Тимофей Богданов: Позитивные перемены зависят от каждого
- Тимофей Васильевич, что принесли региону новые экономические реалии? Наступило время новых возможностей? Или в первую очередь это все же время потерь?
- На самом деле ситуация неоднозначная. Понятно, что это новые испытания и для страны в целом, и для нашего отдельно взятого региона. А потому нужна предельная концентрация на завершении уже начатых дел с предельно четким пониманием, что из запланированного на данный момент имеет первостепенное значение, а что может подождать.
Это как бюджет семьи. Планируя наши траты, мы исходим прежде всего из размера дохода и первостепенности нужд. Можно купить в кредит дорогую шубу в пол, но на сапоги уже не хватит. И что еще важнее, не будет средств на полноценное питание детей, лечение. Время бездумных трат прошло. Раньше нередко бывали такие ситуации: на-обещал перед выборами депутат избирателям построить или бассейн, или дом культуры, или детский сад на пятьсот мест в селе, где всего тысяча жителей, и начинает потом давить на коллег: я, мол, слово дал. А денег в бюджете нет. Да и целесообразность новой стройки сомнительна. Как содержать бассейн муниципалитету, в бюджете которого на освещение улиц не хватает? Выклянчит такой народный избранник деньги на фундамент, чтоб перед людьми отчитаться, а там, получается, хоть трава не расти. Недостроев в крае хватает. Деньги вложили, а отдачи, увы, нет.
Каждая копеечка должна тратиться с умом и приносить максимум пользы краю. Пришли серьезные для экономики испытания, через которые надо пройти с достоинством, помня, что кризис - это также время возможностей, достижения нового качества жизни.
- Во всех развитых странах с устойчивой экономикой малый и средний бизнес производят значительную часть внутреннего валового продукта и являются серьезными поставщиками налогов в бюджет. Как сегодня чувствует себя этот сектор экономики в нашем регионе и какую поддержку стоит ждать от государства начинающему предпринимателю?
- Принятый Думой и правительством края антикризисный план включает в себя в том числе меры поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, предусмотрены так называемые налоговые каникулы для предпринимателей, занимающихся производством, инновационными и научными разработками, социально значимым бизнесом в сфере образования, здравоохранения, других услуг населению. Работает закон об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей. Причем список видов деятельности, позволяющих это сделать, увеличился. Переходя на патент, «индивидуалы» освобождаются от уплаты ряда налогов – НДС, налога на имущество.
На Ставрополье действует Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего бизнеса с головным офисом в Ставрополе и подразделениями в Буденновске, Пятигорске, Невинномысске, Минеральных Водах, Ипатово, селе Красно-гвардейском. Только в прошлом году фондом были выданы микрозаймы 685 субъектам предпринимательства на сумму более 400 млн руб.
На основе конкурсного отбора начинающие предприниматели получают возможность работать в бизнес-инкубаторе, что гарантирует им льготы по аренде офисных помещений, бесплатное юридическое и информационное сопровождение, помощь в поиске инвесторов, получении банковских кредитов. Кроме того у малого бизнеса есть возможность субсидирования части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам и лизинговым договорам, в случае если предприятие сумеет доказать обоснованность и эффективность своих бизнес-планов.
По итогам 2015 года в рамках предоставления субсидий на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования господдержка оказана 44 субъектам малого бизнеса в сумме 116 млн руб. По прогнозам, эта мера позволит создать в крае 226 новых рабочих мест, увеличить налоговые отчисления в бюджеты различных уровней на 197,2 млн рублей и привлечь в экономику края инвестиции в основной капитал в сумме 620 млн руб. Субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, получили 17 субъектов предпринимательства на сумму 80 млн руб. Это, в свою очередь, позволит создать 171 дополнительное рабочее место, увеличить налоговые поступления в бюджет на 136 млн руб. и привлечь инвестиции в сумме 620 млн руб.
Но надо сказать, что обращается за такой помощью меньшее число предпринимателей, чем могло бы быть. Складывается впечатление, что далеко не все знают об этих инструментах и преференциях или по каким-то причинам не решаются ими пользоваться. Очевидно, что органам местного самоуправления следует прилагать больше усилий для информирования предпринимательского сообщества на своей территории об имеющихся возможностях получения господдержки.
Если говорить о роли малого и среднего предпринимательства в экономике нашего региона, следует отметить, что, по данным Ставропольстата, на конец 2015 года в крае зарегистрировано 111114 субъектов малого и среднего бизнеса, около 40 на тысячу жителей. В объеме валового регионального продукта доля продукции, произведенной такими предприятиями, составила 33,8%. К 2017 году правительство края ставит задачу поднять планку до 35%.
