Как автолюбители пытаются нажиться за счет страховых компаний
Однако, надо признать, что российский человек не лыком шит, и обмануть страховую в определенных кругах считается признаком хорошего тона. В каких кругах? Да все в тех же, автолюбительских. Ведь, по статистике, до 70 процентов всех случаев страхового мошенничества приходится именно на автострахование. Кое-кто из автовладельцев быстро смекнул, что с помощью ОСАГО и КАСКО можно если не озолотиться, то существенно поправить свои дела за счет страховой компании. Существует несколько видов мошенничества в страховой сфере, связанных с особенностями ОСАГО. Поговорим о самых распространенных из них.
Эх, раз, да еще раз...
Один из самых распространенных способов - страхование автомобиля сразу в нескольких компаниях. И требование выплат в случае ДТП сразу со всех них. Правда, с введением в прошлом году в действие единой базы по ОСАГО, случаи «двойного» страхования по автогражданке резко сократились. По утверждениям руководителей Российского Союза Автостраховщиков, еще в конце 2013 года в базу было занесено практически 100% договоров, заключенных за два прошлых года. Разумеется, пополняется база и за счет поступления новых, текущих сведений. Однако и здесь есть свои подводные камни в плане полноты и достоверности данных - база историй страхования по ОСАГО до сих пор содержит некоторые технические ошибки, причем как в пользу страхователей, так и в пользу страховщиков. Поэтому случаи «двойной страховки» до сих пор имеют место быть. Как и более хитрый способ получить двойную выплату - когда в одной компании автовладелец страхует своего «железного» коня по ОСАГО, а в другой — по КАСКО. И практически в ста процентах случаев получает двойную компенсацию. Ведь базы данных по КАСКО как не было, так и нет. А практика страховщиков направлять запросы в компании коллег, чтобы узнать, не «засветился» где-нибудь еще их клиент, малоэффективна. Во-первых, запрос может не дойти до адресата, его могут забыть рассмотреть и т. д. и т. п.
Близнецы-братья
В этой схеме «участвуют» два совершенно одинаковых автомобиля: марка, модель, комплектация, цвет, желательно год выпуска. Между этими «близнецами» лишь одно отличие — один в хорошем состоянии, другой — битый. Злоумышленники подбирают два похожих автомобиля: один — в хорошем состоянии, чтобы купить для него полисы в нескольких страховых компаниях, другой — битый, чтобы требовать по нему выплаты. В этом случае, само собой разумеется, мошенники стараются заручиться поддержкой «своего» человечка в страховой компании. Он «не заметит» несоответствие номеров двигателя, кузова и прочие нюансы между застрахованным автомобилем и «битышем», предъявленным для оценки ущерба.
Сложно обойтись без «своего человечка» и в следующем случае, который можно назвать «авария после аварии». Этот вид жульничества прост, как пареная репа и одновременно достаточно сложен для расследования. Классический вариант: человек разбил свою машину об столб, отбойник, забор, но КАСКО у него нет. Как ему получить деньги на ремонт? Тут на помощь приходит «доброволец» и с его страховка по ОСАГО. «Доброволец» совершает наезд на машину «пострадавшего» и полностью признает свою вину. Страховой случай? Несомненно. Страховая выплачивает крупную сумму, часть которой отдается помощнику в мошенничестве, а остальное тратится на починку автомобиля. В разных интерпретациях трюк с такой аварией исполняется довольно часто. А вот раскрывается такое мошенничество только в тех случаях, когда характер повреждений не совпадает с обстоятельствами ДТП, указанными водителями-мошенниками. Главная сложность для мошенников в обманном получении выплаты заключается в том, чтобы не сильно покалечить вторую, «виновную» машину: ведь за нее никто не заплатит, если нет КАСКО. Согласитесь, когда один автомобиль разбит вдребезги, а на втором лишь разбито зеркало или фара - это вызывает подозрения. Вот в этом случае на помощь и приходит «свой человечек» в страховой. «Свой» страховщик постарается поменьше, насколько это возможно, уделять внимания делу. Он может не проводить дополнительные проверки, либо проводить их поверхностно. И дело в шляпе.
