Старина – не старье, но работающее достояние
В связи с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» управлению переданы полномочия министерства культуры СК в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Кроме того, в стране продолжает формироваться новая информационная система, объединяющая сведения обо всех памятниках истории и культуры, – единый государственный реестр объектов культурного наследия. Ставропольский край совместно с Минкультуры России тоже участвует в формировании данного реестра. О том, как строится сегодня работа молодого регионального органа охраны памятников истории и культуры, рассказывает начальник управления Татьяна Гладикова.
– Татьяна Вячеславовна, какими заботами живет управление, с какими проблемами и трудностями уже довелось столкнуться?
– Первой наиважнейшей задачей было формирование новой нормативно-правовой базы в связи с многочисленными изменениями в федеральном законе о памятниках и других нормативных актах. Год назад принят краевой Закон «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Ставропольском крае», давший определения полномочий правительства и губернатора, органов исполнительной власти края в сфере сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия на территории нашего региона.
Вскоре появился еще один важный документ – Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
В 2015 году управлением СК по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия реализован значительный объем работ. В частности, утверждены предметы охраны 109 объектов культурного наследия: 23 памятника истории и культуры федерального значения, 86 – регионального значения. Утверждены границы территорий 10 памятников истории и культуры федерального, 59 регионального значения, 9 выявленных памятников. Разработаны проекты зон охраны 13 объектов культурного наследия, в том числе семи федерального значения. В первом полугодии 2016 года прибавилось еще 42 объекта, имеющих утвержденные предметы охраны, и работа в этом направлении продолжается.
– В числе основных полномочий управления государственный надзор за состоянием объектов культурного наследия.
– Да, и мы уделяем этому первостепенное внимание. Нашими специалистами проведен осмотр 242 объектов культурного наследия. Сведения о 389 объектах включены в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В ходе 47 проверок юридических и физических лиц выдано 33 предписания и возбуждено 12 дел об административных правонарушениях. В результате судебными органами к административной ответственности привлечены пять лиц, которым вынесены штрафы на сумму 177 тысяч рублей, подлежащих уплате в бюджет Ставропольского края. С начала 2016 года проведено 11 проверок.
В единый государственный реестр с нашей подачи в 2015 г. вошел объект культурного наследия «Дом дежурного штабного офицера», первая половина XIX века (Ставрополь, ул. Жукова, 18), а в 2016 г. еще два объекта: «Дом Щербаковых, в котором в 1840-1841 годах останавливался М.Ю. Лермонтов», первая половина XIX века (Ставрополь, ул. Дзержинского, 181), и «Мемориальный комплекс павшим в боях за Родину, с братской могилой 320-й стрелковой дивизии», 1943 г. (Курский район, с. Русское), в качестве объектов культурного наследия регионального значения. Пять объектов поставлено на государственную охрану в качестве выявленных объектов культурного наследия.
– Все эти мероприятия, видимо, призваны стать единым комплексом мер, позволяющим сохранить не только отдельно взятые памятники, но и все историческое своеобразие той или иной территории?
– Особую роль с точки зрения сохранения культурного наследия играют исторические населенные места Российской Федерации, список которых был утвержден в 1990 г. Шесть городов Ставропольского края имеют статус исторических населенных мест – Ставрополь, Буденновск, Георгиевск, Кисловодск, Железноводск, Пятигорск. Конечно, в идеале в таких городах должны охраняться не только отдельные памятники истории и культуры, но и образцы исторической застройки, исторические ландшафты. Казалось бы, органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в этом. Однако, как показывает практика, мы то и дело становимся свидетелями утраты значительной части исторических градоформирующих доминант и вторжения резко диссонирующих объектов в историческую среду.
Отчасти это объясняется пробелами в нормативно-правовой базе. С момента вступления в силу Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в российском законодательстве появилось новое понятие – «историческое поселение» федерального и регионального значения. Ставропольские города до настоящего времени не получили такого статуса, но при этом продолжают оставаться «историческими населенными местами». Но именно статус «исторического поселения» накладывает обременения, ограничивающие строительную и хозяйственную деятельность и регулирующие градостроительную деятельность на данных территориях. С анализом их состояния, с учетом необходимых запретов и ограничений. При этом, подчеркну, проекты генеральных планов исторических поселений, правил землепользования и застройки подлежат обязательному согласованию с соответствующими органами охраны памятников истории и культуры.
– А что вообще дает исторический статус?
– Никаких особых прав и привилегий, к сожалению. Хотя, на мой взгляд, в рамках хозяйственной деятельности на территории таких городов могло бы поощряться сохранение исторических хозяйственных и культурных традиций, старых кварталов, ландшафтного своеобразия городской среды.
