На Ставрополье муниципальный инвестиционный стандарт должны внедрить до 1 декабря 2015 года
В заседании принимали участие председатель комитета Думы СК Тимофей Богданов, начальники структурных подразделений, отвечающих за экономическое развитие, и заместители глав администраций муниципальных районов и городских округов края.
Как прозвучало в докладе заместителя министра экономического развития Александра Абалешева, принятие планов первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности муниципальных образований и городских округов на текущий год должно было способствовать повышению целого ряда показателей. Министерство обращало внимание на обязательность включения в документ соответствующих мероприятий для эффективного решения поставленных губернатором и правительством края задач, в том числе и с учетом практик других субъектов России.
- Приходится констатировать, что большинство муниципальных образований к нашим рекомендациям не прислушалось, - отметил А. Абалешев. – Текущая динамика социально-экономических показателей развития муниципальных образований, безусловно, характеризуется разнонаправленностью. Например, по объему отгруженных товаров в действующих ценах по промышленным видам деятельности в большинстве своем наблюдается положительный тренд. Однако надо учитывать, что свою лепту в этот рост внесли инфляционные процессы и девальвация рубля.
В то же время в ряде муниципальных районов наблюдается серьезный спад по финансовым результатам деятельности организаций и предприятий. Как прозвучало, хуже других дела обстоят в Новоалександровском, Турк-менском, Кировском, Красно-гвардейском районах, городе Железноводске. Негативный тренд в последние месяцы складывается и по ряду других районов и городов.
Александр Абалешев рассказал, что министерство проводит целую серию разнонаправленных мониторингов экономической и социальной ситуации в районах и городах, чтобы вовремя принимать необходимые меры по недопущению ухудшения ситуации в социально-экономической сфере. При этом мониторинги пересекаются и по ряду пунктов дублируют друг друга. И когда один мониторинг показывает, что в каком-то районе у предприятий проблемы, причем у предприятий, которые сами районы отбирали как контрольные для минэк, в информации, полученной от местной администрации, говорится, что все хорошо.
- Недавний пример: на предприятии с численностью работников 250 человек работают 30, остальные в отпуске без содержания, а администрация района отписывается нам, что проблемных вопросов не имеется. То есть местная администрация либо не в курсе того, что происходит, либо меры по оказанию помощи предприятию и недопущению его банкротства, высвобождения работников и роста напряженности на рынке труда не принимает, - констатировал замминистра.
Он отметил, что на местах нужно понимать, что в условиях дефицита бюджета, в том числе федерального, налоговым и другим федеральным органам поставлена задача по усилению мер по наполнению казны.
- И если прежде за те или иные нарушения на предприятии, которые время от времени обнаруживаются в любой организации, штрафовали руководителя, то теперь штрафные санкции накладываются непосредственно на предприятие, - рассказал Александр Абалешев. - А это суммы гораздо более высокие, и наша задача состоит в том, чтобы снизить их, в случае если претензии не совсем правомерны, и не допустить разорения предприятия. У нас уже отработан механизм действий в таких ситуациях. Поэтому и администрация района, и мы должны узнавать о проблемах того или иного предприятия как можно раньше.
Представитель министерства отметил, что обращалось внимание местных властей и на необходимость проработать меры поддержки таких сфер экономики, как торговля и строительство.
- Там мы в первую очередь ожидаем проблемы из-за снижения покупательной способности населения, - отметил замминистра. - Торговля уже в этом году упала в среднем по краю на 15%, ожидается спад и в строительстве, по ряду муниципальных районов его темпы уже снизились. Это тоже может привести к увеличению уровня безработицы. В группе риска также находятся обрабатывающие производства – именно там было наибольшее число высвободившихся работников в кризис 2008-2009 годов.
Как прозвучало, уровень безработицы по ряду районов вырос относительно среднекраевого значения. Причем в Курском, Красногвардейском, Труновском и Грачевском этот показатель превышен в два раза. При этом мероприятия по снижению напряженности на рынке труда - временное трудоустройство людей, организация профобучения для безработных, - согласно предоставленной информации, проведены только в Курском и Туркменском районах. В остальных же районах администрации занимаются только мониторингом ситуации.
