) прошло в Светлограде. Его открыл и вел председатель СЖС Василий Балдицын. А с докладом по основному вопросу «Актуальные проблемы производства и выпуска печатных СМИ и возможности их развития в условиях цифровизации» выступила не так давно возглавившая ГАУ СК «Издательский дом «Периодика Ставрополья» Алла Абастова. Под ее началом 26 районных СМИ края. Как говорится, ей и карты в руки.

Но сначала зададимся вопросом: что же такое цифровизация, она же цифровая трансформация, она же диджитализация? Это я так, чтобы разногласий потом не было. Потому что собственно докладчица отметила:

- Тема моего выступления звучит так глобально, что даже страшно. Поэтому я буду говорить не столько о деятельности нашего учреждения, сколько об общих тенденциях.

Итак, цифровизация - это изменение формы бизнеса, причем любого, и газетного в том числе, в условиях виртуальной реальности на основе баз данных. Это новые бизнес-процессы, организационные структуры, положения, регламенты и так далее, и тому подобное. Короче говоря, наш новый удивительный мир. И как же себя ощущают в нем печатные СМИ?

Живые-неживые

Да ничего себе ощущают. Как и все последние годы, не живут, а выживают. Проблемы все мы, журналисты, и даже продвинутые читатели, в принципе, прекрасно знаем.

Проблема первая и основная. Падение тиражей печатных изданий, которое полным ходом идет в России в целом и в частности в Ставропольском крае. И дело не в том, что газеты не хотят читать, а в том, что не могут - газеты просто не доходят до своих читателей. В силу разных причин. Но об этом чуть позже. Пока же попробуем ответить на вопросы, как и почему падают тиражи печатных газет.

Постоянно падают и неуклонно. Алла Абастова отметила, что этот процесс затронул и районные газеты.

- За несколько лет, - сказала она, - суммарный тираж изданий «Периодики Ставрополья» снизился. Одновременно из-за кризисных явлений в экономике значительно уменьшился объем рекламы, и, как следствие, произошло снижение рекламных доходов и сокращение объема (количества страниц) изданий. Значимым фактором в этой ситуации также является цена на газетную бумагу. За последние три года рост цены на бумагу, которую закупает «Периодика Ставрополья», составил 16 процентов. По сравнению с 2014 годом рост 40 процентов. Примерно четверть бюджета любого издания составляют расходы на бумагу и полиграфию.

Многие сейчас говорят о том, продолжила руководитель «Периодики Ставрополья», что основной причиной падения тиражей изданий стала переориентация аудитории с печатных СМИ на интернет. Но читатель районной газеты - в подавляющей массе человек в летах и привык к спокойному чтению бумажного издания, которое можно отложить, а после снова вернуться. Районная газета и сегодня – один из основных информационных каналов в Ставропольском крае, через который граждане даже в отдаленных населенных пунктах имеют возможность получить информацию обо всем, в том числе и о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Но у газетчиков нет дистрибуции, то есть не организована доставка газет к читателю-подписчику. И этим тоже объясняется падение тиражей. Редакции газет производят товар, а доставкой занимается сторонняя организация, которая не заинтересована в его распространении, в увеличении продаж, напротив, всячески стремится сократить свои хлопоты по доставке периодики. А как же Почта России, спросит читатель. А она и есть та сторонняя организация. И она нам - газетчикам и читателям - не друг, и не подруга, и не враг, а так… Но это «так» сказывается в последние годы на судьбе печатных СМИ весьма плачевным образом.

Обдираловка-обираловка

- Основополагающим фактором, повлиявшим на тиражность, является рост почти в три раза тарифов на подписку Почты России с 2014 года. Именно тогда были отменены государственные субсидии на доставку подписных изданий. Повышение подписной цены вызывает недовольство подписчиков, многие из которых – пенсионеры и люди с низким уровнем доходов, - констатировала докладчик,

Чтобы читатели поняли, что их обдирают не журналисты, а почтовики, приведу только два примера. Например, подписная цена на районную газету «Наша жизнь» - 468 рублей, только 105 - это собственно редакционные расходы: оплата труда журналистов, коммунальных услуг, бумаги, полиграфии и так далее. Все остальное - 353 рубля - забирает почта. Подписная цена на районку «Степной маяк» - 412 рублей, почта за доставку забирает 292 рубля, газетчикам остается 120 рублей.

