Проблемы отечественного кино обсудили в министерстве культуры Ставрополья
- Владимир Маркович, как известно, вслед за Годом культуры и Годом литературы в России президентом был объявлен Год кино. Почему не год музыки, которая не менее любима? Или изобразительного искусства, или театра?
- Думается, акцент на кино правомерен по многим позициям. Во-первых, этот вид искусства был и будет востребован всегда. Во-вторых, кино, будучи искусством массовым, является очень важным манипулятором общественного сознания, умонастроения, чувствований.
- И в хорошем, а то и в плохом смысле...
- Да, и в негативном, и в позитивном... И государство не может безразлично к этому относиться. Наконец, в-третьих, мы знаем, что все крупные кинодержавы, будь то США, Индия или Аргентина, от создания и проката фильмов имеют поступления в бюджет, очень солидные отчисления, сопоставимые с другими статьями. И все они дорожат этим. Помнится, и у нас, в Советском Союзе, от проката кино поступления в бюджет шли почти на уровне доходов от продажи алкоголя. Это была очень важная составляющая, которая в определенный момент, увы, ушла не на второй или даже третий, а на десятый план...
Сегодня отечественный зритель находится у нас в совершенно иной ситуации. Если проанализировать суточный телерепертуар всех сетевых каналов, в день показывается от 80 до 100 фильмов, художественных, мультипликационных, научно-популярных, документальных, - большой выбор продукции для просмотра. Человек приходит домой, укладывается на диван и включает телевизор, ему остается лишь, выражаясь словами песни Высоцкого, комментировать увиденное: «Ой, Вань, смотри, какие клоуны!..». Словом, кино стало уже не общественным, а почти личным или семейным делом. Человек вытащен из социума - такова реальность нашего времени. И вернуть его обратно в кинозалы - проблема. А ведь это уже не просто важная финансовая составляющая. Ибо коллективный просмотр зрелища был и остается важным эстетическим воспитательным инструментом.
- К тому же несопоставим эффект от просмотра фильма на телевизионном или большом экране. «Войну и мир» на маленьком экране смотреть невозможно.
- Действительно, технические возможности и преимущества тоже очевидны... В связи со всем сказанным Год кино возник явно не случайно. Идея правильная. Это своего рода и сигнал обществу, и заказ производителям и прокатчикам: нужно направить кино в новое русло. У нас в крае сегодня есть 52 киноустановки. Это на 15 единиц меньше, чем было в прошлом году, тенденция сокращения продолжается уже несколько лет.
- Какую же аудиторию могут охватить эти полсотни установок? Да и вообще, может быть, в новых условиях больше и не нужно, достаточно этих?
- Вопрос непростой, и ответ не может быть однозначным. В прошлом году двумя киновидео-прокатами был приобретен и показан 291 фильм. Много это или мало? Если посмотреть на цифры в других российских регионах - очень мало! Другая проблема: на хранении в двух фильмотеках края - Ставропольской и Кисловодской - сегодня находится 8700 копий кинолент. Уникальный, неоценимый фонд, который можно сравнить лишь с хранимыми шедеврами изобразительного искусства или музейными раритетами. Важнейшая задача работников киновидеоорганизаций - хранить все это богатство, регулярно реставрировать, соблюдать необходимые условия. А у них масса проблем, от давным-давно назревшего капитального ремонта помещений до обновления технического оснащения. К старой кинопроекционной аппаратуре уже не достать нужных деталей, поскольку их просто сняли с производства. А ведь в свое время государством во все это вложены огромные деньги. Все специалисты сходятся во мнении, что нужен единый крупный депозитарий, в котором при наличии специальной аппаратуры можно будет последовательно переводить пленку на цифровые носители. Независимо от художественной ценности каждой ленты все они - история страны, история искусства, страницы которой можно будет потом в любое время востребовать. Но одному краю такое не потянуть. Нужна целевая российская программа, в ней нуждаются все регионы. Кстати, в прошлом году удалось 220 лент реставрировать, но и это до поры до времени, на сколько хватит прочности... Год кино эту проблему лишь четче обозначил, а решать предстоит в дальнейшем.
- Все это хоть и чрезвычайно актуальные, но более внешние, технические аспекты. А есть еще и такая проблема: что показываем и кому показываем.
- Вот-вот! Кстати, участники слушаний с удовлетворением отмечали определенные плоды государственного поддержки отечественного кинематографа и кинопроката. Это мы видим в проводимых кинофестивалях, премьерных кинопоказах и т. д. Стали уже сопоставимы доли зарубежного и отечественного кинопродукта. В частности, юбилей Победы сыграл тут немалую роль, когда средствами кино - и художественного, и документального - патриотическая тематика осваивается активно. И ориентир на продвижение своего кино сохраняется. Но надо понимать, что одним прокатчикам проблем не решить, нужно партнерство всех заинтересованных сторон. Хорошо бы, например, активнее использовать возможности кино в рамках Дня края, праздниках городов и сел, иных мероприятиях. Кстати, киношники небезуспешно это реализуют. План Года кино, разработанный министерством культуры края, как раз на это и ориентирован. Весьма интересен опыт Ставрополя: от кинопоказов во дворах до парков и ДК, в общем, везде, где народ. Вот один из вариантов выведения народа из лежачего положения на домашнем диване.