В представленных в министерство районами и городами планах по социально-экономическому развитию, по словам Александра Абалешева, почти полностью отсутствуют программы по самозанятости населения. Очень низкая активность местных властей наблюдается и в продвижении патентной системы налогообложения. В каких-то районах предпринимателей, работающих по этой системе налогообложения, всего несколько сотен, а где-то и вовсе единицы. В то время как патентная система должна стать хорошим подспорьем в организации самозанятости населения и выводе теневого бизнеса в правовое поле.
Согласно планам социально-экономического развития, во всех районах и городах ведется работа по легализации трудовых отношений. По словам замминистра, в целом тенденция отмечается в этом вопросе положительная. Но статистические данные, представленные краевым минтруда, расходятся с радужными отчетами муниципалитетов. У 60% муниципальных образований доля выявленных работников, с которыми заключены трудовые договоры, ниже краевого контрольного показателя, который составляет 53,4%. Самые низкие показатели в Нефтекумском (22%), Кочубеевском (27%), Курском (35%), Левокумском районах, городах Кисловодске и Лермонтове по 33%.
Недостаточно активно, по мнению представителя минэка, в отдельных районах и городах края ведется работа по проведению ярмарок выходного дня, в ходе которых жители могут купить товары местных сельхозпроизводителей по доступным ценам. Например, в Буденновске не проведено ни одной такой ярмарки. Администрация объясняет это тем, что сельхозпроизводители не хотят в них участвовать.
- Но практика показывает, что к концу зимы – началу весны сельхозпроизводители начинают просить правительство края помочь им реализовать залежавшуюся на складах продукцию. Значит, задача администрации – найти ту золотую середину, чтобы и производителям, и покупателям участие в ярмарке было выгодно, - констатировал докладчик.
Есть претензии и к организации работы по информированию предпринимателей по мерам гос-
поддержки малого и среднего бизнеса. Так, в Нефтекумском, Ипатовском и Петровском районах гранты на создание и развитие собственного бизнеса не освоены вовсе из-за отсутствия заявок со стороны предпринимателей. Не намного лучше обстоит этот вопрос и во всех других территориях.
- Нельзя забывать и о том, что Ставрополье – прежде всего сельскохозяйственный регион, а в большинстве планов устойчивого развития районов поддержка сельского хозяйства не прописана, - отметил Александр Абалешев. - Положительный пример – Петровский и Кочубеевский районы, где сформированы списки инвестиционных площадок. Более того, в Петровском районе уже предоставлено 10 участков под реализацию инвестпроектов.
Недостаточными темпами в районах развивается потребкооперация, которая кроме экономического эффекта имеет важное социальное значение в виде создания значительного числа дополнительных рабочих мест.
О том, как реализуется план устойчивого развития в Невинномысске, рассказал начальник управления экономического развития города Валерий Овсянников.
Выслушав доклад, председатель коллегии Андрей Мурга задал выступавшему два вопроса: «Сколько времени вы работаете на этой должности?» и «Какое у вас образование?». Он с сожалением отметил, что доклад носит формальный характер и отражает лишь процесс - «углубили, расширили, рассмотрели». Стратегия развития города представляет собой только пересказ требований уже действующих госпрограмм, не ставит никаких конкретных задач и, соответственно, не дает результата.
- И никаких проблем при этом перед нами администрация Невинномысска не озвучивает. Причем это ситуация не только Невинномысска. Подставь название любого другого города или района вместо Невинномысска - и ничего не поменяется. Весь край занимается тем, что «углубляет, расширяет, заслушивает». Но, если вы читаете газеты, смотрите федеральные каналы, должны понимать, что 2016 год будет очень сложным в экономическом отношении. И то, как мы преодолеем завтрашние трудности, во многом зависит от подготовленности к ним сегодня.
Андрей Мурга отметил, что время формализма прошло, необходимы энергичные и эффективные действия, а в отчетах должны быть конкретные цифры в ответах на вопросы: «Какой результат?», «Какие целевые показатели?». А главными показателями должны стать рост валового продукта района, число новых субъектов малого бизнеса.