Свои люди - сочтемся
Впрочем, «своими» могут быть не только страховщики, но и сотрудники ГИБДД медики. Так, первые могут «пойти навстречу» автовладельцам, чьи транспортные средства были повреждены, но ситуация при этом не вписывалась в рамки страхового случая. Оформляя поддельные документы за вознаграждение, они предоставляют водителям возможность получать страховые выплаты, которые им не причитаются. Такой факт, например, зарегистрирован на днях в Шпаковском районе. Здесь местные стражи дорог «нашли общий язык» с нечистоплотными автовладельцами и, видимо, за определенное вознаграждение «нарисовали» нужные протоколы и прочие документы по оформлению ДТП. Как рассказали в пресс-службе СУ СКР по СК, двое мужчин, чтобы получить страховые выплаты, инсценировали дорожно-транспортное происшествие с участием двух автомобилей. «Спектакль с аварией» был устроен с единственной целью — выдать старые «раны» на одном из авто за свежие. А стражи дорог согласились оказать содействие в совершении мошенничества. Они составили подложную схему происшествия, справку о дорожно-транспортном происшествии и постановление о наложении административного штрафа, которые были переданы одному из инсценировщиков ДТП. Который с этими документами обратился в страховую компанию для получения страховых выплат по ОСАГО и КАСКО на общую сумму 720 тысяч рублей. Но сотрудники страховой компании, проверяя факт, установили, что указанные в документе повреждения были зафиксированы еще тогда, когда автомобиль принадлежал не нынешнему, а прежнему владельцу. И, кстати, на их ликвидацию страховая компания в свое время произвела выплаты. Сейчас за пособничество в мошенничестве и служебный подлог в отношении инспекторов ДПС возбуждено уголовное дело, они находятся под стражей. Не исключено, что дорожных полицейских ждет реальное лишение свободы — как, например, их самарских коллег, также промышлявших пособничеством автомошенникам. Судьба же «режиссеров» аферы пока неизвестна. Но, как показывает практика, в таких случаях ловкие автовладельцы отделываются легким испугом: они получают условный срок и несколько десятков тысяч рублей.
Автоподставы
Уже ни для кого не секрет, что не все автомобильные аварии случайны. Есть люди, которые зарабатывают деньги, специально «подставляя» машину под чужой бампер и получая страховку. Эти мошенники с помощью «своих» свидетелей либо сотрудников ГИБДД, либо тех и других вместе взятых доказывают, что они не виновны в аварии и страховая компания платит им за полученный ущерб по закону об обязательном страховании автогражданской ответственности.
Набирает популярность в народе и так называемая «коробочка», в которой участвуют уже два авто злоумышленников — машина, которой требуется ремонт за чужой счет и машина «помощника» с неплохими навыками вождения. Суть такая: первым по шоссе едет машина помощника, вторым - автомобиль жертвы, ни о чем не подозревающего человека, третьей - поврежденная машина, на которую и будет получена страховая выплата. Первая машина резко тормозит, второй водитель (жертва), чтобы избежать столкновения, бьет по тормозам, и тут в нее врезается автомобиль мошенника. Помощник, идущий первым, тут же жмет на газ и исчезает. Ну или остается, как «свидетель» ДТП, дающий «правильные» показания.
Я его слепила, из того, что было...
По правилам автогражданки при расчете размера страховой выплаты все поврежденные детали оцениваются с учетом износа - а, проще говоря, по сроку службы. Из-за этого при страховом случае со старым автомобилем отремонтировать его на полученные деньги попросту невозможно. Чтобы «восстановить справедливость», автовладельцы прибегают к такой уловке: при оценке повреждений записывают в акт как можно больше деталей. По закону в течении нескольких дней после извещения о ДТП страховая компания должна оценить ущерб. Если авто не на ходу, то лишь в редких случаях для этого выезжает оценщик компании, и если он не прибыл в указанный срок, автовладелец вправе обратиться к независимым экспертам. И ничего не стоит за эти пять дней насобирать на помойке битых запчастей и временно поставить их на свою машину, или на худой конец уговорить независимого эксперта не мелочиться.
Есть и более изощренные методы выуживания денег с помощью автохлама. Так, например, разбить свою машину, застрахованную в какой-либо страховой до такой степени, чтобы от нее остались лишь «годные останки». А потом купить такую же новенькую машину, застраховать ее в другой компании. Следующий шаг - время от времени «навешивать», к примеру, бампер и крылья от разбитой машины на новую, инсценировать ДТП и обращаться за выплатами.
Конечно, по мере возможностей компании стараются бороться с мошенниками, создавая в своей структуре специальные отделы, проводя расследования по подозрительным случаям, однако к более радикальным мерам, например, инициировать в отношении горе-клиента возбуждение уголовного дела, прибегать пока не торопятся. Старясь разрешить подобные конфликтные ситуации в приватном порядке. Ведь в сфере автострахования царит жесткая конкуренция и компании видят друг в друге скорее не товарищей по несчастью, а соперников, и предпочитают платить, а не наказывать мошенников. Очевидно, финансовый ущерб, который может причинить отток клиентов к конкурентам, пока еще намного больше тех неприятностей, которые доставляют компаниям «безобидные» преступники.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