Не могу не сказать и о положительном опыте нашего молодого форума творческих союзов «Белая акация», благодаря которому начато развитие ставропольской школы кинодокументалистики. Создано уже пять документальных фильмов: по истории казачества, истории края, Кавминвод, особенно любопытен фильм о Лермонтове как воине, ранее о нем все больше как о поэте, но ведь он был поручиком Тенгинского полка, сражался, лежал в госпитале, более 110 дней провел непосредственно в Ставрополе... На очереди - фильм о князе Барятинском как военачальнике, а эта фигура не менее значима, чем генерал Ермолов. Замечательно, что и в этом году к участию во второй «Белой акации» были приглашены многие видные деятели кино - артисты, режиссеры. Встречи с ними заметно оживили культурную атмосферу края. Да и очередной фестиваль «Золотой витязь» в сентябре, уверен, тоже привнесет новую струю. Разумеется, подобные мероприятия очень недешевы, но власти удается привлекать солидных спонсоров, и это тоже полезный опыт.
Наши кинотеатры, кстати, теперь уже хорошо оснащенные, «первым экраном» показывают, конечно, ходовые картины, чтобы восполнить затраты, но при этом умудряются проводить и поистине уникальные проекты. Например, кинотеатр «Октябрь», войдя в федеральную программу, в режиме онлайн успешно транслирует спектакли московских театров. Для нас, зрителей, настоящее чудо - увидеть на большом экране хорошие постановки одновременно с москвичами, сидящими в театральных залах.
- Жаль только, что они пока слабо это рекламируют. Народ часто про это чудо и не знает...
- Согласен, нужно это делать активнее. А еще хорошо бы, чтоб это подхватили и остальные кинотеатры. Тут открываются большие перспективы для партнерских отношений с негосударственными учреждениями проката.
- Среди проблем, высвеченных Годом кино, нельзя не назвать проблему охвата сельского зрителя.
- Увы, там идут фильмы пока что только второго круга, кассовые фактически не доходят, поскольку сельская аудитория не может платить те же деньги, что в городе, если пойти всей семье по билетам за 350 рублей - ни один семейный бюджет не потянет. Тут государству нужно думать об особой льготной форме кинопроката в селе. Нельзя же лишать сельского зрителя этой радости, это просто несправедливо. После первого экрана лента уже по иной цене должна идти в село, и прокатчики должны этим озаботиться. Они же пока под флагом борьбы с кинопиратством просто уничтожают массовые копии лент после первых показов. И селяне в итоге увидят этот фильм в лучшем случае через несколько лет...
- Владимир Маркович, вы не случайно упомянули кинопиратство...
- По мнению участников слушаний, необходимо элементарно просвещать в правовом отношении и чиновников, и прокатные организации, что такое авторское право в кино. Часто незнание этого ведет к тому, что «левая» лента прокатывается по «левым» билетам и прибыль уходит тоже «налево». Было предложено в Центре повышения образования культуры ввести соответствующие курсы. А через заместителя председателя правительства края обратиться с такими инициативами к главам районов и городов. Ну и неплохо вспомнить добрый опыт кинообразования зрителя, чем раньше занимались многочисленные киноуниверситеты, киноклубы. Это было великое дело. Грамотного кинозрителя надо воспитывать так же, как и театрального, и музыкального...
- Когда-то были задействованы и мы, журналисты, в роли популяризаторов. Нас регулярно приглашали на премьеры. Мне не раз доводилось писать кинорецензии...
- Верно. Сейчас киноклубы есть, правда, весьма локальные, маленькие. Но даже и такие нужны и полезны! Замечательно работает новый киноклуб в краевом Музее изобразительных искусств. Уникальный проект оказался востребован, в том числе и благодаря экзотическому подлинному кинооборудованию прошлых лет, о котором уже почти забыли. Да и тематически все это гармонично связано с деятельностью музея! Вот в таких клубах просветительство надо вести с привлечением специалистов.
Все сказанное нацеливает общество и государство на то, что надо вкладывать в кино средства и осваивать новые формы этой работы. Сама жизнь их уже выдвигает, наметилась тенденция вхождения кинотеатров в киноконцерны, кинокомпании. Однако, повторюсь, участие государства необходимо, особенно в сельских условиях. Чтобы Год кино прошел не зря. Кино - огромная часть культуры, мощный ее потенциал.
24 июня 2016 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
