В «Фантазии и реальность» художника Виктора Иванова можно заглянуть в изомузее Ставрополя
В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств продолжается традиция проведения персональных выставок художников - юбиляров года. Нынче эту приятную череду открыла большая ретроспективная выставка живописца и графика Виктора Иванова, отмечающего в феврале 70-летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности.
Уже в самом ее названии «Фантазии и реальность» читается основная суть творческих поисков художника, его восприятия мира. В экспозицию включены полотна преимущественно из живописных циклов - «Художник и время», «Лики», «Космос», «Женщины. Век XX» и другие. Разные сюжеты, разные герои, само собой, разные краски, а палитра у Иванова широчайшая. Однако все работы так или иначе несут на себе явный отпечаток личности, главные черты которой можно обозначить коротко и просто: перед нами лирик и философ одновременно. Лирически-теплое отношение к миру излучают портреты и натюрморты, последние особенно - столько пышного цвета в них, столько позитивной жизненной энергии… А где-то рядом постоянно следует за художником философское настроение, то меланхолично-мечтательное, то эпатажно-взволнованное, то снисходительно-ироничное. Порой эти линии неожиданно смыкаются некими неописуемыми парадоксами. Вот зачем, подумалось, писать букет тюльпанов такими жутковатыми, ядовито-кровавыми красками? Нежный весенний символ счастливого пробуждения земли превращается в тревожный образ… зла? Угрозы? Отчаяния? И эти парадоксы можно проследить на протяжении всей экспозиции, видя, например, две абсолютно разные по настроению «Лунные сонаты», будто вышедшие из-под кисти разных авторов.
Быть может, таким причудливым образом воплотились в творчестве не только характер, но даже биография Виктора Иванова? Рожденный на ставропольском хуторе Фельдмаршальском Новоалександровского района, он достаточно долго потом жил, взрастал, учился в Средней Азии: сначала был Чимкент, потом Ташкент и только потом знаменитая Строгановка, давшая прочную профессиональную школу академической живописи. Вернулся на родное Ставрополье в 1983-м уже сложившимся мастером, членом Союза художников СССР. И хотя «азиатский» период не вошел в юбилейную экспозицию (видимо, этот материал следует показывать на отдельной выставке), перед нами, несомненно, «пожизненное» влияние специфики культуры Востока. И уже одно это выделяет художника среди других.
Ну а поскольку «Восток - дело тонкое», Виктор Иванов любит загадывать зрителю философские загадки. Как вам такое название: «Порог двойного бытия»? Или «Воин света»… Я уж не говорю про «Убить дракона», где в центре картины мы видим мальчика то ли в шлеме, то ли в буденовке в окружении фантастических чудищ. Сколько тут смыслов, намеков, символов, аллегорий. Виктор Иванов вообще мне представляется последовательным символистом в живописи. И столь же последовательным поклонником аллегории. Эта его «восточная» иносказательность придает многим полотнам глубокую мудрость притчи. И образы, рожденные смелым авторским воображением, при этом четко и верно ухватывают нечто очень существенное в картине реального мира.
Любопытным показалось наполнение аллегорией цикла «Художник и время», где перед нами проходят такие значимые фигуры мирового искусства - Рафаэль, Микеланджело, Рублев, Пикассо, Ван Гог. Здесь эта иносказательность несколько прямолинейна, даже наивна, но подкупает искренностью. Как не могут не задержать ваш взгляд поистине поэтические мотивы «Музыки космоса», «Очарованной души», «Полета в лунную ночь». Серьезный женский образ «Предчувствия зимы» вот-вот готов погрузить в размышления о пережитом, но рядом такой нежностью дышит натюрморт «Весеннее дыхание», что тяжелые мысли уступают место светлым ощущениям радости бытия. Это впечатление усиливает картина «Молодая мать», воспринимаемая современным воплощением образа Богородицы…
Порой аллегоричность и символизм работ В. Иванова почти что ставят в тупик. Как это было со мной перед мрачным полотном «Фашизм - абсолютное зло» или пронизанным библейскими мотивами «Светом вечности»… Да и в небольшой подборке графики художник тоже умудряется легкими воздушными линиями очертить неуловимое сочетание придуманности мифа и вполне себе конкретного автопортрета… Кстати, автопортреты Иванова - а их здесь несколько - придают выставке особую доверительность и реальность.
Многое открывает нам эта выставка, давая возможность словно заглянуть в творческую лабораторию мастера. Там, в ее таинственной тиши и сосредоточенности, рождаются образы, навеянные созерцанием природы, историческими событиями, мифами и легендами, литературой и поэзией. И все, что создает художник, обращено, разумеется, к нам, к нашему сердцу и уму.
Остается добавить немаловажное: Виктор Иванов - участник многих международных, республиканских, зональных, краевых, городских выставок. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях России, США, Германии, Франции, Греции, Болгарии, Израиля, Казахстана, Узбекистана. И еще хочется пожелать всем нам когда-нибудь все же заглянуть и в «восточные» кладовые художника.
1 февраля 2019 года