Вадим Белоусов: Поэт и гражданин
В понимании Вадима Александровича шестидесятники были еще и (а может быть, и в большей степени) сверстниками прорыва в космос, штурма атомного ядра, открытия спирали ДНК, вошедших в моду синхрофазотронов и фантазий о путешествиях на Марс и далее - к Туманности Андромеды. Это была эпоха крушения колониальной системы и слома границ, не только политических, но и расовых, культурных, а в самых смелых порывах воображения - даже временных. Как символ дерзновенности этой эпохи - предсказание Артуром Кларком достижения человечеством к 2050 году биологического бессмертия. Обретение и расширение свободы - вот ключ к пониманию сущности шестидесятника. Хайдегерровское «Истина - это свобода» стало откровением для Вадима Белоусова. Осмысленное и пережитое, оно определило его отношение к действительности и питало каждый его поступок и как творческой личности, и как гражданина.
Вадим Александрович был одним из тех представителей российской интеллигенции, кто искренне и бесповоротно поддержал начавшиеся в России в девяностые годы радикальные перемены. Делал это он исключительно «за идею». Лично он ничего материально не приобрел. Как и все пишущие люди, ощутил на себе проблемы, которые несет рынок, коммерциализацию искусства. Но никогда не клял реформы, власть, Ельцина, хотя не со всем соглашался. Всей душой он ненавидел воровство, коррупцию, произвол чиновничества и больно переживал, когда представители демократической власти ошибались, а кто-то из них ввязывался в сомнительные авантюры и бросал темное пятно на чистое знамя демократических реформ. Он не считал подобные эксцессы главным «итогом» преобразований. Многие безобразия, по его мнению, были неизбежной и во многом заслуженной нашим народом платой за выход из коммунизма.
Выше всего он ценил свободу, которую народ приобрел. Свободу говорить и думать о чем хочешь. Свободу читать книги, которые раньше были запрещены, и писать в газете о том, о чем думаешь. Свободу заниматься предпринимательством, выезжать за границу, хотя сам ни разу этой свободой не воспользовался.
Его позиция всегда оставалась такой: мы стали свободны - и за это надо платить. Сегодня мы можем заниматься чем угодно, лишь бы не нарушать закон. Можем зарабатывать столько, сколько позволяют нам наши талант, усердие и отчасти везение. Но у всего этого есть свои издержки. И к ним надо относиться не то чтобы равнодушно, а хладнокровно, терпеливо, как садовник, выпалывающий сорняки с грядки.
Так он думал и об этом откровенно говорил с земляками со страниц газет и журналов, с которыми сотрудничал. А писал он много, интересно, неравнодушно, и на его проникнутые заботой о судьбе страны размышления всегда приходило много откликов. Не все были согласны с ним, были и злобные письма, и он терпеливо объяснялся с читателями.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Вопреки некрасовской максиме Вадим Александрович Белоусов чудесным образом сочетал в себе оба эти качества: он был и поэтом, и гражданином одновременно. Ему было мало «глаголом жечь сердца людей». Он не соглашался с оброненным Николаем Гоголем «Слово писателя - его дело». Полагая, что одного только слова в наши дни мало, чтобы изменить жизнь к лучшему, он искал способ подкрепить свою гражданскую позицию делом. С первых дней зарождения демократического движения на Ставрополье он был активным сторонником Народного фронта, участвовал в политических акциях. Я встречал его на митингах с плакатом или в пикете с листовкой в руках. Он словно пришпоривал время. И даже ранний уход его из жизни случился чуть ли не на поле боя: он возвращался домой после напряженной политической дискуссии...
Я всматриваюсь в портрет глубоко задумавшегося человека. Проницательный, чтобы не сказать испытующий, взгляд из-под толстых линз очков. Интеллигентный, подтянутый, собранный. И ощущение силы духа, которая деликатного, доброжелательного интеллигента превращала в неуступчивого бойца, когда дело касалось свободы, взывающей о защите. Он без колебаний откликался на этот зов.
От редакции. Наш давний читатель наверняка помнит, что много лет Вадим Александрович Белоусов был ведущим «Литературной гостиной» «Ставрополки». Каждый выпуск страницы он готовил с присущей ему основательностью, тщательно изучая все предлагаемые материалы, регулярно встречался с авторами стихов, рассказов, новелл, сам нередко обращался к значительным вехам в истории отечественной словесности. И потому все ждали очередного выпуска «ЛГ» с неослабевающим интересом и живым, здоровым любопытством, часто откликались на публикации своими неравнодушными письмами. Со времен В. Белоусова мы стараемся и далее держать заданную им творческую планку, с благодарностью и теплом вспоминая его труд - тихий, скромный, незаметный с виду, но такой нужный и важный.
27 июня 2014 года