Но самое главное, на мой взгляд, удалось переломить удручающую ситуацию, связанную с бюрократией, формализмом и откровенным вымогательством чиновников в отношении предпринимательства. Понятное дело, что быстро и повсеместно проблему решить невозможно, но положительный тренд с приходом в край новой команды, имеющей принципиальную позицию, уже ощутили все. Губернатор Владимир Владимиров не просто держит, что называется, руку на пульсе, руководитель региона часто встречается с предпринимателями, оперативно реагирует на их обращения и жалобы в отношении зло-употреблений чиновников на местах, внимательно рассматривает их предложения. Целенаправленно и планомерно строится среда благоприятствования предпринимательской деятельности. В муниципалитетах для представителей малого и среднего бизнеса организована консультационная помощь - как для действующих, так и начинающих.
Оказывается поддержка и в продвижении продукции наших предпринимателей на внешние рынки, в том числе и зарубежные. В 2015 году региональный интегрированный центр, работающий на базе Торгово-промышленной палаты СК, помог это сделать 160 малым и средним предприятиям края. Результатом стало заключение 11 договоров о поставках.
- И все же, как считают многие, малый бизнес мог бы развиваться на Ставрополье активнее. Что тормозит поступательное движение?
- Ну, прежде всего предпринимателем, точно так же как и музыкантом, писателем или врачом, не может стать каждый. Нужен особый талант, особый склад характера. Ежедневно в мире, вне зависимости от страны и континента, открываются тысячи предприятий и закрываются тысячи предприятий. Это нормально.
Но, конечно же, есть и объективные системные трудности. Значительной проблемой для края остается дефицит логистической инфраструктуры, обеспечивающей каналы сбыта продукции местного производства. Мешают развитию предпринимательства высокие тарифы на присоединение к инженерным сетям. И еще. Руководители 70% организаций края одним из главных препятствий развития бизнеса называют высокий уровень налогообложения.
Серьезной проблемой для края является рост сектора незаконной предпринимательской деятельности. По оценкам экспертов, совокупный оборот теневой экономики в нашем крае составляет более 30%. Особенно высока ее доля в сфере оказания бытовых услуг и перевозки пассажиров. Нелегалы составляют недобросовестную конкуренцию предпринимателям, работающим честно, в соответствии с законом. Опасность они представляют и для людей, которые решаются воспользоваться их сомнительными услугами. Причем все необходимые правовые инструменты для борьбы с «тенью» имеются. Дело за правоохранительными органами и органами местного само-управления, которые обязаны выявлять и пресекать незаконную предпринимательскую деятельность. К сожалению, контролирующим органам проще нагрянуть с проверкой к представителям легального бизнеса - их ведь искать не надо.
Встречаясь с предпринимателями, депутаты спрашивают, какие меры поддержки необходимы сегодня бизнесу. Самый распространенный ответ: не надо помогать, просто не мешайте работать. Недавно был курьезный и одновременно печальный случай. Предприниматель за хорошую работу получил кубок от Торгово-промышленной палаты. Церемонию награждения показали по телевизору – на следующий день на предприятие пришли контролирующие органы.
В то же время «кошмарить» бизнес стали меньше. Если в 2015 году различными проверяющими органами было проверено 5989 субъектов предпринимательства, то годом ранее это число было на 3110 больше.
Меньше стало и «подпольщины» - когда искусственно создаваемые чиновниками бюрократические барьеры преодолевались на переговорах в «кафешках», где и оформлялись необходимые для ведения бизнеса документы. И я убежден, бороться с такими явлениями нужно всем миром. Поэтому призываю всех предпринимателей, в отношении которых чиновники действуют незаконно, занимаются вымогательством, мешают работать, обращаться к нам, в комитет Думы по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности. Можно писать на электронную почту ekonkom@dumask.ru или звонить по телефону в Ставрополе 26-67-10. Депутаты будут разбираться с каждым таким случаем, а при необходимости будем обращаться за помощью в министерство экономического развития СК и к губернатору края.
- Тимофей Васильевич, до завершения работы нынешнего состава Думы края остается около полугода, уже можно подводить предварительные итоги сделанному. Какие законопроекты по развитию экономики края, инициированные комитетом, вы считаете важнейшими?
- Пожалуй, один из самых значимых - Закон «Об управлении и распоряжении имущественными объектами государственной собственности Ставропольского края». Дума полномочна решать, какие объекты госсобственности и в какие сроки подлежат приватизации. Этот закон позволил краю избавиться от неэффективных предприятий, требующих больших затрат на свое содержание, и принести доход от их продажи в бюджет края.
Если объект особой стратегической важности, предусмотрена возможность прибегнуть к частно-государственному партнерству, позволяющему привлечь необходимые для развития инвестиции при условии сохранения за краем контрольного имущественного права. Мы все помним, в каком ужасном состоянии находился ставропольский аэропорт. И решение о создании на его базе акционерного общества было своевременным и правильным. Инвестор выполнил обязательства по реконструкции аэропортового комплекса, привлек новых авиаперевозчиков. При этом имущество аэропорта осталось в собственности Ставропольского края, под контролем региональных властей.
