Заслуженный артист России Николай Смирнов отметил 70-летний юбилей
Каждый знает: оперетта – это прежде всего музыка, легкая, напевная, танцевальная. А какое жизнерадостное настроение создает она лихим сюжетом, который раскручивают артисты!
Вот почему в Пятигорске заслуженного артиста России Николая Смирнова знают и обожают, его выхода на сцену ждут с нетерпением: только появившись, он срывает аплодисменты. Его шутки умны, порой назидательны, смех его бывает сквозь слезы – и зал искренне сострадает. При этом актер создает в рамках комедийной роли вполне серьезные драматические образы. «С ним приятно работать на сцене, - говорит заслуженный артист России Алим Абалмасов, его партнер-вокалист. – В сценических движениях Николая Алексеевича, владении словом, постановке голоса, умении импровизировать ощущается блестящая школа».
Школа Смирнова, и профессиональная, и житейская, начиналась на волжских просторах. Послевоенное несытое детство было для него, скорее, солнечным, и везде он умел находить радость. Вечерами отец, вернувшийся с войны, рассказывал Коле и его братьям, забравшимся на русскую печь, военные истории и сказки. Уже тогда в голове мальчика образы оживали, додумывались. В школьном драмкружке фантазировал, как ярче подать свою роль. Не пропускал спектакли Рыбинского драмтеатра. И собирался учиться на артиста. «Всю жизнь капусту есть будешь», - осадил его отец. Поступил в медучилище, затем два года армии. Там определили в медицинскую службу, и в этом качестве объездил страну от Вильнюса до Владивостока. Набравшись впечатлений и медицинского опыта, совсем было решился стать врачом, но, вернувшись в Рыбинск, после работы опять бежал в драмкружок. И затянуло…
Значит, надо серьезно учиться. В Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии впитывал опыт профессоров-наставников. А еще вбирал в себя мощь культуры и искусства Ленинграда – его дворцов и парков, музеев и особенно театров – музыкальных и драматических, с артистами, составлявшими славу страны.
К выпуску приехал «купец» из Пятигорска – директор Театра музкомедии Николай Ханашевич. Особенно понравились ему двое - Смирнов и Бунеев, но директор пригласил... весь курс, 18 человек! Он предложил короткие гастроли на материале всего сыгранного в институте, поселил в гостинице, организовал экскурсию в Домбай – деньги на все заработали сами.
Николай согласился на работу в Пятигорске с радостью. Отец воевал в этих местах, гордился медалью «За оборону Кавказа», рассказывал о его красотах. Захотелось все посмотреть самому. Вместе с ним из других вузов страны приехали тогда, в 1975-м, молодые артисты супруги Зайцевы, Остромухов, Перерва, и всех их под свое покровительство взяли опытные Л. Стрельникова, Л. Храмов – и для профессионального роста, и для вхождения в труппу.
А коллектив тогда был звездный: В. Хлевной, С. Молчанова, В. Морщинин, Т. Новикова, Ю. Громов, балетмейстер Г. Ваховский – все они вскоре стали заслуженными. Особой славой пользовался главный художник театра, заслуженный художник РСФСР И. Арлачёв, который самые простые материалы умел превращать в роскошные одежды и декорации.
Трудно поверить, но за прошедшие сорок с лишним лет Николай Смирнов сыграл в Пятигорске полторы сотни ролей под руководством почти тридцати режиссеров (порой именитых приглашенных) и ни на миг не изменил своему второму дому. Тщетно талантливого артиста приглашали различные театры: он, человек слова, никогда не подводил родную сцену.
Вполне уравновешенный в жизни, Смирнов в спектакле буквально преображается. Незатейливую роль превращает в явление – красочное, эмоциональное, в эдакий неиссякаемый источник шуток, смешных реприз, забавных трюков. Он мастер экспромта, пружина действия любого спектакля. Текст либретто проживает. И в условном мире оперетты рождаются образы, насыщенные живыми, узнаваемыми человеческими чувствами.
