Как живут в детских домах по образовательным стандартам: плюсы и минусы
Мы уже касались этой темы («СП» от 21 сентября: «Дети пошли в школу»), рассказывая о брифинге, инициированном министерством образования и молодежной политики СК и министерством труда и социальной защиты населения СК. Тогда были отмечены как положительные результаты реформы, так и ее недостатки.
После брифинга начальник отдела организации стационарного обслуживания населения министерства труда и соцзащиты Владимир Сальников пригласил посетить два подведомственных детских учреждения, которые начали работать по стандартам, чтобы самим оценить, насколько они применимы для особенных детей.
…В Ипатовском детском доме-интернате для умственно отсталых детей впервые в истории встречали День знаний: 1 сентября дети вышли на линейку нарядные, в предвкушении чего-то нового, неизведанного. И учителя, и первоклассники были рады, что в жизни произошли перемены. И сейчас, спустя два месяца, сотрудники учреждения по-прежнему оптимистично смотрят на образовательный процесс, хотя, ощутив на себе груз новых обязательств и проблем, признаются, что нововведения все же вызывают много вопросов.
В этом интернате мне уже приходилось бывать, и хоть прошло с того времени около пяти лет, первое знакомство надолго запомнилось. Поразила безграничная любовь персонала к своим подопечным. Здесь сложились добрые отношения между воспитателями и «особыми» детьми. Каждый из взрослых для ребят – родной человек. Руководит интернатом Ольга Клименко и считает его своим вторым домом.
Ольга Николаевна и в этот раз с удовольствием провела экскурсию для гостей. Многое здесь изменилось! Благодаря тем средствам, которые были выделены из краевого бюджета и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, удалось сделать ремонт, купить оборудование в классы для дополнительных занятий, приобрести все необходимое к началу учебного года.
Тут следует пояснить: Ипатовский детский дом предназначен для постоянного проживания детей-инвалидов, детей с наиболее тяжелыми формами психического развития в возрасте от четырех до восемнадцати лет. Сегодня здесь живут 98 ребят, большинство из которых остались без попечения родителей и нуждаются в постоянном постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социальной адаптации и реабилитации.
Теперь о федеральном государственном образовательном стандарте. Согласно закону в стационарных условиях обучение можно организовывать по нескольким вариантам: когда учителя входят в штат сотрудников, когда они приходят сюда из образовательных учреждений по принципу совместительства, и, третий вариант, когда дети посещают ближайшую общеобразовательную школу. Ипатовский детский дом выбрал первую модель. Когда здесь узнали о грядущих изменениях, педагоги прошли курсы повышения квалификации и теперь с полным правом ведут уроки. В Ипатовском доме-интернате обучение организованно по индивидуальным программам, открыто шесть учебных классов.
- С нашими воспитанниками всегда работали педагоги, психологи, логопеды, - рассказала О. Клименко, - дети занимались музыкой, спортом, рисовали, то есть всегда были заняты. Единственное, не было четкой системы, по которой следовало бы проводить обучение. Если раньше мы занимались воспитанием детей в отрыве от министерства образования, то теперь выстроена система, в том числе благодаря тесному сотрудничеству со специалистами министерств образования и труда и социальной защиты населения края. Перед началом учебного года была проделана огромная работа: наши педагоги, участвующие в образовательном процессе, прошли обучение, на каждого ребенка в зависимости от заболевания были составлены специальные индивидуальные программы развития. Правда, возникли сложности. Не во всех случаях мы согласились с результатами психолого-медико-педагогической комиссии. Дело в том, что начальное общее образование по одной программе должны проходить все дети: и те, кто прыгает и бегает, и те, кто не разговаривает и еле ходит.
Жить по стандартам оказалось тяжело: пока Министерством образования России не разработаны методические пособия, нет ни учебников, ни рабочих тетрадей для таких детей. Как учить? Несмотря на все трудности, учителя стараются не унывать – понимают, они - пионеры. Кстати, мы побывали на уроке рисования, который проводила Ирина Бутенко для своих первоклашек. На уроке присутствовали десять мальчишек: у всех свои особенности в восприятии окружающего мира. Словами сложно описать, насколько деликатно учитель подходит к своей работе. После трудового дня она поделилась впечатлениями:
- Признаться, сначала в коллективе был шок, потом поняли, что нет смысла терять время на возмущение, и принялись за работу. Главное, дети довольны. Образовательной программы нет, поэтому каждый день учителя готовятся к урокам самостоятельно. В отличие от учащихся обычных школ, нашей ребятне нужно все показывать в картинках – так они лучше запоминают, поэтому ищем иллюстрации по всем школьным учебникам, вне зависимости от предмета. Главное, чтобы они совпадали с темой.
В это же время коллега Ирины Бутенко Наталья Валиева на уроке читала детям сказку, а потом вместе выясняли: что такое народное творчество.
- Каждый ученик воспринимает информацию по-разному: с теми, кто отстает, не усваивает материал, мы занимаемся дополнительно. Результат в любом случае будет положительный, хотя мы тратим больше времени на тему, чем в обычной школе. Возможно, таблицу умножения мои ученики не освоят, но представление о мире у этих детей будет шире. Оценочной системы в нашей школе нет: знания оцениваются по принципу «выполняет - не выполняет», «понимает - не понимает», - поделилась она.
Второе социальное учреждение, которое с 1 сентября стало жить по новому закону, – Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых. В отличие от Ипатовского, здесь живут дети с более тяжелыми диагнозами (большинство лежачие). Этот факт серьезно усложнил задачу по выполнению стандартов. Директор учреждения Наталья Студеникина отметила:
- За помощью мы обратились в местную школу, там нас поддержали. Теперь ежедневно занимаются с нашими детьми 14 учителей школы села Дербетовка и 17 педагогических работников интерната. Большинство подопечных имеют целый букет заболеваний, поэтому занятия проходят индивидуально по двадцать минут. Но о результатах говорить сложно: одни дети более или менее усваивают программу, для других учеба – большая проблема. Мы надеемся, что закон об образовании еще будет доработан и позволит более конкретно и объективно подходить к этому вопросу.
19 октября 2016 года