Хочу особо подчеркнуть, что по каждому объекту решение принимается коллегиально, с учетом общественного мнения, со взвешиванием всех «за» и «против». Ответственность огромна, и ошибиться в своем решении мы не имеем права. Если депутатский корпус склонялся к мнению, что госпредприятие небезнадежно и в его неудовлетворительном финансовом состоянии виноваты не только рыночные факторы, а есть много вопросов к управлению, с нашей подачи принимались кадровые решения.
Кроме того, есть категория предприятий, относящихся к краевой собственности, которые стабильно безубыточно работают или приносят доход, иногда даже превышающий тот, что заложен в расчетах. Эти предприятия входят в перечень особо значимых для экономики края. Дума края ежегодно заслушивает отчет о результатах их работы. Если обнаруживаем ухудшение показателей без объективных на то причин, инициируем экспертизу менеджмента предприятия с привлечением экспертов.
Благодаря Закону «О зонах муниципального развития в Ставропольском крае», инициированному нашим комитетом, учтена разница в экономических условиях работы предприятий, находящихся в разных территориях региона. Например, восток Ставрополья в силу климатических особенностей и географического положения требует особого внимания и индивидуальных решений. Закон позволяет предприятиям и предпринимателям, готовым работать в этих особых условиях, предоставить ряд преференций.
Экономика – живая система, на развитие которой влияет большое число факторов: чтобы законы работали эффективно, не забываем о мониторинге действующих нормативных актов, в случае необходимости вносятся корректировки. Поэтому одним из направлений постоянной работы нашего комитета являются депутатские рейды, инспекционные выезды в районы и города края, встречи с людьми и изучение общественного мнения.
- Большие надежды возлагались в свое время на индустриальные парки, способные дать толчок развитию современных востребованных производств. Ожидания оправдались?
- Некоторые предприятия уже запущены и работают, например, предприятия самого первого регионального индустриального парка в Невинномысске. Это металлургический завод «СтавСталь», предприятие по производству гнутых оцинкованных металлических профилей «Невинномысский профиль». В недалеком будущем на полную плановую мощность должно выйти производство сэндвич-панелей и вентиляционной продукции ЗАО «Лиссант – Юг». Запуск новых предприятий в региональных индустриальных и технологических парках планируется и в этом году. Ситуация находится под особым контролем губернатора, правительства и Думы края.
- Для жемчужины Ставрополья – Кавказских Минеральных Вод кризис может стать хорошим шансом для увеличения потока отдыхающих. Если, конечно, ситуация будет использована с умом.
- Правительством страны, президентом Владимиром Путиным ставится задача ускоренного развития четырех городов КМВ – Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков и Железноводска. Повышенное внимание к самому солнечному городу КМВ: до 2030 года Кисловодск должен стать курортом мирового уровня, при этом поток отдыхающих с сегодняшних 240 тысяч планируется увеличить до 700 тысяч в год. Чтобы достигнуть цели, необходимо не только выстроить эффективную экономическую политику в сфере привлечения инвестиций и поощрения частной инициативы, но и сосредоточить административную энергию на решении застарелых проблем КМВ.
Принято волевое решение привести в порядок внешний вид городов-курортов. В первую очередь идет борьба с избыточным числом рекламных конструкций и объектов стихийной торговли. Считаю, совершенно необходимо избавиться от ларьков и ки-осков, уродующих исторический облик улиц, парков и площадей. Однако новая политика властей встретила мощный отпор со стороны торговцев и рекламщиков. В ход идут аргументы о том, что все эти шашлычные, пивные, магазины ширпотреба работают исключительно для удовольствия и удобства отдыхающих. Используют и «тяжелую артиллерию»: акции протеста, звонки на все уровни власти. Жалуются, что плохая власть лишает их заработка, несмотря на то что каждому предпринимателю взамен муниципалитеты предлагают торговые места на городских рынках.
Ни на одном европейском курорте нет базаров и «шанхаев» в скверах и непосредственной близости от пансионатов. Всему свое место. Человек из Уренгоя или Новосибирска едет к нам не за пивом и шашлыком под хрипящий из динамиков шансон. Этого добра везде хватает. Люди едут окунуться в атмосферу курортного города с историей, архитектурой, культурой. Воздухом подышать. А торговля должна осуществляться в специально отведенных местах. Это в интересах и самих предпринимателей, которые в настоящее время так возмущаются. Только значительное увеличение турпотока способно увеличить доходы. Наши курорты должны соответствовать самым высоким стандартам, потому что конкуренция, несмотря на санкции, сохраняется, у людей по-прежнему есть выбор.
Наконец, нужно понять, что мы живем на благодатной богатой земле, и от каждого из нас, от кого-то в большей степени, от кого-то в меньшей, зависит, каким Ставрополье будет завтра. А то у нас зачастую что получается: как управлять государством, знают все, а вот наведением порядка в собственном подъезде или дворе заняться готовы не многие. Позитивные перемены в крае станут тем заметнее, чем ответственнее станет каждый из нас на своем рабочем месте.
16 марта 2016 года