- Мы не вытянем экономику края до тех пор, пока замы по экономике в районах не начнут разговаривать с предпринимателями на одном языке, - отметил министр. - И такой отчет о конкретной работе я буду требовать от каждого района.
Он особо подчеркнул, что на сайтах администраций должна быть доступна информация о том, по какому телефону и адресу предприниматель может получить консультацию о господдержке.
- Сейчас же на запрос о поддержке предпринимателей на сайте большинства администраций после четвертого-третьего клика выходит пустая страница, - с сожалением заметил Андрей Мурга.
О Стандарте деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях рассказал заместитель министра – начальник управления по модернизации экономики, развитию инноваций и нанотехнологий министерства экономического развития края Александр Долин.
Он напомнил собравшимся, что в 2012 году Президент России поставил вопрос о создании единого инвестиционного климата по всей территории России. Было создано Агентство стратегических инициатив, разработавшее единый стандарт для всех регионов, который те внедряли на протяжении 2014 года.
- В процессе выяснилось, что все ресурсы, влияющие на успешность действия стандарта – выделение земли, сроки оформления документов, получение разрешений, – лежат в поле деятельности муниципальных районов, - отметил Александр Долин. - И от вас, от администраций муниципалитетов, зависит, насколько успешно стандарт будет внедрен. Поэтому губернатором края было дано поручение о внедрении муниципального стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях.
Замминистра подчеркнул, что стандарт основан на конструктивном взаимодействии органов власти между собой, в том числе с федеральными структурами.
- Мы очень часто сталкиваемся с тем, что власть на местах отказывается помогать инвестору, ссылаясь на запреты законодательства или Бюджетного кодекса. Так вот, стандарт дает нам возможность влиять не только на региональное законодательство, но и на федеральное, если видим, что его формулировки мешают формированию положительного инвестклимата, - отметил докладчик.
Александр Долин привел такой пример:
- В процессе внедрения стандарта мы столкнулись с такой проблемой: муниципалитет без кадастрового номера не регистрирует почтовый адрес, а Росреестр без почтового адреса не присваивает земельному участку кадастровый номер. И понятно, как решались эти вопросы. Мы подняли проблему, и Росреестр внес изменения в свои документы. И таких правовых «дыр», которые прекрасно знакомы вашим исполнителям и которыми они умело пользуются, немало. Наша задача - их выявлять и пытаться урегулировать.
Замминистра отметил, что стандарт предполагает также повышение информационной открытости, развитие кадрового потенциала. Цель новых требований – инвестиционный климат должен стать одинаково благоприятным как в краевой столице, так и в самых отдаленных уголках Ставрополья. Такой подход сделает условия ведения бизнеса более понятными, предпринимателю не нужно будет искать особый подход в каждом муниципалитете края.
Большинство районов и городов уже заканчивает процедуры внедрения стандарта, и минэк начинает его завершающий этап, ревизию. Разработан механизм, по которому каждое муниципальное образование будет проверено на выполнение стандарта по нескольким направлениям – через «тайных покупателей» и анализ документации.
- Вы должны понять, что это не кампанейщина, а ваша настольная книга, постоянный лейтмотив работы администрации в сфере экономического блока, а наш контроль действия стандарта на практике будет постоянным, - отметил Александр Долин.
Лучшие муниципальные практики со всей России войдут в специальный атлас и будут представлены президенту. Кстати, случай с Росреестром сейчас обсуждается специальной комиссией в Москве по вопросу попадания его в атлас.
- И мы бы хотели, чтобы как можно больше муниципальных практик Ставропольского края попали в атлас и прославили и ваш район, и все Ставрополье, - отметил замминистра.
На всей территории края Стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях должен быть внедрен до 1 декабря текущего года. Ожидаемый результат – рост ВРП, увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса, рост объема инвестиций в экономику края.
- Нефтяные деньги скоро закончатся, и всем нужно начать серьезно работать, - подвел итог заседания министр экономического развития края Андрей Мурга..
30 сентября 2015 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
