Чего ждать бизнесменам от реформы контрольно-надзорной деятельности
Поручения эти трансформируются в конкретные законопроекты, которые, скорее всего, будут приняты Госдумой РФ до конца нынешнего года. Обернутся ли предлагаемые новации реальным ослаблением «проверочной удавки» для малого и среднего бизнеса? На эту тему рассуждает наш эксперт Роман Савичев, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое признано по версии авторитетного портала Право.ру одним из крупнейших в России.
- Деятельность контрольно-надзорных органов в нашей стране у многих вызывает справедливые претензии, - говорит Роман Савичев. - Думаю, даже юридически подкованный предприниматель не назовет вот так навскидку точное число ведомств и контролирующих организаций федерального, регионального и муниципального уровня, откуда к нему может нагрянуть с проверкой суровый инспектор или человек в погонах, от которых подчас зависит даже и не благополучие, а судьба бизнеса.
Этих ведомств десятки, и, что самое печальное, они нередко идут по следу друг друга, изобретая поводы для внеплановых проверок предприятия. Налицо удивительная ситуация: после того как бывший президент Дмитрий Медведев произнес знаменитую фразу «хватит кошмарить бизнес», правительство несколько раз вводило ограничительные меры для бурной деятельности проверяющих организаций. И результат последовал: общее число контрольных мероприятий, справедливости ради сказать, сократилось. Но на этом фоне произошел рост внеплановых проверок! Цифра официальная, обнародованная Генпрокуратурой: доля внеплановых проверок выросла с 66% в 2015 году до 75% в 2016-м. Думаю, эта тенденция сохранилась и в нынешнем году, в связи с чем президент Владимир Путин дал ряд поручений правительству и Генпрокуратуре, о которых мы сейчас ведем речь.
Итак, к декабрю нынешнего года будут подготовлены поправки в законодательство, в соответствии с которыми каждый надзорный орган должен существенно ограничить число внеплановых проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей — до 30% от плановых. То есть наметил, например, Роспотребнадзор 1000 плановых проверок, а внеплановых должно быть не более 300. Но, разумеется, в жизни всегда бывают исключения: вне графика будут проверки, связанные с вредом здоровью и жизни граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также с угрозами техногенных и природных ЧС.
И немаловажное обстоятельство: срок проверки не должен превышать десяти дней, причем предметом проверки должны быть лишь факты, из-за которых она инициирована. То есть, если к бизнесмену пришли по поводу отсутствия пожарной сигнализации, не нужно проверять попутно, как он платит налоги.
Президент высказался и за освобождение предпринимателей из-под стражи, если расследование затянулось, а полиция не ведет активных действий. Нужная мера. Ведь у нас как бывает: посадят человека в изолятор по надуманному поводу и не спеша расследуют дело - месяц, два, три... За это время у предпринимателя бизнес развалился или, что чаще бывает, конкурент (а нередко он же и «заказчик» уголовного дела) прибрал к рукам оставшийся без хозяина объект.
Еще один популярный шаг: президент предложил запретить силовикам изымать серверы и жесткие диски (это нередко напрочь парализует работу предприятий), ограничившись их копированием.
Другой блок законопроектов появится уже к октябрю. В частности, федеральному и региональным бизнес-омбудсменам разрешат представлять интересы членов предпринимательских объединений в суде. Я знаю, это застарелая «мозоль» бизнес-омбудсменов территорий: собирают они жалобы предпринимателей, ведут какую-то статистику, делают запросы в различные структуры, но реальных рычагов, чтобы помочь попавшему в беду бизнесмену, у них почти нет. Теперь их статус должен возрасти.
Без сомнения, бизнес-сообщество страны положительно оценивает инициативы президента. Но посмотрим, как они будут реализованы на практике. А пока же, по оценкам экспертов, не менее 30% всей экономики находится в тени из-за системных поборов и тех же проверок, тормозящих работу, тяжелого налогового бремени, необоснованного уголовного преследования и так далее. Поэтому дело не только в хороших законах. От государства требуется продуманная политика поддержки и стимулирования частной инициативы. И многое зависит даже не от Москвы, а от региональных властей. Кстати, на Ставрополье ситуация довольно-таки благоприятная на фоне многих «упавших» от кризиса регионов, где малый бизнес влачит жалкое существование. В нашем крае более 100 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, на долю которых приходится около трети валового регионального продукта.
25 августа 2017 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
