Опыт внедрения инклюзивного образования для детей-инвалидов обсудили в Ставрополе
И вот эти дети подрастают, а перед родителями вырастает глобальная задача во что бы то ни стало поставить их на ноги, дать образование, подготовить к взрослой жизни... Какие для этого существуют возможности? Члены координационного совета, побывав в специальной коррекционной школе-интернате № 36 краевого центра, смогли убедиться, что возможности эти вполне реальны. Достаточно было побывать на концерте театра-студии «Вдохновение», чтобы убедиться: даже дети, лишенные слуха, умеют слушать музыку, танцевать и на равных общаться со сверстниками. А потом они учатся в средних специальных и высших учебных заведениях, получают профессии и работают...
Впрочем, до начала концерта на этом выездном заседании координационного совета состоялся достаточно серьезный и обстоятельный разговор о том, что такое это самое инклюзивное, а равно с ним и эксклюзивное образование. Разница проста - инклюзив предполагает, что для инвалидов создаются все условия для обучения в обычных школах вместе со сверстниками, а эксклюзив усматривает индивидуальные программы для обучения на дому. В нашем регионе используются все возможные для этого методики. Достаточно сказать, что, по словам заместителя министра образования СК Г. Зубенко, более семи сотен школьников получают образование на дому с использованием самых современных компьютерных программ, позволяющих напрямую общаться с учителями. Кстати, чтобы подготовить таких преподавателей, тоже потребовались немалые деньги из краевого и федерального бюджетов, и время, и терпение, и целых пять лет практики, поскольку первые программы по эксклюзивному образованию стартовали в регионе в 2009 году. Ну что ж, сейчас накопленный опыт позволяет по праву считать Ставрополье не только первопроходцем, но и регионом, способным передавать свой передовой опыт.
Тем не менее во всем мире признано, что самым прогрессивным методом, способным интегрировать детей-инвалидов в обычное общество, является все же инклюзивное образование. Это когда вместе с новейшими компьютерными технологиями, позволяющими изучать все школьные предметы на дому, у ребенка есть еще возможность посещать обычную школу, сидеть за партой и общаться с детьми своего возраста. Директор средней школы № 21 краевого центра, признанной по итогам прошлого года лучшей инклюзивной школой России, А. Кизима рассказал о долгом пути, который удалось преодолеть этому педагогическому коллективу. А началось все с того, что несколько лет назад выяснилось, что в Юго-Западном микрорайоне Ставрополя есть несколько ребят, которые очень хотят учиться, однако не могут из-за здоровья посещать школу. Вот и стали размышлять педагоги, как им помочь. В итоге в школе появились не только пандусы, специальное оборудование, но и подготовленные учителя. Сейчас здесь учатся 46 детей-инвалидов. На равных со здоровыми сверстниками, которые всегда готовы прийти на помощь. И поэтому наверняка вырастут достойными и милосердными людьми. Жаль только, что среди родителей это учебное заведение именуется «школой для инвалидов» и своих здоровых чад не всякий готов туда отдать на обучение. Впрочем, родители тоже бывают разные, большинство относится к проблемам инвалидов с пониманием.
С. Адаменко, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе СК, привела в этой связи опыт, с которым она познакомилась в Северной Осетии. Там в одной из инклюзивных школ тоже встала такая проблема. И тогда директор вызвала к себе старшеклассников, многих - из числа «трудных» подростков, и попросила их оказывать помощь школьникам-инвалидам. Сформулировала эту просьбу не как приказ, а как ответственное поручение руководства школы. Отклик был самый положительный, а помощь - действенная и незамедлительная. Так и преодолели эту проблему.
О задачах инклюзивного образования немало говорила и заместитель министра труда и социального развития СК Л. Шагинова, которая провела последнее заседание координационного совета. По ее словам, в нашем регионе действительно накоплен немалый опыт, однако предстоит еще распространить его по общеобразовательным учебным заведениям, особенно тем, которые действуют в отдаленных от краевого центра районах, селах и городах.
А перед началом заседания директор школы-интерната № 36 Т. Захарина провела гостей по учебным классам и специализированным кабинетам, которым несть числа, познакомила с работой узких специалистов, которые трудятся только в этом учебном заведении. И наглядно показала, что инвалидность в детском возрасте - вовсе не приговор на всю оставшуюся жизнь. Тем более если ее удается выявить на ранней стадии, а на помощь родителям приходят врачи и учителя. Результаты такой работы впечатляют: большинство учеников уходят во взрослую жизнь вполне подготовленными, в основном с полноценным средним образованием, позволяющим затем учиться в высших и средних специальных учебных заведениях, многие добиваются больших успехов в спорте и искусстве. Несмотря на инвалидность.
26 марта 2014 года

Около 250 школьников в Пятигорске читали хором стихотворение Пушкина «Клеветникам России»
Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества

Вышли на новый уровень диагностики

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты
