Почему не нужно опекать ребёнка?
В конце сентября в Ессентуках прошел медицинский форум «Здравоохранение и курортная медицина», который собрал широкий круг специалистов, занимающихся вопросами душевного здоровья, а также социальных педагогов, воспитателей и учителей. Одним из самых интересных, на наш взгляд, стал доклад врача-психиатра Ставропольской краевой психиатрической больницы Анастасии Василенко. Она говорила о негативном влиянии на детей усиленного контроля родителей. После конференции мы вернулись к теме. Журналисту «Ставропольской правды» Анастасия подробнее рассказала о тонкостях данного вопроса.
Начну с примера. У меня есть пес. И у моего соседа есть пес. Они даже похожи. Одного возраста. Взяв щенка, я пошла к кинологу и выполнила все советы по воспитанию. Мой пес гуляет без поводка, не лает, не кусается, ладит с «дикими» собаками, детьми во дворе и никуда от дома не убегает. Конечно, всегда есть риск, что он подхватит заразу или подерется. Но пока нормально. У соседа пес всегда на поводке - кидается на проходящих собак. Он сильный и иногда обрывает поводок и убегает. «Оторвавшись», пес ест на помойке и дерется с собаками, травмируется и убегает со двора на дорогу. Сосед с трудом ловит его, потом лечит расстройство желудка, травмы и покупает поводок покрепче.
Когда я была ребенком, у нас не было даже домашнего телефона. С семи лет я и мои сверстники находились сами по себе до прихода родителей с завода. Это шесть-семь вечера. Мы посещали кружки, ездили на автобусах, гуляли во дворе. И почти никто не нарушал установленные родителями правила: не гулять далеко, не уходить с незнакомыми людьми, вовремя приходить домой и т.д. Невозможно пожаловаться маме, если тебя обидели, унизили. Никто не поможет, если забыл ключ от квартиры, опоздал или подрался. Разбирались сами. И выжили. О своих двойках я старалась не говорить родителям. Это целый пласт отношений. Как сказать, или не сказать, или соврать? Из моей параллели в школе был только один наркоман. А между прочим, на дворе были 90-е!
Сейчас мои дети и племянники постоянно на связи. Пользоваться городским транспортом научились только те, кому больше двенадцати, так как у всех родителей есть машины. Учитель в любое время может позвонить родителю и наоборот. Есть смс-дневники, чаты в Вотсапе родительского комитета, классного руководителя. Ввели пропускной контроль на входе в школу. В нынешнем году будут присылать СМС о том, что ребенок вошел в школу, вышел из школы. О том, что сын получил двойку, я знаю до его возвращения из школы. И он знает, что я знаю.
Нам говорят, что это безопасность! Что повсюду педофилы! Что хороший родитель должен читать переписку своего ребенка в социальных сетях. Ну не открыто, а так… тайно. Ну не читать, а так… просматривать. Более честные и порядочные призывают: надо, чтобы ребенок сам показывал свою страницу в соцсетях родителям.
А вы заметили, что Интернет пестрит рекламой «программы прослушки» детского телефона, GPS-программами слежения и тому подобным? Одна из компаний запустила сервис «Родительский контроль», который позволяет следить за активностью детей в Интернете. За 150 рублей в месяц сервис будет анализировать публикации, лайки, подписки и комментарии ребенка во всех социальных сетях. Если чадо интересуется оружием, наркотиками, самоубийствами или пишет комментарии экстремистской и фашистской направленности, а также если у него в друзьях появились сомнительные взрослые люди, то родителям придет соответствующее уведомление.
Приводить сейчас определение психологического термина «гипер-опека», я думаю, нет необходимости. Гиперопека приводит к формированию инфантильной личности. Она выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, привязывать детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее приемлемым для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо принимаются без его участия. В результате маленький человек лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценивать. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность - условно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.
Нет никакой заботы в этом удушающем контроле. В анти-утопии «Черное зеркало» мама, потеряв однажды маленькую дочку, решается установить ей в голову чип. Чип отслеживает перемещения. Однако есть и другие функции – можно заблокировать восприятие информации о насилии, сексе, бранной речи. Да и вообще, можно видеть все, что видит ребенок. В подростковом возрасте девочка требует отключить гаджет. Столкнувшись с первой проблемой, мать тайком активирует прибор. Девушка беременеет, мать не может не вмешаться, и обман открывается. Закончилось все плохо – девочка убивает мать в приступе агрессии.
В практической работе психиатра я ежедневно сталкиваюсь с последствиями того, что у родителей и детей нет доверия друг к другу. В младшей школе это непослушание, провокативное поведение, истерики. В средней, пытаясь отвоевать свою свободу, дети учатся врать. В старшей школе начинается бунт – учеба забрасывается, возникает аддиктивное поведение. Бунт, однако, свободы не дает, так как подросток уже не может отделиться от опеки взрослых. Убежав из дома, он не знает, что делать с этой свободой. За него все и всегда решала мама. Обнаружив тупиковость положения, подросток совершает попытку суицида или применяет другие подобные методы, которые щедро описаны в Интернете.
Что же делает родитель ребенка с нарушениями поведения? Он ищет поводок покрепче. Мать одной моей пациентки взломала ее страничку в ВК. Увидела там слегка эротические фото своей несовершеннолетней дочки, которые та отсылала своему парню. Предварительно мама показывать страницу не просила. Реакция девочки – пришла на консультацию к психиатру и, не предупреждая взрослых, попросилась на госпитализацию. Мать, узнав, не позволила ее госпитализировать. Свой поступок объяснила так: «Она мне ничего не рассказывает. У нее что-то происходит, а я не знаю. Я же должна знать!». Думаю, теперь дочь будет делиться еще меньше, а мать и дальше будет искать способы контроля.
Так что же делать со страхом родителей? Я думаю, взрослых надо учить, как воспитывать ребенка, чтобы за него не было страшно.
16 ноября 2018 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
