Узнаём армян: традиции, национальные праздники и блюда
Армяне - один из древнейших народов земли, его история насчитывает около трех тысячелетий. Они первыми в мире, еще в 301 году, приняли христианство в качестве государственной религии. По данным Всероссийской переписи населения, в России проживает более 2,5 миллиона армян, в Ставропольском крае - более 160 тысяч. В значительной степени это переселенцы из Карабаха. В числе первых переехали на Ставрополье семьи Оганисян и Бабаян.
Семья - основа
24 августа исполнилось семьдесят лет Зарик Исааковне Бабаян, маме Арсена Бабаяна, известного в Благодарненском районе предпринимателя. За широким хлебосольным столом собрались все члены семьи. Звать на торжество не пришлось. О днях рождения близких здесь помнит каждый и приезжает в дом именинника без приглашения.
Тосты в честь именинницы наполнены уважением и пожеланиями здоровья и долголетия. Много добрых слов прозвучало и в адрес каждого члена семьи. Не забыли и ныне здравствующих, и тех, кого давно не стало. Светлой грустью и глубоким почтением наполнены воспоминания об основателях рода Анастасе Григорьевиче Оганисяне и Сергее Аршавировиче Бабаяне. Их уже нет в живых, и теперь самые старшие - отметившая семидесятилетний юбилей Зарик Исааковна Бабаян и восьмидесятиоднолетняя Нина Сергеевна Оганисян, мама Артура, Риты, Эримита, Эрнеста и Эдварда.
Для всех потомков слово старших женщин - закон, их уважают и ценят, с ними советуются. Почтительное отношение детей к родителям передается из поколения в поколение, и учат этому не словами - личным примером. А старшие щедро делятся своей мудростью и знаниями. Это они с детства наставляли сыновей и дочерей: «Никогда не отвечай злом на зло. Даже если тебе сделали плохое, ответь обидчику добром, останься достойным человеком» и «Не стыдись любой работы, чтобы прокормить семью».
Первым в Благодарный переехали Эримит и Людмила Оганисян: глава семьи по распределению был направлен в одну из строительных организаций. А последовавшим за ними через несколько лет Артуру и Армиде Оганисян, Арсену и Рите Бабаян пришлось начинать с нуля - у них не было здесь ни дома, ни работы, ни каких-либо серьезных перспектив. Оставался один выход - идти в торговлю. Поначалу стоять на рынке было некомфортно, даже неловко, ведь в Карабахе у них были совсем другие профессии. Тогда-то и вспомнились мудрые слова родителей: любая работа во благо семьи почетна, и стыдиться здесь нечего.
Сегодня, спустя годы, детей Нины Сергеевны и Зарик Исааковны знают и уважают не только в Благодарненском районе, но и за его пределами. Артур Оганисян - индивидуальный предприниматель и руководитель районной армянской общины, а кондитерские изделия и хлеб от Арсена и Риты Бабаян пользуются популярностью не только у местных жителей.
Лаваш вместо других хлебов
И Рита Бабаян, и дочь Зарик Исааковны Армине помнят, как мамы учили их печь национальный армянский хлеб - тонкий лаваш. Объясняя, почему он обязательно должен быть всегда на столе, женщины рассказывали легенду. В давней Армении жил царь по имени Арам. И однажды так случилось, что он попал в плен к ассирийскому царю Носору, который поставил условие: «Ты десять дней проведешь без хлеба, голодным, а на одиннадцатый день будешь состязаться со мной в стрельбе из лука. Если победишь, то отпущу, вернешься к своему народу с подарками, достойными царя».
На следующий день царь Арам попросил принести из армянской армии его самый красивый панцирь. Армяне привезли ему панцирь. Никто не мог предположить, что в броне был спрятан тонкий хлеб. Царь Арам взял панцирь, а после заявил, что этот не самый красивый. И снова отправились гонцы в путь и принесли новый, но и он не понравился царю. Так они в течение десяти дней приносили ему лаваш, причем сами не знали, что он спрятан в панцире. На одиннадцатый день царь Носор и Арам вышли на стрельбище. Носор был уверен, что Арам, оставшись без хлеба, потерял дух и силу, а главное, меткость глаза. Но случилось чудо! Царь Арам стал победителем в этом состязании и с честью возвратился в свою страну. Его спас армянский хлеб. Возвратившись, царь велел, чтобы в Армении всегда пекли лаваш вместо других хлебов.
С тех пор прошло много лет, но ни одна трапеза в армянских семьях не обходится без лаваша. Среди других национальных блюд, которые украшают праздничные столы, хаш (наваристый суп из говядины, похожий на теплый холодец), хоравац - шашлык с запеченными на костре овощами, толма (голубцы), люля-кебаб, колбаса суджух, вяленная на солнце, молочный суп катнапур, сладкий плов с курагой и
изюмом, пахлава… А самое любимое, пожалуй, - жингялов хац, так называемые пышки с травой - гордость карабахской кухни. Восьмидесятилетняя Нина Сергеевна до сих пор собственноручно с удовольствием печет их, как и лаваши, причем использует не менее двенадцати трав, чтобы получилось вкусно и полезно.
