Особенности проекта федерального закона о культуре
– Владимир Маркович, на заседании общественного совета по поводу проекта закона состоялась весьма оживленная, заинтересованная дискуссия. Каковы в целом впечатления от этого документа?
– Отечественной культуре в последние два года крупно повезло. Из второстепенного социального и политического института она вышла в доминирующие в силу двух указов президента: о проведении Года культуры в 2014-м и Года литературы в 2015-м. Причем эти указы не стали только эдакой политической прокламацией, дежурным реверансом в сторону культуры, а были поддержаны рядом нормативно-правовых документов, которые впервые за последние несколько десятилетий внятно объясняют, что такое культура в государстве и чего хочет государство от культуры. Наконец, к завершению Года культуры вышел указ президента об основах госполитики в области культуры, где обозначены важнейшие проблемы, в том числе проблемы сохранения русского языка, изучения истории, сохранения нравственности в обществе. Словом, на культуру возлагаются серьезные надежды. Этим указом было дано поручение разработать в Думе проект закона о культуре. Пока что у нас действуют Основы законодательства о культуре, принятые еще в 1993 году, да плюс отдельные законотворческие документы по направлениям – библиотечному, музейному, охране памятников истории и культуры. На разного уровня собраниях деятелей культуры неизменно повторяется мысль о необходимости определить позицию государства по общеполагающим принципам жизнедеятельности отрасли. Во-первых, это касается ее финансирования, во-вторых, социальных гарантий деятелям культуры, от творческих союзов до пенсионного обеспечения.
– Есть немало вопросов к так называемому партнерству государства и культуры, к термину «услуги» в сфере культуры, который многие воспринимают чуть ли не как оскорбительный для людей творчества...
– Совершенно верно, как и к контрактной системе найма и другим весьма болезненным темам. Что касается «услуг», я не склонен относиться к термину в негативном аспекте. Ничего в этом плохого нет – услужить народу спектаклем, песней или хорошим романом. По большому счету, все мы так или иначе находимся в услужении друг другу.
– Причем важно еще, как услужить. Когда, например, в воскресный день в городском парке играет муниципальный духовой оркестр – душа радуется. И вдруг выходит на летнюю эстраду некая вокалистка да как «запоет» фальшивым дискантом. Лучше бы она этого не делала! Боже упаси от такой «услуги»...
– Качество услуг – вообще отдельная большая тема. Следует понимать: любой закон – своего рода основа социального мира. Законы и принимаются консенсусом, согласованием разных интересов, чтобы потом мирно их выполнять в определенных правовых рамках. Вот почему учет мнений всех социальных групп, конечно, важен на стадии обсуждения закона. Министерство культуры СК инициировало рассмотрение документа на заседании общественного совета с привлечением руководителей творческих союзов, районных управлений культуры, в общем, широким кругом. Такое обсуждение состоялось.
– Оценка в целом положительная?
– Однозначно ответить невозможно. Проект состоит из 11 глав и 68 статей – он явно громоздкий и, наверное, будет сокращен. Но целый ряд параметров отражен. В отличие от закона 1993 года в нем четче прописана ответственность регионов за деятельность их учреждений культуры. Фактически разделены обязанности между федеральным центром – через программы и гранты стимулирования деятельности – и субъектами Федерации, в которых проживают разные народы и народности и культурная ситуация имеет свои особенности. Не будем забывать, что у нас в стране всего несколько субъектов самодостаточны, остальные дотируются из федерального бюджета, и ситуация с финансированием различная, а на местах в силу этого экономят прежде всего известно на чем – на культуре... Гарантии бюджетного обеспечения в законе пока не прописаны. Зато согласована необходимость текущей корректировки целевых программ с общественными советами, общественными палатами субъектов РФ. Речь о прозрачности бюджета культуры и его программ, народ должен знать, на что тратятся средства, актуальны или нет эти программы.