Мыслимо ли это, чтобы в цене товара затраты на производство составляли от 25 до 30 процентов, а доставка товара стоила бы 70 процентов? При этом сегодня редакции газет оплачивают затраты по перевозке и перегрузке печатной продукции. Получается, подписчик платит Почте России за доставку газеты от почтового отделения до дома, а редакция погашает транспортные расходы.

И в этих условиях, что бы ни предпринимали газетчики, их усилия идут прахом. Собственную службу доставки, альтернативную почтовикам, просчитывали? Просчитывали. В 2015-2016 годах, напомнил Станислав Чипига, возглавлявший тогда «Периодику Ставрополья», цена вопроса была около 136 миллионов рублей, плюс годовое обслуживание еще 30 миллионов. Денег тогда не нашли. Да и сейчас их нет. Как считают многие члены правления СЖС, время упущено, уже поздно этим заниматься.

Многие редакции зарегистрировались в подписном агентстве Почты России, что дало не только 5-процентную скидку на издания, но и возможности для онлайн-подписки. Все мы уже забыли о каком-то ранее существовавшем творческом соперничестве и пиарим друг друга на своих ресурсах - только бы о нас не забыли. В ряде редакций идет работа с альтернативными способами подписки и доставки газеты. Особенно актуальна сейчас корпоративная подписка, когда редакция самостоятельно доставляет газеты потребителю. Что-то меняется. Но этих перемен явно недостаточно, чтобы изменить ситуацию в корне.

Пакетный заказ рекламы практикуем? Практикуем. Мы вам, заказчикам, все - и газету, и сайт, и соцсети - за одну цену.

Монополисту не до СМИ

Сколько бы мы ни поднимали вопросы увеличения тарифов, все прекрасно понимают, что Почта России – монополист, и мы не в силах повлиять на тарифную политику этого учреждения. Я вот как-то покупала в одном из почтовых отделений стиральный порошок. Стоил он, наверное, на какие-то копейки больше, чем в специализированном магазине, но разница в цене была некритична, а почта была по дороге. Почему же на доставку печатных СМИ такая накрутка? Не знаю. И никто не знает. Это предприятие в последнее время ведет абсолютно непредсказуемую политику в области ценообразования, а потому несложно догадаться, что тарифы и дальше будут расти.

Говорят, что почта сейчас торгует почти всем ассортиментом супермаркетов. А станет еще «краше». Во всяком случае, это следует из июньского интервью заместителя генерального директора Почты России по почтовому бизнесу и социальным услугам Ярослава Мандрона с броским и издевательским по отношению к печатным СМИ и их читателям названием «Почта остается с человеком».

О чем идет речь? В России не будут сокращать сеть сельских почтовых отделений. И это правильно. Более того, планируется переформатировать их и расширить функционал. В это Почта России даже инвестирует свои деньги. 124 тысячи почтальонов по всей стране, из которых более половины работают в небольших городах и сельской местности, руководство монополиста расценивает как «социальную армию», которая будет «решать любые комплексные задачи всероссийского масштаба». Так что Почта России, уже ставшая банком и магазином, станет еще центром местной общественной жизни, а также центром обучения, повышения квалификации и профессиональной ориентации, платформой социально значимых и бытовых услуг. Почтальоны уже передают данные о состоянии здоровья местных жителей (вместо минздрава) в профильные учреждения, после чего уже медицинское учреждение работает с человеком, нуждающимся в очном визите к врачу. И собирают информацию об одиноких нуждающихся в социальном уходе людях (вместо минтруда)… Агрессор прямо какой-то на чужих полях. Хоть и социальных.

А вот подоспел и ответ агрессору. «Пятерочки» хотят конкурировать с Почтой России за посылки граждан. X5 Retail Group планирует запустить сервис отправки и выдачи посылок через магазины у дома. X5 начала развивать инфраструктуру доставки товаров, которые не предназначены для продаж в ее сетях, год назад. Уже сейчас в «Пятерочке» можно получить заказы сторонних интернет-магазинов и маркетплейсов. А дочерняя структура ретейлера изучает потенциальный спрос на отправку посылок (?) населением через магазины и оценивает этот сегмент.

