«Мусорная реформа»: муниципалитеты Ставрополья ждут правовых уточнений
- Игорь Васильевич, недавно на заседании вашего комитета обсуждались проблемы организации капремонта в крае. Скажите, пожалуйста, есть ли уверенность у депутатов в финансовой устойчивости всей этой системы в крае? Говорят, что темпы сбора средств отстают от графика выполнения запланированных на трехлетку работ. В связи с этим не витают ли в воздухе идеи о бюджетной поддержке фонда капитального ремонта?
- Депутаты Думы края, представители заинтересованных министерств и ведомств, управления Федеральной службы судебных приставов по СК, местной власти регулярно с участием руководства регионального Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов обсуждают ситуацию с выполнением программы обновления жилого фонда.
В эту программу на Ставрополье включено на 2014 - 2043 годы более 9 тысяч многоквартирных домов. В 2018 году, в частности, был запланирован капитальный ремонт в 439 многоквартирных домах общей стоимостью более 1,3 млрд рублей. В 296 из них работы завершены, оплата подрядным организациям произведена на сумму 530 млн рублей. На 81 объекте также работы закончены, ведется комиссионная приемка, оплата подрядным организациям в сумме 430 млн рублей будет осуществлена до 1 апреля текущего года. В 59 домах ремонт планируется завершить до 1 июля 2019 года - оплата составит 360 млн рублей.
Это значит, 2018 год не стал исключением. Как и в предыдущем, 2017-м, далеко не все дома реанимированы в срок. И ситуация осложняется тем, что, вступив в новый год, приходится еще какое-то время заниматься ликвидацией допущенного отставания, разбираться с прошлогодними «хвостами». Несмотря на это, у депутатов нет сомнений в финансовой устойчивости созданной в крае системы капремонта. Но недочеты в работе, безусловно, имеются. И о них не стоит молчать. Даже при 96-процентной собираемости взносов, как доложил нам региональный оператор, и активной претензионной работе с должниками неизбежно образуется некоторый дефицит средств, что мешает выполнить намеченное в срок.
Возможно, в такой ситуации и приходят мысли о том, что можно было бы поддержать фонд вливаниями из краевого бюджета. Однако такое решение проблемы не вписывается в концепцию программы капремонта, который должен осуществляться за счет собранных взносов. На сегодняшний день предложений о бюджетной поддержке фонда капремонта от правительства края в Думу не поступало.
- Фонд, как вы сказали, пополняется финансами с нежелательным отставанием от запланированного графика работ. Как необходимо строить, на ваш взгляд, работу с должниками?
- Надо исходить из того, что оплата взносов на капитальный ремонт, как и оплата за жилое помещение и коммунальные услуги, является персональной обязанностью каждого из собственников помещений в многоквартирном доме. Он также несет бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса и статьей 210 Гражданского кодекса РФ.
Претензионная исковая работа с неплательщиками ведется фондом достаточно последовательно: в системе задействованы и судебная власть, и служба судебных приставов.
За три года действия программы региональным оператором по капремонту в судебные органы подано более 33 тысяч исковых заявлений о взыскании с жильцов задолженностей по взносам, вынесено около 6 тысяч судебных приказов, по которым взыскано 83,5 млн рублей. Соответственно, в службу судебных приставов направлено около 22 тысяч принятых судебных решений для принудительного взыскания долгов. Понятно, что работу эту необходимо настойчиво продолжать, чтобы исключить финансовые прорехи в программе реанимации изношенного жилого фонда. От того, как относятся к проблеме сами жильцы, безусловно, также многое зависит.
Но и деятельность самого фонда никогда не выпадает из поля зрения депутатского корпуса. Позаботиться о четком исполнении региональным оператором своих обязательств перед населением мы просто обязаны. Это наш долг перед избирателями.
Нельзя не сказать и о проблеме возвратности израсходованных средств. Это касается домов с небольшим количеством квартир. Жильцов мало, а потому выходит, что ремонт таких объектов выходит особенно затратным. Неслучайно не так давно было принято решение об исключении из программы капремонта домов, в которых не более четырех квартир.
