Как отмечали Пасху в Ставрополе 100 лет назад
Сводки с театра военных действий. Репортажи о работе госпиталей, о прибытии военнопленных, появлении беженцев с турецкой границы. Списки убитых и раненых. Сведения о многочисленных пожертвованиях, благотворительной помощи пострадавшим во время войны, семьям, оставшимся без кормильцев…
И нет, как в прежние предпасхальные дни, рекламы водки «Белоголовка», коньяка Шустова «Золотой колокол», «Цинандали» князя Андронникова, «Рислинга» Токмакова и Молоткова, «Вишневки» Штритера, рижского бальзама и местного пива Салиса и Антона Груби, о чем позднее так красочно-подробно вспоминал писатель Илья Сургучев в лиричном, отмеченном ностальгией по родному городу рассказе «Китеж». Кстати, Илья Дмитриевич тоже в это время был сотрудником газеты.
Напомню, что с началом Первой мировой правительством было принято решение о запрещении торговли спиртными напитками до окончания военного времени. Поэтому-то рекламировалась к празднику разве что пасхальная мука для куличей и пасок высшего сорта в пудовых и полупудовых мешочках мукомольной мельницы торгового дома братьев Д. и И. Израилевских и М. Пивоварова. Печатались правила приема и перевозки в действующую армию подарков к празднику Пасхи.
Праздничный номер газеты за 22 марта 1915 года, конечно же, открывался словами: «Христос Воскресе!» и стихами:
Не надо слов напыщенно-красивых.
Христос Воскрес! Вот яркие слова.
Они звучат на всех житейских нивах,
Где верой в Бога мысль людей полна!
«Христос Воскресе!» – озаглавлена и публикация Н. Мамадышского. Автор, вспоминая ужасы военной действительности, задается вопросом: «Среди нас ли Он? Не покинул ли нас и весь мир? И не властвует ли погибающим миром дух злобы и разрушения – антихрист?». И отвечает: «О, нет! Сегодня Он вновь воскресает в нас! И будет среди нас, среди человечества вовеки!.. И восклицая сегодня «Христос Воскресе!», будем верить, что «народы, распри позабыв, в одну семью соединятся»!
Ему вторит Н. Осинский, в своем материале вопрошая, о чем звонят пасхальные колокола на Руси, от пышной, залитой светом электричества столицы до глухой убогой деревушки. Он призывает: «Идите в храм, раскройте вашу душу там, до самых сокровенных тайников ее раскройте, омойте слезами скорби и покаяния очерствевшее сердце ваше – может быть, вы найдете ответ на мучающие вас вопросы, вы поймете благую весть медного хора церковных колоколов…». Здесь опять невольно вспоминается «Китеж» Ильи Сургучева, где он удивительно лирично описывает торжественный звон ставропольских колоколов в пасхальные дни. Песнь начинают басы Казанского кафердрального и Троицкого соборов, «вслед за ними вступают другие голоса: баритон Рядской церкви, серебристый тенорок из духовного училища, женский альт архиерейского старого подворья, – и стоящий на горе город с торжественным греческим именем слушает с благодарной улыбкой ночную, единственную в мире симфонию колоколов, украшенных славянской вязью…».
Военная тема звучит в стихах, которых в номере немало:
Слава встречающим Пасху в бою
Сказочным русским героям!
Слава всем, жизнь положившим свою
Перед небесным налоем!
Из Ставрополя в действующую армию был отправлен 83-й Самурский пехотный полк. Земляки постоянно поддерживали связь с самурцами, посылая письма, подарки. Жители города с удовлетворением узнали, что за отличие в ратных делах командир полка Стефанович произведен из полковников в генерал-майоры. Значит, не посрамили воинскую честь самурцы! В ходе боев они захватили 30 тысяч пленных и два вражеских знамени. До середины октября 1914 года под ураганным огнем противника солдаты полка удерживали плацдарм у одного из польских городов на левом берегу Вислы.
Вот и в пасхальном номере читаем: «Шлем свой далекий привет дорогим и милым ставропольцам и спешим поздравить вас с высокоторжественным праздником Светлого Христова Воскресения. Как бы мы были рады провести этот великий для России праздник в кругу своих родных и знакомых, но злой коварный враг разлучил нас с вами. Но да поможет нам Всевышний, и да погибнут враги наши, и опять мы будем вместе».
В свою очередь, жители города отправили целый товарный вагон праздничных подарков, который сопровождали до Варшавы уполномоченные Ставропольской мещанской управы А. Беляев и Г. Некрасов.
В заметке «Возвращаются!» рассказывается о прибывающих с фронта воинах-защитниках. С теплотой встречали их жители губернии. Газета призывает окружить их заботой и попечением.
Буквально в первые дни войны в Ставрополе был создан Дамский комитет при Красном Кресте, который возглавила супруга ставропольского губернатора Мария Янушевич. Его усилиями все госпитали Ставрополя были снабжены необходимым бельем. Комитет оборудовал около 1100 кроватей, выдав госпиталям 38295 вещей на сумму 48896 рублей. К декабрю удалось выслать в армию 28 тысяч штук теплых вещей и белья, большое количество табака, сахара и чая. Участвовал, конечно, Дамский комитет и в формировании вагона с пасхальными подарками воинам.
Любопытную заметку находим в разделе «Местная жизнь». Распоряжением губернатора в ознаменование взятия крепости Перемышль и праздника Св. Пасхи совершившие какие-то преступления Яков и Артемий Ониковы освобождены от наказания, Петренко, Зубкову и Сердюкову наказание сокращено наполовину. Повезло. Попали под амнистию.
Стихи-пожелания «Пасхальные яйца» принадлежат перу в те времена известного поэта, скрывающегося под псевдонимом Принц Аркадский. Несмотря на военное время, культурные мероприятия тоже были. «Пасхальную программу» предлагал театр «Модерн» в Пассаже братьев Меснянкиных: «Со 2-го дня Св. Пасхи Пате-журнал. Схематические картинки на турецком фронте. Подарок Раджи. Драма в трех частях. Тетушка боится мышей. Комедия. Начало в 4 часа дня». Гостиница «Центральная» Н. С. Пахалова (ныне здание краевого УВД. – Е.Г.) обещала: «Ежедневно во время праздничных обедов и ужинов концерты известного оркестра лиристов при участии солиста-скрипача г-на Лишневского. Под управлением знаменитого концертмейстера, удостоенного высочайших наград А.Т. Берлявцева. Каждый день новая программа. Вход в зал бесплатный».
На пасхальной неделе в Старофорштадтском клубе трезвости местными любителями сценического искусства были поставлены малороссийские пьесы «Сватание на Гончаривце» с пением и танцами, драма «Брат на брата» и другие. Для развлечения раненых в городских госпиталях интеллигенцией и учащимися при помощи «Кинэкса» была устроена демонстрация картин, дан концерт с пением, музыкой, чтением рассказов и стихов.
Подводя итоги праздничной недели, газета отмечала: «Особых праздничных развлечений не было видно. Пьяные попадались по улицам редко-редко; не было крика, не было драк – не то что в былое время. Несколько шумнее было только на Софиевской площади (ныне район медуниверситета. – Е.Г.): тут была поставлена по обыкновению карусель с качелями, где с наслаждением проводили время дети ставропольских бедняков и солдаты со своими подругами. Несколько раз привозили кататься даже пленных австрийцев, оставшихся в Ставрополе. Целую неделю неслись с площади пронзительные звуки народной музыки. Но пьяного безобразия и большого скопления народа не было в эту Пасху и здесь».
11 апреля 2015 года