Как развить государственно-частное парнёрство в сфере культуры
На очередном заседании общественного совета при краевом министерстве культуры прошли слушания по актуальным проблемам государственно-частного и муниципально-частного партнерства в деятельности учреждений культуры.
В них приняли участие замминистра Сергей Олесов, начальник отдела административно-правовой деятельности Оксана Ямкова, вел дискуссию председатель совета Владимир Лычагин. Были приглашены представители органов управления Невинномысска, Ставрополя, Шпаковского района, руководители ряда независимых и частных учреждений культуры.
Тема для обсуждения, сразу подчеркнул В. Лычагин, вызвана ситуацией, сложившейся в последние годы в сфере государственно-частного партнерства. Правда, в политическом смысле она возникла гораздо раньше, когда только начали формироваться новые экономические отношения в государстве. Как показывает жизнь, в последние годы все больше стал проявляться некий правовой разрыв между интересами бизнеса и государства. Достаточно долго интересы государства в этом вопросе не были четко сформулированы. О них много говорили на разных уровнях, спорили о необходимости государству делегировать свои интересы в любой бизнес и в культуру в том числе. Но только в 2015 году вышел наконец долгожданный Закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты». И теперь есть смысл проанализировать эти отношения в культуре края, поскольку в отрасли сегодня существует немалая частная инициатива культурных услуг населению. Любопытный факт: органы управления культурой осведомлены только о 12 частных партнерах в городах и весях Ставрополья, а вот в реестре налоговых органов таковых на 1 января 2018 г. насчитывается 255. Как видим, информированность о реальном положении дел оставляет желать лучшего. Как отмечали участники слушаний, всевозможные ЧП, ИП, ООО, занимаясь, например, реализацией товаров широкого потребления, при юридической регистрации, как правило, упоминают культурно-досуговые аспекты своей деятельности как бы вскользь - в графе «прочих». Более того, нередко эти фирмы лишь заявили о таких услугах, фактически же не реализуют их по каким-то причинам. Зачем тогда писать об этом в документах? А так, на всякий случай, дескать, случись что, на худой конец, начнем обслуживать свадьбы и корпоративы, снабжая музыкой, исполнителями и т. п. Поэтому та самая впечатляющая цифра 255 в действительности весьма завышена.
Впрочем, немало и вполне активно действующих учреждений культуры, которые достаточно внятно и интересно себя позиционируют. Даже несмотря на то, что у многих весьма сложная жизнь в плане доходности, складывающейся лишь из цены билета, которая, понятное дело, часто ограничена покупательскими возможностями населения. Завышать эти цены невозможно, не таковы реалии провинции. Это в столицах процветают черные рынки продажи супердорогих билетов на престижные шоу и фестивали. В небольших же городах у частных театров, музеев и картинных галерей подобных источников поддержания деятельности просто нет. Между тем среди этих театров и музеев есть вполне профессиональные, занимающие свою уникальную нишу в отрасли культуры, работающие, в конце концов, на общий уровень досуговой сферы региона. И их можно понять, когда они задают резонный вопрос: а как бы нам государство помогло в том или ином проекте, который мы могли бы заявить согласно названному федеральному закону? Словом, налицо обоюдная слабая осведомленность: государство не знает частника в культуре, а частник не знает, как можно сотрудничать с государством. Ну а общество в целом мало знает о том, как существуют, к примеру, в Ессентуках 29 частных учреждений, включивших в свои цели досуговые услуги, а в Кисловодске 33, а в Ставрополе 71… Общее мнение участников слушаний: давно пора прояснить картину, активно искать партнеров ради общего дела - улучшения досуга граждан. Чем может помочь частнику государство? Прежде всего составлением грамотных, юридически выверенных документов, считает Оксана Ямкова. А уже потом - в столь же четко подготовленном творческом проекте, способном привлечь финансовое участие государства. Пример прозвучал из уст руководителя комитета культуры и молодежной политики администрации города Ставрополя Вячеслава Коршуна: альтернативный театр Тамерлана Коченова «На Гагарина» находит поддержку города в поиске дополнительного финансирования, реализуя конкретные заказы, ближайший - празднование Дня молодежи. А в подготовке программы Дня города к 240-летию Ставрополя в 2017 году активно был задействован кукольный театр «Добрый жук», и такие совместные проекты - дело вполне освоенное. В отличие от других юридических закавык, преодолеть которые частнику в силах помочь компетентные специалисты органов госвласти - юристы, экономисты. Как это произошло при заключении договорных отношений с кинотеатром «Салют»: город на 20 лет освободил ЧП от арендной платы с условием проведения за счет арендатора масштабной реконструкции здания. Что и выполнено успешно на радость горожанам. Совсем иные условия существования у хорошо известной художественной галереи «Паршин»: она работает на территории частного владения при прямой поддержке мецената, которому, конечно, честь и хвала, и вообще побольше бы нам таких радетелей за интересы культуры. Еще одна разновидность выживания «частной культуры» - опыт театра-музея «Благодать» в Кисловодске, реализующего свои задачи согласно общей сметной стоимости с действующим рестораном: один кормит, другой развлекает, никто никому не мешает, а наоборот.
Как не раз подчеркивалось в ходе слушаний, подготовка качественной выставки или концертной программы требует и серьезного профессионального подхода, и серьезных финансовых вложений. И задача органов культуры - грамотно и внятно работать в этом направлении с инициативными творческими людьми. Тогда, возможно, легче будет решать и вопросы инвестирования в услуги, которые отвечают критериям, установленным государством. Известное дело, добиться бюджетной субсидии весьма непросто. С частным инвестором, как правило, все обстоит проще - так как все зависит от его доброй воли. А государству пакет документов требуется солидный, часто неподъемный для самого исполнителя услуг. Вот почему развитие этого сегмента рынка требует обеспечения соответствующей методической базой. Опять-таки, если обратиться к столичному опыту, можно припомнить театр «Сатирикон» К. Райкина: его проект, посвященный современной пьесе, поддержан Министерством культуры РФ на очень приличную сумму. Значит, было представлено достойное документальное обоснование, и город оценил проект как полезный культурный продукт.
Нелишне было бы провести в крае и серию обучающих семинаров, чтобы люди, проявляющие частную инициативу, могли правильно, на законном основании реализовать себя. Заслуживает внимания идея распространения действия краевой Программы поддержки местных инициатив на сферу культуры (речь не о ремонте зданий, а именно об оказании услуг культуры). И тогда, возможно, те упомянутые выше 255 «скрытых» организаций проявятся, заработают по-настоящему. Все эти здравые мысли участники слушаний решили в качестве рекомендаций представить министерству культуры края.
15 июня 2018 года