- В 2019 году запланировано заменить 213 лифтов в 70 многоквартирных домах. Знаю, что эта тема также звучит на рабочих совещаниях в комитете. Как, по вашей оценке, продвигаются дела по выполнению этой большой задачи?
- В настоящее время министерством ЖКХ совместно с органами местного самоуправления выполнена актуализация 30-летней программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которой акцент сделан на модернизацию лифтового хозяйства в 2019 - 2020 годах. Приоритетной задачей является замена лифтов, которые отработали более 30 лет. Обновление лифтового хозяйства планируется начать уже в июле.
Финансовая модель реализации проекта предполагает введение с 1 июля 2019 года дифференцированного взноса на капитальный ремонт. Для домов, оборудованных лифтами, размер взноса составит 9 руб. 63 коп. за квадратный метр и 8 руб. 63 коп. для домов без лифтов. Общая стоимость проекта оценивается около 1,5 млрд рублей.
Модернизация лифтового хозяйства в приоритетном порядке стала возможна благодаря изменениям в федеральном законодательстве. В прошлом году регионы получили право откорректировать свои программы капитального ремонта с учетом необходимости замены отработавших нормативный срок подъемников.
- Сформирован научно-экспертный совет при совете законодателей края. Какой реальной помощи ждете от нового консультативного органа?
- В краевой Думе прошло первое заседание созданного недавно научно-экспертного совета при совете законодателей края, в состав которого вошли представители ученого и предпринимательского сообществ, общественных организаций.
Совет создан в целях научно-экспертного и научно-аналитического обеспечения законопроектной деятельности краевого парламента в части совершенствования регионального и федерального законодательства. Основные направления работы научно-экспертного совета перекликаются со стратегическими задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 20 февраля. В числе приоритетных выделены вопросы, касающиеся стратегии развития здравоохранения в крае и улучшения демографических показателей, в первую очередь это снижение смертности.
Проблемы развития человеческого капитала в сельских территориях, необходимость мер административного характера за нарушение правил содержания полигонов по утилизации твердых коммунальных отходов и режима «зеленого пояса», законодательная поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие инвестиционной привлекательности региона, производство актуального для курортных городов транспорта, работающего на альтернативных источниках энергии, совершенствование правового регулирования городских агломераций и муниципального контроля, межнациональные отношения и отработка механизма реализации Стратегии государственной национальной политики России - это круг вопросов, которым будет уделяться особое внимание. Опыт и знания экспертов в разных сферах жизни, без сомнения, помогут в законопроектной деятельности.
- Наш край, как известно, стал регионом-первопроходцем по реализации так называемой «мусорной реформы», которая привнесла много нового в коммунальную отрасль. Есть положительный опыт, о котором мы уже рассказывали. Тем не менее у органов местного самоуправления назрела необходимость правовых уточнений в рамках краевого законодательства. Что это за уточнения? Что планируете предпринимать?
- В связи с изменениями в федеральном законодательстве с 1 января 2019 года органы местного самоуправления наделены дополнительными полномочиями в области обращения с отходами производства и потребления. На муниципальные власти возложена ответственность за создание и содержание площадок накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы их размещения и ведение реестра таких мест накопления, организацию экологического воспитания населения.
В крае уже утвержден план-график мероприятий по экологическому просвещению и мотивации населения к раздельному накоплению ТКО, в соответствии с которым администрациям районов и городских округов края рекомендовано:
• принять нормативные правовые акты, утверждающие порядок определения мест размещения контейнерных площадок;
• включить в бюджеты соответствующих муниципальных образований на 2019 год средства на создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов;
• определить места установки контейнеров для раздельного накопления коммунальных отходов с учетом предложений регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне его деятельности;
• до 1 августа 2019 года обустроить такие площадки, снабдив всем необходимым для работы по-новому.
Выполнение этих мероприятий требует серьезных затрат, которые не под силу муниципалитетам. В связи с этим депутаты рекомендовали министерству ЖКХ края подготовить предложения по оказанию финансовой поддержки органам местного самоуправления для выполнения возложенных полномочий.
