Рената Литвинова: Внешность - это прежде всего мозги и воспитание
– Я слышала, что определение «быть нормальной» вы для себя считаете оскорбительным. А что для вас быть не как все?
– Понятие нормы для большинства обывателей, в самой положительной трактовке этого слова, – это быть как все, но для творческого человека это смертельно.
– Вот вы сказали: «Смертельно». И я подумала: тема смерти красной нитью проходит в книгах, которые вы пишете, в фильмах, которые снимаете и в которых снимаетесь. Почему?
– Любовь и смерть – две главные философские темы. Без смерти мы бы не знали ценности жизни. Это как света нет без тени. Временное обладание любимым человеком – таково для меня определение любви, и слово «временное» – самое в нем грустное, потому что мы все конечны, мы все – будущие мертвые.
Главное условие - тишина
– А как обычно к вам приходят идеи?
– В аэропортах я покупаю блокноты и записываю туда обрывки монологов, сцен. Зарисовываю костюмы героев, даже некоторые мизансцены, как их надо снять. А если со мной компьютер, печатаю на нем. Потом эти обрывки у меня всплывают в единую линию, самым невероятным образом переплетаясь, как рисунок на ковре.
– Вы обычно в каком настроении находитесь, когда пишете?
– Настроение не важно, в драматичном состоянии даже больше мотивации – можно сесть за стол совсем несчастной, а встать из-за него, словно слетала куда-то в другой мир, где все мои горести – такая суета! Я и из депрессии извлекаю пользу: могу сесть и описать всю боль в небольшом рассказе или эпизоде из будущего фильма – и моя депрессия уйдет в бумагу.
Удачи - это продолжение неудач
– Дочь смотрит ваши картины?
– Она видела все. Даже когда была маленькая, сидела в директорской ложе МХТ и по сто раз смотрела «Вишневый сад».
– Какой картиной гордитесь больше всего? Какую считаете провалом?
– Горжусь «Последней сказкой Риты», которую сняла на свои деньги, на фотоаппарат! Маленькой боевой группой соратников из актеров, художников, где моим сопродюсером была Земфира. Мы с ней вдвоем вытянули картину. Я отвечала за то, что видно на экране, а она за то, что слышно, – за звук! Это была работа длиной в три года, и иногда я не верила, что ее закончу. Сколько профессий я освоила! Помимо сценарной, актерской и режиссерской – вплоть до покупки гробов по оптовой цене…
А провалы тоже бывают: однажды я вписалась в проект по Гоголю – это была читка его произведений со сцены. Но режиссерское решение было столь вольным, что обернулось грандиозным скандалом. Но какой же это был опыт! Леденяще-веселящий, когда я со сцены отвечала на выпады публики! Толпа шумела в ответ. Прелесть! Почти как дебаты, которые устраивались в 20-е годы прошлого века, когда поэты читали свои стихи и публика на них реагировала.
– Вы как-то сказали: «Все мои удачи – это продолжение неудач». Какие минусы обернулись для вас плюсами?
– Если минус – это не смерть, не безвозвратная потеря, как недавняя смерть последнего из настоящих режиссеров Алексея Балабанова… Больше такого бескомпромиссного художника в России нет и не будет. Он снимал даже без гонораров, и деньги ему были словно и не нужны, он просто любил сочинять и снимать кино. Вот эта потеря необратима, а всякие житейские горести – они обратимы, даже ссоры и разрывы бывают очищающие!
– Еще одна ваша фраза: «Меня бодрят трудности». От чего вам было трудно в последний раз?
– Когда работала над «Последней сказкой…», я столкнулась с профессиональной проблемой – нет школы монтажеров в кино. Одни мальчики, которые умеют «стричь» быструю рекламу и одинаковые клипы. Монтажный период у меня длился 7 месяцев, сменилось 5 монтажеров, а одного – самого бездарного – я чуть не прибила вазой. От отчаяния, когда у него «слетел» из компьютера весь материал фильма! Негодяй оказался вертким и уклонился от побоев.
– О! Значит, вы можете быть резкой! А я как-то присутствовала на съемочной площадке фильма, где вы играли. Вы четко, без споров исполняли желания режиссера. Это непросто – подчиняться воле другого режиссера?
