1987 год. Уходит пора монологов

Такое впечатление: критический настрой прошлого года, непримиримость ко всяческим недостаткам во всех буквально отраслях жизни многомерно усилены газетой в этом. Особенно отличаются этим материалы на партийною тематику: продолжается борьба за чистый и честный образ коммуниста – на собраниях заслушиваются отчеты каждого и составляется на каждого характеристика. Не остается без пристального – читай критического – догляда деятельность районных и городских организаций, их стиль и методы рассматриваются журналистами газеты буквально на просвет. Конечно же, в свете того, отвечают ли они задачам перестройки.

В рядовой комсреде – ропот: "За что?!". Так надо: партия укрепляет свои ряды, но "чистит" их, добивается того, чтобы каждый партиец работал на перестройку. Так тогда понималось это. Но не обратного ли эффекта добились? Так вопрошаешь с высоты сегодняшнего дня. Вместо укрепления – озлобили людей придирками, вместо сплочения – раздробили...

Это видно и по материалам рядовых коммунистов, которые публикует газета. Во многих из них они прямо говорят: "Пора монологов ушла" и критикуют уже... работников крайкома КПСС…

В хозяйственной деятельности – те же ориентиры с перестроечной, правда, фразеологией. Но появляется и новое: так называемая индивидуальная трудовая деятельность, Кооперативы. Редки они, но уже есть, В Георгиевске, Арзгире, Ставрополе. Редакцию читатели заваливают письмами, в которых клеймят "буржуинов". "СП" защищает новичков частного сектора, публикует пространные материалы об опыте индивидуальной трудовой деятельности в Венгрии, Чехословакии. В общем, журналисты призывают без предубеждения относиться к предприимчивости. Но... "Ты что, жадный до денег?" – спрашивают односельчане работящего человека. Пока спрашивают, а потом будут травить фермерские посевы, угонять скот и так далее. Долго нам еще привыкать к частной собственности, ее неприкосновенности.

Работа работой. В Черкесске наконец вступил в строй комбикормовый завод, пошел первый поезд по железнодорожной ветке Благодарный – Буденновск, животноводы борются за 2700 кг молока от каждой коровы потом будут и за 3000, но... Идут в редакцию письма не только по поводу новозаведенных кооператоров, но такие: "Почему в магазинах нет сахара? Куда подевались стиральные порошки и хозяйственное мыло?". Журналистам тоже интересно – куда? Но ответ на их Вопросы таков: продаем больше, чем в прошлом году, люди запасают все, что можно, боятся повышения цен. И правильно боятся: мало того что все больше всего меньше, так ведь и цены растут. Костюмы фабрики "Машук", пишет газета, подорожали в два раза, мыло стало стоить 80 копеек вместо 30 и так далее. Близится время, о котором М.Горбачев сам расскажет стране анекдот о Брежневе в орденах и Горбачеве в талонах.

Вот и спрашивает себя народ: зачем же тогда соревнуемся, перевыполняем планы, доводим отстающих до уровня передовых, вводим госприемку и т.д.? Частично ответы на эти вопросы дает полоса "Перестройка", в которой есть место новым идеям, суждениям, полемике. Читать эти материалы и сейчас интересно, ибо сквозь комидеалы пробивается в них реальный взгляд на положение дел, на перспективы демократизации и экономического обновления. Однако, кажется, всегда находится стержень, вокруг которого можно попытаться объединить людей, поддержать их социалистическую по сути общность. Сейчас это – 70-летие Великого Октября. Перестройка – продолжение революции, убеждают материалы газеты. Да так оно, видимо, и есть, ибо рушатся на глазах стереотипы и, кажется, этот процесс идет как бы помимо деятельности парторганизаций. Партия выпустила из бутылки джина гласности, и не только журналисты, но сам народ заявляет на страницах газеты: "Не хочу танцевать "польку-бабочку"...