Как развить государственно-частное парнёрство в сфере культуры
На очередном заседании общественного совета при краевом министерстве культуры прошли слушания по актуальным проблемам государственно-частного и муниципально-частного партнерства в деятельности учреждений культуры.
В них приняли участие замминистра Сергей Олесов, начальник отдела административно-правовой деятельности Оксана Ямкова, вел дискуссию председатель совета Владимир Лычагин. Были приглашены представители органов управления Невинномысска, Ставрополя, Шпаковского района, руководители ряда независимых и частных учреждений культуры.
Тема для обсуждения, сразу подчеркнул В. Лычагин, вызвана ситуацией, сложившейся в последние годы в сфере государственно-частного партнерства. Правда, в политическом смысле она возникла гораздо раньше, когда только начали формироваться новые экономические отношения в государстве. Как показывает жизнь, в последние годы все больше стал проявляться некий правовой разрыв между интересами бизнеса и государства. Достаточно долго интересы государства в этом вопросе не были четко сформулированы. О них много говорили на разных уровнях, спорили о необходимости государству делегировать свои интересы в любой бизнес и в культуру в том числе. Но только в 2015 году вышел наконец долгожданный Закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты». И теперь есть смысл проанализировать эти отношения в культуре края, поскольку в отрасли сегодня существует немалая частная инициатива культурных услуг населению. Любопытный факт: органы управления культурой осведомлены только о 12 частных партнерах в городах и весях Ставрополья, а вот в реестре налоговых органов таковых на 1 января 2018 г. насчитывается 255. Как видим, информированность о реальном положении дел оставляет желать лучшего. Как отмечали участники слушаний, всевозможные ЧП, ИП, ООО, занимаясь, например, реализацией товаров широкого потребления, при юридической регистрации, как правило, упоминают культурно-досуговые аспекты своей деятельности как бы вскользь - в графе «прочих». Более того, нередко эти фирмы лишь заявили о таких услугах, фактически же не реализуют их по каким-то причинам. Зачем тогда писать об этом в документах? А так, на всякий случай, дескать, случись что, на худой конец, начнем обслуживать свадьбы и корпоративы, снабжая музыкой, исполнителями и т. п. Поэтому та самая впечатляющая цифра 255 в действительности весьма завышена.
Впрочем, немало и вполне активно действующих учреждений культуры, которые достаточно внятно и интересно себя позиционируют. Даже несмотря на то, что у многих весьма сложная жизнь в плане доходности, складывающейся лишь из цены билета, которая, понятное дело, часто ограничена покупательскими возможностями населения. Завышать эти цены невозможно, не таковы реалии провинции. Это в столицах процветают черные рынки продажи супердорогих билетов на престижные шоу и фестивали. В небольших же городах у частных театров, музеев и картинных галерей подобных источников поддержания деятельности просто нет. Между тем среди этих театров и музеев есть вполне профессиональные, занимающие свою уникальную нишу в отрасли культуры, работающие, в конце концов, на общий уровень досуговой сферы региона. И их можно понять, когда они задают резонный вопрос: а как бы нам государство помогло в том или ином проекте, который мы могли бы заявить согласно названному федеральному закону? Словом, налицо обоюдная слабая осведомленность: государство не знает частника в культуре, а частник не знает, как можно сотрудничать с государством. Ну а общество в целом мало знает о том, как существуют, к примеру, в Ессентуках 29 частных учреждений, включивших в свои цели досуговые услуги, а в Кисловодске 33, а в Ставрополе 71… Общее мнение участников слушаний: давно пора прояснить картину, активно искать партнеров ради общего дела - улучшения досуга граждан. Чем может помочь частнику государство? Прежде всего составлением грамотных, юридически выверенных документов, считает Оксана Ямкова. А уже потом - в столь же четко подготовленном творческом проекте, способном привлечь финансовое участие государства. Пример прозвучал из уст руководителя комитета культуры и молодежной политики администрации города Ставрополя Вячеслава Коршуна: альтернативный театр Тамерлана Коченова «На Гагарина» находит поддержку города в поиске дополнительного финансирования, реализуя конкретные заказы, ближайший - празднование Дня молодежи. А в подготовке программы Дня города к 240-летию Ставрополя в 2017 году активно был задействован кукольный театр «Добрый жук», и такие совместные проекты - дело вполне освоенное. В отличие от других юридических закавык, преодолеть которые частнику в силах помочь компетентные специалисты органов госвласти - юристы, экономисты. Как это произошло при заключении договорных отношений с кинотеатром «Салют»: город на 20 лет освободил ЧП от арендной платы с условием проведения за счет арендатора масштабной реконструкции здания. Что и выполнено успешно на радость горожанам. Совсем иные условия существования у хорошо известной художественной галереи «Паршин»: она работает на территории частного владения при прямой поддержке мецената, которому, конечно, честь и хвала, и вообще побольше бы нам таких радетелей за интересы культуры. Еще одна разновидность выживания «частной культуры» - опыт театра-музея «Благодать» в Кисловодске, реализующего свои задачи согласно общей сметной стоимости с действующим рестораном: один кормит, другой развлекает, никто никому не мешает, а наоборот.
Как не раз подчеркивалось в ходе слушаний, подготовка качественной выставки или концертной программы требует и серьезного профессионального подхода, и серьезных финансовых вложений. И задача органов культуры - грамотно и внятно работать в этом направлении с инициативными творческими людьми. Тогда, возможно, легче будет решать и вопросы инвестирования в услуги, которые отвечают критериям, установленным государством. Известное дело, добиться бюджетной субсидии весьма непросто. С частным инвестором, как правило, все обстоит проще - так как все зависит от его доброй воли. А государству пакет документов требуется солидный, часто неподъемный для самого исполнителя услуг. Вот почему развитие этого сегмента рынка требует обеспечения соответствующей методической базой. Опять-таки, если обратиться к столичному опыту, можно припомнить театр «Сатирикон» К. Райкина: его проект, посвященный современной пьесе, поддержан Министерством культуры РФ на очень приличную сумму. Значит, было представлено достойное документальное обоснование, и город оценил проект как полезный культурный продукт.
Нелишне было бы провести в крае и серию обучающих семинаров, чтобы люди, проявляющие частную инициативу, могли правильно, на законном основании реализовать себя. Заслуживает внимания идея распространения действия краевой Программы поддержки местных инициатив на сферу культуры (речь не о ремонте зданий, а именно об оказании услуг культуры). И тогда, возможно, те упомянутые выше 255 «скрытых» организаций проявятся, заработают по-настоящему. Все эти здравые мысли участники слушаний решили в качестве рекомендаций представить министерству культуры края.
15 июня 2018 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