– Если идешь на проект, ты обязан подчиняться – это часть соглашения. Ты краска в его руках, он знает, как использовать тебя, чтобы было хорошо картине. Подчиняться тем более легко, когда уважаешь, восхищаешься режиссером, таким как Кира Муратова, Леша Балабанов. Они любят артистов. И это вдохновляет. Актер должен быть в любви и обожании! Тогда он разыгрывается и сверкает!
– Последнюю картину вы снимали малыми средствами: Земфира получила за работу один рубль, актеры отказывались от гонораров. Сложно было найти спонсора?
– Я принципиально хотела снять независимо. Тот, кто дает деньги, вправе что-то требовать. Я же собрала личные средства, заработав на контрактах, например, когда делала коллекции для известного бренда одежды. Кто-то, заработав, делает пожертвования в благотворительные фонды, кто-то тратит на себя, я же решила сделать жест в сторону искусства. Ведь проект изначально задумывался как некоммерческий. Я снимала его практически в стол, не рассчитывая на прокат. Правда, не предполагала, куда себя загнала на три года, но принцип не нарушила – мне никто ничего не диктовал. Сняла что хотела.
Какие траты разумнее
– Вы рискнули потратить все деньги, чтобы сделать то, что хотели. А в повседневной жизни вы практичны?
– Я часто боюсь узнать, сколько у меня осталось денег. Я даю в долг, изначально понимая, что не вернут. Но мне некомфортно быть чьей-то должницей, и я никогда не брала кредитов. Я, конечно, растратчица. Мое максимально практичное решение – снять фильм на последние деньги!
– Скажите, а вы занимаетесь домашними делами?
– Я могу помыть полы, приготовить завтрак или ужин, но вообще быт меня угнетает и выбивает из колеи – вокруг меня, если начинаю убираться и раскладывать вещи, образуется еще больший беспорядок, и я терплю фиаско. Меня охватывает отчаяние от зря потерянного времени, ведь я могла его потратить на написание рассказа – у меня это получается лучше.
– А магазины доставляют удовольствие?
– Во всех аэропортах мира обожаю посещать часовые бутики. Я фанат часов Rado.
– Вещи вы себе как подбираете? Без чего нельзя представить ваш гардероб?
– Сейчас я склоняюсь к некой униформе: маленькое черное платье или костюм – юбка и пиджак, который когда-то придумала Шанель. С возрастом только юбки удлинились… Достаточно жалко выглядят молодящиеся дамы, да и мужчины тоже. Я сейчас запрещаю себе покупать одежду и запасаюсь лишь тем, что быстро снашивается, – туфлями и черными свитерами, которые ношу всю жизнь. Даже когда у меня не было денег в юности, я находила способ одеваться элегантно – черная юбка-карандаш, черный свитер и шпилька. Так можно и утром, и вечером быть уместной. И еще – чистые волосы.
– Да, вы всегда элегантны, но порой не боитесь надеть и что-нибудь эдакое. На одну из премьер пришли в платье с крысами… А замечали ли вы, что какой-то штрих, вроде яркой помады, после вашего выхода стал модным?
– Все-таки у меня нет той степени психзаболевания, чтобы я находила параллели между моей красной помадой и ее влиянием на женские массы.
– Вам приписывают фразу, что из любой женщины за 5 минут можно сделать красотку. Поделитесь, как?
– Я никогда этого не говорила! Если дама изначально далека от совершенства и внешне, и внутренне, то этот процесс может занять десятилетия! А совет прост: надо меньше есть, держать свой студенческий вес, больше читать и всегда чему-то учиться, чего-то хотеть. Внешность твоя – это прежде всего мозги, воспитание. А если послушать самых уважаемых мною мужчин, то в женщине ценятся доброта и способность радоваться. В детстве на меня произвел впечатление рассказ Бунина «Легкое дыхание». Все-таки загадку в женщине никто не отменял.
Мне интересно наблюдать за городскими сумасшедшими. Сейчас их все меньше. Раньше их называли блаженными, обижать их было большим грехом. Есть поверье: если город покидают такие люди, город будет уничтожен.
– Рената Литвинова – уже определенный образ. Приходилось вам в угоду поддержания марки отказываться от ролей, участия в проектах?
– Я отказывалась сниматься в долгих проектах за границей, потому что не хотела надолго покидать любимых, и отклоняла предложения телевидения. Но это не жертва в угоду имиджу – просто я лучше напишу сценарий или сниму фильм, чем вдруг окажусь на фигурных коньках.
30 апреля 2014 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
