В Пятигорске депутаты краевой Думы ознакомились с работой МФЦ
Перед совещанием депутаты краевой Думы и представители правительства региона посетили многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в городах Лермонтове и Пятигорске.
В Лермонтове МФЦ действует с декабря 2015 года. Общая площадь здания, в котором располагается МФЦ, составляет 300 квадратных метров. В нем функционирует пять окон обслуживания граждан. Через них организовано предоставление 58 федеральных государственных услуг, 138 государственных услуг органов исполнительной власти края и 52 муниципальных услуг.
За период с января по апрель нынешнего года через МФЦ города Лермонтова было оказано порядка трех тысяч федеральных государственных услуг, около 130 региональных государственных услуг края и 15 муниципальных услуг.
Как доложили руководители учреждения, максимальное время ожидания заявителей в очереди в марте составило 13 минут, в апреле - 23 минуты. За январь - апрель текущего года жалоб от заявителей не поступало.
Пятигорский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг начал работу в июне 2014 года и стал 15-м в регионе. В настоящее время в столице федерального округа действует восемь обособленных структурных подразделений МФЦ, 43 окна предоставляют горожанам более 200 государственных и муниципальных услуг. Подразделения многофункционального центра работают в центральной части города, в микрорайоне Бештау, в Новопятигорске, на Белой Ромашке, в поселке Нижнеподкумском и в станице Константиновской. А в декабре минувшего года еще открыли отделения в поселке Горячеводском и на улице Московской. Таким образом, на каждые пять тысяч пятигорчан приходится одно окно МФЦ. Любой житель города в шаговой доступности может получить весь спектр государственных и муниципальных услуг.
Представители краевого правительства и Думы Ставрополья посетили центральный офис пятигорского МФЦ на улице Коллективной. В целом качество работы они оценили высоко: комфортная обстановка, более тысячи квадратных метров площади, современное оборудование, электронная очередь, удобное информационное табло, более 20 окон обслуживания населения, подъездные пандусы, детский уголок, квалифицированный персонал. За период с января по апрель нынешнего года через МФЦ Пятигорска было оказано около 33 тысяч федеральных государственных услуг, 800 региональных и 11 тысяч муниципальных услуг.
Как доложил заместитель главы администрации Пятигорска Валерий Косых, время ожидания заявителей в среднем составляет 10 минут. Но в самые «горячие» часы приходится привлекать к приему граждан тех сотрудников, которые обычно заняты обработкой документов. В целом они справляются, однако местные власти заинтересованы в том, чтобы увеличить количество окон в городе сверх норматива. Развивается в пятигорском МФЦ и институт выездного приема. Заявитель, который не в состоянии лично посетить многофункциональный центр, сможет получить ту или иную услугу на дому.
Продолжилось выездное совещание в зале заседаний администрации города-курорта. Здесь участники обсудили актуальные вопросы развития сети МФЦ на Ставрополье, механизм перераспределения субвенций, достоинства и недостатки централизованного управления МФЦ на региональном уровне, мониторинг качества работы.
С докладом выступил заместитель министра экономического развития Ставропольского края Валерий Сизов. Он рассказал, что в целях достижения показателей, предусмотренных в Указе Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в Ставропольском крае разработана необходимая нормативная правовая база, регулирующая вопросы деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе по принципу «одного окна» и в электронном виде.
Создана и аттестована в соответствии с требованиями безопасности информации Региональная автоматизированная информационная система поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае. ГИС МФЦ автоматизирует весь процесс предоставления государственных и муниципальных услуг сетью МФЦ края, обеспечивает предварительную запись на прием к специалистам МФЦ в сети Интернет, ведение электронной очереди, консультирование, регистрацию приема документов и контроль их полноты, планирование хода оказания услуг, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. А также регистрацию результатов по предоставленным услугам, всесторонний мониторинг функционирования сети МФЦ и оценку эффективности их работы. Осуществлена интеграция ГИС МФЦ с программными комплексами и информационными системами управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, отделения Пенсионного фонда РФ, управления Федеральной службы судебных приставов, Главного управления Министерства внутренних дел России по Ставропольскому краю. А также с региональными информационными системами.