– Но, согласитесь, бывает, сохранение старины ограничивает современное строительство, и город фактически лишается прибыли от выгодного экономического проекта...
– Действительно, работы по реальному восстановлению исторической застройки, сохранению культурного и природного наследия входят в прямое противоречие с хозяйственными и бюджетными интересами любого исторического города. А почетное звание само по себе пока не сказывается ни на каких-либо налоговых льготах или дополнительных финансовых влияниях.
– Татьяна Вячеславовна, не секрет, что состояние многих памятников истории и культуры в исторических городах края вызывает тревогу. Как можно повлиять на ситуацию при явно недостаточном финансировании реставрационных работ?
– Это является одной из самых больших проблем в наших исторических городах. Давайте вспомним. К началу 1990-х годов ситуация с охраной и реставрацией памятников истории и культуры и в России, и в Ставропольском крае характеризовалась как чрезвычайно тяжелая. В советское время под государственную охрану принимались только «идеологически выдержанные» объекты. И это при том, что тысячи объектов были уничтожены в предвоенные годы: в усадебных и монастырских комплексах размещались тюрьмы, больницы, санатории, товарные склады.
В новой, современной России сформировано национальное законодательство в сфере культуры: законы «О библиотечном деле», «Об архивном деле и архивах», «О вывозе и ввозе культурных ценностей», «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Начали реализовываться федеральные целевые программы. На Ставрополье с 2002 года из краевого бюджета впервые начали выделять средства на реставрацию памятников. Хочется отметить особое внимание правительства и Думы Ставропольского края к проблемам сохранения памятников воинской славы. С 2009 по 2015 год за счет субвенций из краевого бюджета отремонтированы десятки памятников во всех городах и районах края.
В целом по Ставропольскому краю ситуация с содержанием и реставрацией памятников остается непростой. В первую очередь это касается объектов, находящихся в муниципальной собственности, большинство из которых жилые здания, строения, занимаемые муниципальными учреждениями. На муниципальном уровне, по сути, не финансируются или просто отсутствуют программы в сфере сохранения историко-культурного наследия.
– Есть вопросы, которые, кажется, не требуют дополнительных вложений. Имею в виду наружную рекламу. Несмотря на запрет рекламы на памятниках истории и культуры, мы постоянно сталкиваемся с ней в исторических территориях, и это тоже значительно искажает их облик.
– Тут приходит на ум лишь одно слово – беспредел! И если можно выключить телевизор и отключить Интернет, то никак не спрячешься от рекламы на фасадах. И все-таки, уверена, регулировать рекламный процесс, направлять его в правильное русло – вполне посильная задача. При профессиональном, грамотном, продуманном подходе органов местного самоуправления реклама не будет заслонять архитектурные достоинства наших исторических зданий.
– Приходится ли вам сталкиваться с непониманием собственников зданий-памятников, должностных лиц различных уровней власти степени их ответственности в сохранении объектов?
– Увы, в глазах инвесторов ценность подлинника полностью девальвирована. Для них это всего лишь старье с большой степенью износа конструкций, трудно приспосабливаемое для современного использования. Да и содержание их обходится недешево. Памятники удается сохранить лишь благодаря неоднократно повторяющимся многочисленным беседам и консультациям, оформлению охранных обязательств, контрольно-надзорным мероприятиям. Практически все памятники истории и культуры при должном к ним отношении могут и должны находиться в хозяйственном обороте.
– К тому же законы законами, но ведь чувство гражданской ответственности никто не отменял...
– И потому особое значение имеет воспитание у местного населения, в том числе у молодежи, чувства малой родины, ответственности за судьбу своего села, города. Но нередко происходит так, что история и природа места, где мы живем, его люди – все это остается вне активного информационного пространства. И многие люди ничего об этих местах не знают. Необходимо всячески стимулировать краеведческое движение, поддерживать подготовку учебных пособий по краеведению, развивать детский и юношеский краеведческий туризм.
Здесь следует отметить большую работу по популяризации историко-культурного наследия, проводимую Ставропольским краевым отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, отметившего нынче 50-летний юбилей. Выявление уникальных черт истории, культуры и природы во всех уголках Ставрополья осуществляют преимущественно общественники, краеведы, члены ВООПИиК. Во всех городах и районах края, к счастью, находятся энтузиасты, которые выявляют, изучают и бережно хранят объекты историко-культурного и природного наследия.
– Татьяна Вячеславовна, какие направления работы вы считаете приоритетными на ближайшие годы?
– Прежде всего это внесение в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сведений об объектах культурного наследия, расположенных на территории края, утверждение границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия, постановка на государственный учет и охрану памятников истории и культуры. Ну и конечно, мы намерены усилить федеральный и региональный государственный надзор за состоянием объектов культурного наследия.
13 июля 2016 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
