Полиции будет сложнее игнорировать обращения граждан
К сожалению, нередко встречаются случаи, иллюстрирующие несовершенство действующей системы. Не секрет, что нерадивые сотрудники органов внутренних дел ради улучшения показателей порой либо прячут под сукно обращения граждан и волокитят процесс рассмотрения, либо вовсе их игнорируют. Поводом, чтобы обратиться к этой теме, стало утверждение главой МВД России В. Колокольцевым новой инструкции, которая в мельчайших деталях - вплоть до образцов бланков и полицейских рапортов - представляет алгоритм приема у граждан заявлений о преступлениях и прочих правонарушениях. Основные нюансы этого документа стоит знать всем, утверждает наш постоянный эксперт Роман САВИЧЕВ, возглавляющий одно из крупнейших на Юге России «Юридическое агентство «СРВ».
- Смысл этой инструкции, которая в середине ноября была опубликована в «Российской газете», кратко разъяснен в преамбуле соответствующего приказа министра. Она призвана «укрепить учетно-регистрационную дисциплину и законность в территориальных органах МВД», - поясняет Р. Савичев. - То есть любое сообщение жителя о каком-то криминале должно быть не просто «принято к сведению», а зарегистрировано по четким правилам.
Как следует из текста приказа, признающего предыдущую инструкцию от 2012 года утратившей силу, теперь органы внутренних дел будут обязаны принимать не только письменные заявления о преступлениях, но и регистрировать устные обращения. Любой поступившей информации обязательно присвоят порядковый учетный номер, внесут в регистрационные журналы и возьмут на контроль. Причем о сообщении должны знать несколько должностных лиц - например, сотрудник, который получил эту информацию, оперативный дежурный, а также офицер, которому поручено проверить информацию и принять решение. И это не считая регистраторов, делопроизводителей и оперативников, которые поедут на место преступления или происшествия.
Критерии для регистрации устных сообщений просты: они должны содержать либо «информацию об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления», либо «сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения», либо сообщение о срабатывании сигнализации. Анонимные заявления подлежат регистрации при наличии в них информации «о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем».
Согласно тексту инструкции, при принятии электронного заявления оперативный дежурный обязан распечатать его на бумаге, а затем работать с ним так же, как с привычными письменными заявлениями. При устном заявлении полицейский обязан составить протокол о его принятии и оформить должным образом в соответствии с УПК. Обязанность контролировать исполнение инструкции возлагается на начальника территориального отдела МВД, который должен будет ежедневно отслеживать правильность регистрации. На уровне отделов проверки соблюдения приказа должна проводить специальная контрольная комиссия.
Новая инструкция, если читать ее буквально, вроде как напрочь отметает возможные и многим известные уловки иных сотрудников: мол, принимаем только письменные обращения, в которых должны быть указаны все реквизиты заявителя. Министр недвусмысленно указал: сгодятся любые обращения в любой форме и к любому сотруднику - письменно, в электронном виде, по телефону, устно и анонимно, особенно если речь идет о возможном теракте. И принять такое заявление обязан любой сотрудник - от рядового до генерала, хоть в помещении подразделения органа внутренних дел, хоть на улице от случайного прохожего. И уж затем он обязан как можно быстрее поставить в известность своего оперативного дежурного.
Конечно, подавать заявления в дежурной части удобнее - здесь эта процедура полностью отработана. Заявитель тогда точно знает, кому и когда ему следует задавать вопросы, от кого ждать ответов и результатов. Но и от случайной информации руководство МВД строго запрещает просто так отмахиваться - нередко именно такие вот случаи и спасают людям жизнь, помогают найти особо опасных преступников.
Кстати, особым пунктом в инструкции отмечена важность и ценность сообщений, поступивших по «телефону доверия». Они имеют не только оперативную ценность, но и, так сказать, психологическую: для кого-то звонок по этому номеру может быть последней надеждой добиться справедливости и реакции правоохранителей.
Вполне понятно, чем продиктованы такие требования. Не секрет, что иные полицейские не регистрируют заявления и обращения граждан. Подобными историями, подрывающими доверие к полиции, пестрят газеты и телесюжеты. А Владимир Колокольцев не раз говорил, что необходимо знать реальное состояние дел, чтобы эффективно бороться с преступными явлениями внутри системы органов внутренних дел.
Казалось бы, уточненная схема регистрации поступившей информации продумана так, чтобы недобросовестный, коррумпированный или просто ленивый полицейский не смог проигнорировать обращение к нему человека. Однако я не совсем уверен, что такими мерами удастся полностью устранить существующие изъяны. Ведь получается, что руководители, назначенные ответственными за надзор над регистрацией обращений, и нижестоящие сотрудники все равно находятся в «одной лодке» и заинтересованы в хороших показателях. Понятно, что если зарегистрировать 100 заявлений и из них будет раскрыто 20, то раскрываемость будет 20 процентов. А если вы зарегистрируете 70 заявлений, из которых раскроете 20, процент раскрываемости будет уже заметно выше.
В пример снова хочу привести практику на Западе, где отчетность ведется не по проценту раскрываемости от числа всех зарегистрированных преступлений, а по показателю общего числа преступлений на вверенной подразделению территории.
2 декабря 2014 года