Еще одна очень важная часть закона: наконец-то мы начали всерьез говорить о возвращении к старой норме отраслевого принципа подготовки специалистов культуры и искусства. Предпринимавшиеся попытки внедрения так называемых болонских соглашений – передача этих учреждений Минобру – не оправдались. В рассматриваемом проекте прописано, что детские музыкальные школы являются частью предпрофессиональной подготовки будущих кадров со всеми вытекающими из этого последствиями. Это уже не некое хобби родителей и детей, а часть госполитики в области культуры.
– То есть какие-то полезные наработки советского прошлого находят применение и сегодня?
– Да, они сохраняются и даже развиваются. Мы много лет не могли добиться для музыкальных школ статуса, равноценного среднеобразовательному, а они фактически представляют собой мостик между общеобразовательной школой и училищем. Первая дает общую базу знаний, музыкальная – профессиональные навыки. Прописано также создание централизованной информационной системы баз данных культуры. Сегодня найти информацию о потребностях в гастролях, выставках, кадрах по единому адресу невозможно. Все раскидано по малодоступным источникам, и вот теперь предлагается учредить на базе Министерства культуры РФ единую информсистему «Культура» с многообразием всех тематических блоков, их регулярным обновлением.
– Серьезное дело, очень нужное и отвечающее потребностям времени.
– Конечно! Любой желающий сможет получить всю полноту интересующей его информации. Представляется весьма существенным и то, что законом вводится понятие национального культурного достояния Российской Федерации. А вот существование почетных званий пока остается под вопросом. Уязвимой частью документа является то, что в нем не прописан норматив минимальной бюджетной обеспеченности отрасли. А коль скоро сейчас это не обозначено, культура рискует оказаться в произволе сиюминутных экономических, политических и других проблем. Надо надеяться, что сей пункт будет прояснен.
– Помимо бюджетного «прожиточного минимума» есть еще и зависящие от господдержки многие интересные, полезные культурные проекты.
– Создание спектаклей, книг, пьес, музыкальных произведений будет проходить через гранты и субсидии. И это станет нормой, которая уже не будет отдана на откуп какого-то чиновника. Вводится четкий соревновательный принцип на возможность получения средств под конкретный проект.
– Какие-то механизмы и ответственные исполнители при этом называются? Может быть, творческие союзы?
– В указе президента о культурной политике есть пункт, посвященный созданию Культурного фонда РФ. Пока смутно представляю себе, что это такое. Честно говоря, непонятно, зачем создавать еще одну структуру в виде фонда, имея аппарат Министерства культуры. Также смутно, на мой взгляд, прописаны понятия культурного блага вообще, необходимо установить четкие нормы, определяющие специфику всех видов творческого труда. О творческих союзах проект упоминает едва ли не вскользь, ничего нового в регулирование их деятельности не вносится. Мы все еще никак не определимся: творческий союз – это общественная организация, которая сама себе зарабатывает, или же государство участвует в ее деятельности через гранты и иные виды поддержки. Кстати, гранты – наиболее оптимальная форма содействия людям творчества. Если творческие союзы нужны государству, государство должно им сказать, в какой части оно гарантирует им деятельность. Тем более что они довольно активно защищают социальные права режиссеров, актеров, писателей, художников.
– Владимир Маркович, перечисленные вами особенности проекта свидетельствуют: его авторы наверняка и сами понимают недоработки, недаром же инициировали широкое обсуждение.
– По итогам заседания общественного совета мы направили разработчикам наши замечания, подписанные министром культуры края Т. Лихачевой. Надеемся, к концу года переработанный документ поступит на рассмотрение российского парламента. Не сомневаюсь в том, что проект претерпит серьезные изменения, поскольку целый ряд моментов требует уточнения. Более того, я бы назвал документ одним из самых спорных, по степени накаленности дискуссий сопоставимым разве что с законодательством о пенсиях... При этом и от нас, деятелей культуры, зависит немало, главное – предлагать действительно интересные идеи, а не просто жить по принципу «дайте денег»...
28 июля 2015 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