Свадьба и первый зуб
В семейных альбомах старших представительниц рода Оганисян-Бабаян много фотографий, связанных с важными вехами в жизни каждого члена семьи, но самые красивые, пожалуй, свадебные. Ведь все свадьбы, как принято в Армении, были очень пышными, веселыми, хлебосольными, с большим количеством гостей, блюд и живой музыкой. А все невесты, как Нина Сергеевна и Зарик Исааковна, прошли необходимые этапы на пути к семейной жизни: знакомство с родителями жениха, сватовство, обручение и, конечно, свадьба. Все по традиции. Бросив букет, невеста передает незамужним девушкам и неженатым юношам «таросики» - небольшие красивые сувениры (корзиночки, мешочки, коробочки с конфетами и драже), делясь частичкой своего счастья. А невесту одаривают корзинами с подарками, золотыми украшениями, переодевают в новую одежду, подаренную женихом, а все старые вещи и привычки, перешагнув порог его дома, молодая жена должна была оставить в прошлом и подчиниться правилам новой семьи.
Конечно, с годами многие обычаи осовременились, стали более мягкими и демократичными, и все же традиционные представления о семейной гармонии у армян сохраняются: главой семьи является мужчина, и хотя муж и жена практически равноправны, его слово во всех вопросах решающее, а особым уважением, как уже упоминалось, пользуются пожилые члены семьи.
Невестки и зятья Н. Оганисян и З. Бабаян благодаря мудрости и доброте родителей легко стали частью их семьи и искренне называют женщин мамами, а для одиннадцати внуков и четырнадцати правнуков они самые лучшие бабушки и прабабушки.
Если говорить о повседневных обычаях армян, у них много общего с русскими, но есть и свои нюансы. Например, когда у ребенка прорезается первый зубик, всех родных и близких также принято созывать на «зубок» (атамхатик) и одаривать малыша и маму. А еще нужно обязательно приготовить кашу из фасоли и гороха и посыпать ею головку ребенка, чтобы остальные зубки росли безболезненно и были крепкими и здоровыми. Впрочем, сейчас голову малыша прикрывают тканью или зонтом, стараясь не испачкать маленького виновника торжества.
В этот же день принято проводить еще один интересный, похожий на увлекательную игру обряд, - выбор профессии. И это несмотря на младенческий возраст. Вокруг ребенка раскладывают предметы, символизирующие ту или иную сферу деятельности, и он как бы выбирает занятие на будущее. Получается очень милое и веселое зрелище, но, конечно, это просто шутка, никак не влияющая на реальный выбор. Так, старший сын Арсена и Риты Бабаян Гайк, будучи малышом, выбрал доллары, символизирующие работу в банке, а стал врачом-стоматологом. Сергей, взявший ключи, мечтает стать юристом, а схватившая в руки зеркало Мариам осваивает профессию врача-лаборанта.
8 Марта без цветов
С удивлением узнала, что в этой семье женщины не получают подарков и цветов в Международный женский день. В Армении есть свой национальный женский праздник - День материнства и красоты. Тогда-то и чествуют всех представительниц прекрасной половины рода вне зависимости от возраста. Отмечается он 7 апреля и имеет давнюю историю и христианские корни, поскольку приходится на одну из особо почитаемых церковных дат - Благовещение Пресвятой Богородицы. Таким образом, ежегодно 7 апреля армяне отмечают два праздника.
Интересно, что и День влюбленных они празднуют не 14-го, а 13 февраля - в день Святого Саркиса, но точно так же обмениваются подарками и признаниями. А вот обычай печь в этот день соленое печенье ахалибт и оставлять его на ночь под подушкой, чтобы увидеть во сне суженого или суженую, сейчас уже мало кто из молодежи практикует, да и молодожены давно не прыгают через костер в конце зимы (древний армянский праздник Трндез), чтобы очиститься от негатива.
Со временем обряды адаптируются к новым условиям, особенно если человек живет не среди соплеменников. Лишь что-то исконно свое остается неизменным, уникальным и передается из поколения в поколение.
Со стороны может показаться, что владелец устоявшегося бизнеса уже не работает, только пожинает плоды. Но это не так. С увеличением товарооборота у семьи Бабаян, например, работы стало больше, как и ответственности. А ведь начиналось все с полной неопределенности, маленького рыночного прилавка, неловкости и дискомфорта от резкой смены профессии и места жительства. Но все получилось - не бывает работы, которой стыдно заниматься во благо семьи.
15 сентября 2017 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