Осуществление интеграции ГИС МФЦ с информационными системами федеральных и региональных органов власти позволяет специалистам МФЦ передавать пакеты документов в электронном виде без последующего дублирования на бумажном носителе.
Валерий Сизов доложил, что в крае создано и функционирует 38 офисов МФЦ - в каждом городском округе и в каждом административном центре муниципальных районов. Наряду с ними действует 251 территориально обособленное структурное подразделение МФЦ. Итого в офисах и подразделениях МФЦ заявителей обслуживают 680 окон. Таким образом, 97,7 процента жителей Ставропольского края имеют доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в МФЦ.
С целью повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в 2015 году проведено 915 обучающих семинаров для специалистов МФЦ. А за январь - апрель нынешнего года - 557 обучающих занятий.
Независимым аналитическим агентством проведено социологическое исследование оценки жителями края качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе МФЦ. Результаты данного исследования показали, что в 2015 году 90,2 процента заявителей были удовлетворены качеством предоставления услуг в МФЦ.
По данным, полученным посредством ГИС МФЦ, по состоянию на 11 мая 2016 года время ожидания в очереди при обращении заявителей для получения государственных и муниципальных услуг в среднем не превышает 15 минут.
В целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства и повышения доступности предоставления государственных и муниципальных услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в феврале нынешнего года заключено соглашение между акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и государственным казенным учреждением Ставропольского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае». А в марте краевой межведомственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Ставропольского края утвержден план мероприятий по оказанию поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на базе МФЦ на 2016 - 2018 годы.
За январь - апрель 2016 года через МФЦ края было оказано 448,6 тысячи федеральных государственных услуг, 45,8 тысячи региональных и 111,2 тысячи муниципальных услуг. Объем средств, поступивших в доход бюджета Ставропольского края от уплаты заявителями государственной пошлины за получение соответствующих федеральных государственных услуг через МФЦ края, за этот же период составил 56,1 миллиона рублей.
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в 2015 году составила 27,2 процента.
Несмотря на достаточную технологическую готовность, значительная часть населения Ставропольского края по инерции предпочитает пользоваться услугами в обычном формате. Недостаточно высокий темп перевода в электронный вид муниципальных услуг связан в том числе с ограниченностью средств на реализацию данных мероприятий в бюджетах муниципальных образований. Однако Валерий Сизов заверил, что в настоящее время министерством экономического развития Ставропольского края проводится работа по типизации муниципальных услуг для снижения стоимости их перевода в электронный вид,
Подводя итоги обсуждения, член комитета Думы Ставропольского края по культуре, молодежной политике, физической культуре и средствам массовой информации Кирилл Кузьмин отметил: «Ставропольский край является одним из немногих регионов, где модель действия многофункциональных центров децентрализована. Почти 70 регионов ее централизовали и вывели на уровень региональной власти. У нас же МФЦ работают в структурах муниципальных администраций. Возможно, министерство экономического развития выйдет с предложением по централизации. Тогда будем его обсуждать. Лично я сторонник того, чтобы большинство полномочий было там, где непосредственно живут люди. То есть в органах местного самоуправления. Но при одном условии: должно быть соответствующее финансирование. А не так, как это у нас часто бывает: нагружают новыми полномочиями, а денег не дают.
Как бы там ни было, МФЦ на Ставрополье динамично развиваются. Города Лермонтов и Пятигорск в этом плане передовики. Мы, депутаты, довольны их работой.
Жалоб от заявителей на качество обслуживания в МФЦ мало. Если таковые и появляются, то связаны они, как правило, не с обслуживанием в МФЦ, а с работой тех органов исполнительной власти, которые непосредственно занимаются рассмотрением документов, поступивших через многофункциональные центры. Здесь еще остается немало вопросов, мониторингом которых мы должны заниматься. Я как депутат считаю, что модель государственного управления на местах нужно изменить. У нас огромное количество федеральных структур, которые работают без какого-либо контроля со стороны региональных и местных властей. Например, в крае за прошлый год было пять с половиной тысяч проверок малого бизнеса. Из них 75 процентов – внеплановые. Проводили их в основном федеральные структуры. Повлиять на них мы не можем, потому что у них своя вертикаль подчинения».
27 мая 2016 года