Если и дальше так пойдет, на заправках будут стричь и брить, врачи разносить письма (следуя такой логике, они же все равно по вызовам ходят). Этот список можно еще дофантазировать… Но кто же будет заниматься доставкой газет и журналов? Вернее, кто должен этим заниматься? Почта? То, как она это делает, доказывает, что доставка СМИ явно не в ряду ее приоритетов. И вот почему.

Газеты не умирают. Их убивают

Есть Закон «О почтовой связи». И в нем статья 16. Называется «Услуги почтовой связи». Доставки печатных газет там нет и в помине. Об этом напомнил на заседании правления бывший редактор «Ставропольской правды» Михаил Цыбулько. За то, что есть в законе, с Почты России спрашивают как с государственной структуры - по-государственному. А раз нет в перечне социально значимых услуг доставки газет, то и спроса никакого с почты, - продолжил Василий Балдицын. С нее спрашивают по принципу экономической эффективности. А доставка СМИ экономически эффективной быть не может по определению.

Есть ли выход? Конечно, есть. Ввести в статус социально значимых услуг Почты России доставку печатных СМИ. Иного пути нет. Потому что сладить с почтовиками и добиться доставки в оговоренное время, а не раз в неделю, не смог даже такой гигант, как издательский дом «Комсомольская правда». Значит, нужно выступать с законодательной инициативой. По решению правления Союза журналистов Ставрополья с просьбой о такой инициативе выйдет президиум творческого союза.

Очень хочется быть оптимистом. Верить в то, что депутаты поймут и примут аргументы журналистов и выйдут с такой инициативой. Но… Один из самых мощных региональных издателей Вячеслав Белоусов недавно объявил, что «Вечерний Северодвинск», хорошо известная в России газета, у которой многие многому учились, закрывает печатную версию, просуществовавшую 22 года. Остался только сайт.

А в Америке, Азии и Европе газеты и сейчас издают и читают. Андрей Мирошниченко, автор книги «Когда умрут газеты», ныне живущий в США, недавно рассказал в статье, что в Америке все чаще успешные айтишники начинают выпускать газеты и журналы. Когда их спрашивают, зачем они это делают, отвечают, что им потребовалось что‑то осязаемое. В Европе точно так же. В Норвегии, закрывая печатные СМИ и переходя в интернет, в свое время продали оборудование. А потом закупали новое и возобновляли выпуск бумажных изданий.

Наверное, мы тоже пойдем таким путем. Особым российским путем – с отставанием на несколько десятилетий. Но я свято верю, что, куда бы ни тронулся вагончик современной жизни России, перо в руках журналистов печатных СМИ все равно останется...

*****

А еще на удивление много интересного было в «разном». Мария Коробко, главный редактор «Ставропольского репортера», презентовала новый детско-юношеский журнал СКФО «Юный репортер». Елена Куджева, руководитель Пятигорского территориального отделения Союза журналистов Ставрополья, рассказала о горячей реакции журналистского сообщества КМВ на тайное уничтожение сосен на горе Машук, оно и по сей день держит эту ситуацию под контролем. Ирина Стрыжкова, руководитель Кисловодского территориального отделения, говорила о борьбе журналистов против пересмотра в городах-курортах границ зон горно-санитарной охраны в сторону их сокращения.

Право слово, каждая из этих тем заслуживает отдельного рассказа. И мы к ним еще вернемся.

Кадровые изменения.

Пленум СЖС одобрил кадровые изменения в руководящих органах творческого союза. Валентина Лезвина ушла в отставку с поста ответственного секретаря. Обязанности эти будет выполнять Татьяна Гладикова, ранее возглавлявшая ревизионную комиссию СЖС. А руководить работой ревкомиссии теперь будет заместитель главного редактора «Вечернего Ставрополя» Вадим Дубило. Членом президиума Союза журналистов Ставрополья пленум избрал взамен выбывшего коллеги Аллу Абастову.

«Вагончик тронется, перо останется»
Газета «Ставропольская правда»
12 июля 2019 года