- Игорь Васильевич, как оцениваете деятельность первого регионального оператора, ООО «Эко-Сити», в 2018 году, стартовом году реформы?
- Предприятие «Эко-Сити» начало свою деятельность в первой зоне с 1 января прошлого года. Конечно же, быть первым всегда сложнее, особенно в сельских территориях, где люди никогда не платили за вывоз мусора. Тем не менее за прошедший год депутатами совместно с краевым министерством ЖКХ, органами местного самоуправления и региональным оператором была проведена огромная работа по налаживанию новой системы сбора мусора на местах. Конечно, предстоит еще много сделать. Следующий этап - переход к раздельному сбору мусора. Что касается сор-тировки и вторичной переработки ТКО, частично эти технологические процессы уже осуществляются на полигоне «Эко-Сити». Но, конечно, возможности далеко не исчерпаны.
Губернатор в свое время взял на себя ответственность за реализацию в нашем регионе пилотного проекта по реформированию сферы обращения коммунальных отходов. В результате мы в более выигрышном положении по сравнению с другими субъектами Федерации, где только приступают к этой, надо сказать, непростой работе.
- Насколько оправдано предпочтение потратить весомую долю краевого дорожного фонда на ремонт, реконструкцию и строительство местных дорог?
- Ставропольский край - сельскохозяйственный регион. Развитие дорожной сети, в том числе и сельских поселений, - одно из приоритетных направлений работы власти края. Наши региональные трассы находятся в хорошем состоянии, а вот некоторые муниципальные и межмуниципальные дороги требуют значительных финансовых затрат, которые неподъемны для местных бюджетов. Так что такое предпочтение мне кажется вполне оправданным и крайне важным. Таково общее мнение исполнительной и законодательной власти региона. В 2019 году увеличатся расходы на ремонт дорог муниципальных образований на 2,4 млрд рублей и составят 4,3 млрд рублей.
- Есть районы и городские округа, которые несколько лет подают заявки, но так и не могут получить субсидии. Наиболее частой причиной являются недочеты в оформлении документации. Что делать? Как помочь территориям?
- Ежегодно из краевого дорожного фонда выделяются субсидии муниципальным образованиям края на капитальный ремонт и ремонт местных дорог, и количество подаваемых заявок растет год от года. В прошлом году к распределению было предусмотрено 1,6 млрд рублей, а заявок подано на сумму более 4 млрд рублей.
Основными причинами отклонения поданных заявок являются, конечно же, неправильно оформленная документация и отсутствие права собственности на автомобильную дорогу, которая планируется к ремонту. Некоторые муниципалитеты никак не поставят все находящиеся на их территории дороги на свой баланс. Однако таких «беспризорников» с каждым годом становится меньше. Во многом это объясняется тем, что министерство дорожного хозяйства и транспорта СК организует для представителей местной власти обучающие семинары по грамотному заполнению конкурсной документации. В связи с выходом новой государственной программы Ставропольского края «Развитие транспортной системы» ведомством запланирована новая серия аналогичных учебных мероприятий в феврале-марте.
- Вызывает беспокойство работа такси, агрегатором которых является онлайн-платформа. Какие нужны новые законодательные решения, чтобы обеспечить качество новой услуги?
- Действительно, с появлением онлайн-агрегаторов такси поездки стали дешевыми и популярными, но не всегда эти поездки безопасны. Фактически агрегаторы никого не перевозят, они лишь принимают заказы, передают их исполнителям (таксопаркам и частникам) и снимают при этом с каждого таксиста процент. К агрегаторам может подключиться кто угодно, и у него не проверяют ни лицензию, ни страховку, ни техническое состояние автомобиля. Их работа законодательно не урегулирована: не установлены их права и обязанности, не определена ответственность перед пассажирами. Собственно, это всем известные «Яндекс.Такси», Uber, Gett Taxi, Maxim, «Везет» и другие.
