По путям-дорогам фронтовым Ивана Ашихмина
В семье моего мужа о жизни деда просто легенды ходили. Говорили, что он будто бы был водителем у самого Клима Ворошилова. Увлекался мотоциклами и не раз становился победителем мотоциклетных гонок. Подписи на фото свидетельствуют: служил в болотистых белорусских краях. Фотография с орденами тоже есть. А подтверждение находим в строках документов, опубликованных электронным банком «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», в разделе «Люди и награды».
Гвардии капитан, а впоследствии гвардии майор Иван Прокофьевич Ашихмин был призван в армию из Ставрополя. Описывая подвиги, за которые им были получены ордена Отечественной войны I степени и Красной Звезды, архивные материалы сообщают, что был он помощником командира полка по технической части. Полк в начале 1943 года был укомплектован автомашинами ГАЗ-АА. Не получая возможности проходить ни средний, ни капитальный ремонт, полковые машины уже за полтора года эксплуатации имели пробег по 45 – 50 тысяч километров. Именно Иван Ашихмин в трудных полевых условиях организовал доброкачественный и быстрый ремонт автомашин силами «летучек». Это способствовало увеличению срока действия машин, освобождая полк от отправки их в ремонтные мастерские.
Насколько трудны были эти самые «полевые условия»? Шли бои в Прибалтике. Темной ночью в условиях бездорожья необходимо было доставить боеприпасы из района Ауце. Колонну возглавил И. Ашихмин. «При подходе машин к огневым позициям противник подверг колонну сильному артиллерийскому огню. Одна из автомашин в результате обстрела была повреждена, водитель ее ранен. Под разрывами снарядов тов. Ашихмин быстро рассредоточил автомашины, вывел их из зоны огня. Затем бросился к машине, получившей повреждения, устранил их, лично вывел машину в укрытие». Колонна вовремя прибыла к месту назначения. Это и были военные будни механика Ивана Ашихмина. Еще одним важным направлением являлась работа по повышению знаний шоферов. Стоит только вдуматься в скупые слова документа: «Им вновь подготовлены и сдали экзамены 67 человек». Ничего себе! И это тоже в тех же «полевых условиях»... Так день за днем шел он по военным дорогам Кенигсберга (Калининград), Прибалтики, Белоруссии, Кубани, воевал на Курской дуге. Боевой путь его закончился и вовсе на другом конце страны – на Южном Сахалине.
После войны бесценный опыт водителя, механика и преподавателя, конечно же, здорово пригодился: Иван Прокофьевич преподавал в школе механиков и был там завучем. В последние годы трудился инженером по технике безопасности автотранспортного предприятия №1 объединения «Крайколхозстрой».
Не стало Ивана Прокофьевича в 1979 году, незадолго до его 70-летия, остались только отрывки воспоминаний да фотографии. Оказалось, что есть такие свидетельства не только в Ставрополе. Единственная фотография деда Ивана, хранимая и опубликованная в социальной сети родственником, ищущим его родного брата Василия, «выстрелила»: помогла найтись целому родственному клану. Такие вот мирные последствия военной судьбы Ивана Ашихмина.
25 марта 2015 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