Его первая роль, деда Захара в «Бабьем бунте», эпизодическая. «Было невероятно интересно: мне 28 лет, а я – дедушка», - с улыбкой вспоминает артист. Но искусство грима, внутреннее перевоплощение, постановка голоса – все, чему учили в институте, работало и становилось умением, опытом. С этой ролью – «театральным дедом Щукарем», как он сам выражается, - артист встретился еще раз позже, с более зрелым ее прочтением.
Роль слуги в «Донне Люции» вообще-то из разряда «кушать подано». Под руководством известного режиссера Матвея Ошеровского Николай Смирнов сделал ее настолько виртуозно и ярко, что с 70-х она помнится до сих пор. Этот спектакль прошел через все его годы. Позже в музыкальной комедии «Здравствуйте, я ваша тетя» он так же блистательно-запоминающе сыграл негодяя прокурора.
А вот его царь Менелай («Прекрасная Елена») – наивный старичок, «не замечающий» измены прекрасной, но коварной жены, боящийся скандалов, интриг и особенно войны из-за этого, – вызывает даже сочувствие. Особенно трогательными образ Менелая делают неподдельная грусть в выразительных глазах артиста, растерянное, неожиданно русское обращение к царственной «древнегреческой» жене - «Леночка!». Зал в восхищении...
За годы служения Николай Смирнов сыграл весь классический репертуар и все музыкальные комедии в театральной афише. Некоторые постановки стали долгожителями. В трехстах спектаклях с годами менялись возрастные герои: он сыграл, например, сначала Никоша, затем барона Зетту в оперетте «Веселая вдова». А вот в «Мистере Икс» 20 лет бессменно играет Пеликана, в «Моей прекрасной леди» 15 лет – Дулиттла.
Музыкальная комедия «Проделки Ханумы», как известно, строится на грузинских мелодиях и танцах, полна национального колорита - шуток, говора, интонаций, куража. Сыграть князя Нико Пантиашвили трудно, но зато как эффектно! И потому этот спектакль имеет долгий успех - за 10 лет сыгран более 200 раз.
Столь же безошибочное попадание требовалось режиссеру при назначении на роль Тевье-молочника («Скрипач на крыше») – образ совсем другой национальной культуры, социального положения. «Требовался актер необыкновенного дарования, который заставил бы зрителей саркастически усмехаться, от души хохотать или утирать слезы, - рецензировала городская газета. – Он должен донести до зрителя его природную смекалку и добродушный юмор с тонкой, порой колючей иронией. Николай Смирнов обладает этими качествами». Ведь все, что он выносит на сцену, есть в нем самом. Он мастерски передает народную речь, он живой человек, со своими заблуждениями и душевными метаниями. Тевье-молочник, на мой взгляд, лучшая роль Н. Смирнова.
Совершенно справедливо в 1995 году он был удостоен звания «Заслуженный артист России», а в разные годы – наград краевого значения.
В родном театре он повстречал свою личную судьбу – балерину Галину Брезгунову, и две их дочери уже играли с ним дочерей Тевье. Старшая, Анна, - солистка-вокалистка в Северском музыкальном театре. Маша тоже хорошо поет, а сын занимается компьютерами.
Недавно заслуженный артист России Николай Смирнов отметил свое 70-летие. Когда-то, лет 20 назад, на вопрос, когда бенефис, он отвечал, что не любит шумных юбилеев. «Решил подождать до шестидесяти». Но и сегодня он не считает дату серьезной, хотя иногда устает эмоционально: «Актерская жизнь такова, что полна разнообразия и неожиданностей. Как только выходишь на сцену, куда девается усталость!».
Романтик и идеалист, он тяжело переживает встречающееся на пути нравственное равнодушие. Любит телевизионный канал «Путешествия», но сам путешествует только летом - в родной Рыбинск. Среди по-прежнему красивых пейзажей удручает, что в Волге купаться запрещено, она обмелела, на берегу гниет рыба... Впрочем, и в этих печальных размышлениях он верен себе: «Не был бы артистом – стал бы врачом. Но не случилось лечить тело. Зато лечу души, помогаю людям жить!».
16 декабря 2016 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