13 декабря 2018 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственном регулировании работы такси в России, в том числе агрегаторов такси. Если законопроект примут, то водители такси должны будут получать специальное разрешение на работу, а агрегаторы должны будут работать только с такими водителями. Сейчас же лицензия выдается на машину, а не на конкретного человека.
Получить разрешение на работу таксистом смогут водители со стажем от трех лет, документ будет действителен как минимум пять лет. Водители должны будут хранить его в салоне автомобиля и предъявлять по требованию пассажира, сотрудника ГИБДД или полиции. Сейчас агрегаторы часто получают разрешение на автомобили, а затем сдают их в аренду физическим лицам, в том числе нелегальным мигрантам.
Арендная плата списывается ежедневно с виртуального счета водителя. В случаях ДТП компании - собственники автомобилей отказываются возмещать пассажиру причиненный вред, ссылаясь на передачу автомобиля во владение другому лицу, а водитель-мигрант, уклоняясь от ответственности, просто выезжает за пределы Российской Федерации.
Машины должны иметь фонарь оранжевого цвета на крыше, цветографическую схему по бортам в виде шашечек, которая позволит понять, что это такси, а также таксометр, если плата за поездку определяется по его показаниям. Автомобиль должен быть зарегистрирован в России.
Агрегаторы и службы такси должны будут регистрировать каждый заказ в специальном журнале, который можно вести на бумаге или в электронном виде. Данные о заказах нужно будет хранить как минимум шесть месяцев.
Иностранные сервисы смогут работать в России только через российскую «дочку», которая будет платить налоги и обрабатывать данные пассажиров на серверах на территории страны. Это обеспечит безопасное хранение персональных данных граждан, гарантирует блокировку сайтов и агрегаторов, оказывающих услуги ненадлежащего качества.
В случае принятия закона будет предусмотрена ответственность за передачу заказов таксистам-нелегалам - штраф в размере до 200 тысяч рублей, а в случае повторного нарушения - до 500 тысяч рублей либо приостановка работы на срок до трех месяцев.
Сейчас для тех, кто незаконно занимается таксомоторными перевозками, предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей, а в случае принятия закона увеличится до 30 тысяч рублей.
- Помню, как принимали нормативный акт об обязательном желтом цвете такси. А недавно эти ограничения краевой Думой были сняты. Почему?
- Законопроект о расширении цветовой гаммы кузова легкового такси был внесен советом Красно-гвардейского муниципального района. По мнению депутатов, в условиях сельской местности отсутствие таксопарков и предпринимателей, готовых инвестировать в их создание, а также длительный срок окупаемости вложений провоцируют повышение тарифов. Таким образом, услуга становится для многих недоступной.
Краевые депутаты, проанализировав практику других регионов и выслушав мнение профильных министерств и ведомств, приняли решение о снятии цветовых ограничений. Это позволит привлечь к легальной деятельности большее количество предпринимателей в сфере перевозок.
При этом следует особо отметить, что в целях обеспечения безопасности пассажирских перевозок все остальные требования к внешнему виду такси сохраняются.
- Как известно, в тариф ЖКХ закладывается инвестиционная составляющая. Изношенные инженерные сети, безусловно, нуждаются в ремонте. Но как проверить, насколько обоснована включенная в тариф плата за ремонт сетей?
- Тарифы не могут завышаться намеренно. Основы ценовой политики, методология формирования цен и тарифов и правила их применения определены федеральным законодательством и едины по всей стране.
В нынешних экономических условиях рост тарифов на коммунальные ресурсы неизбежен. Основными причинами роста тарифов является экономическая необходимость, связанная с повышением цен на энергоносители, общими инфляционными процессами в экономике, изменением налогового законодательства.
Перед установлением тарифов региональной тарифной комиссией в обязательном порядке проводится экспертиза предложений регулируемых организаций. Включение в тарифы непрофильных и не-обоснованных затрат не допускается, по итогам экспертизы они исключаются.
Также в соответствии со статьей 1571 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» распоряжением Правительства Российской Федерации утверждаются индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов.
13 марта 2019 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
