Что даст объединение Верховного и Высшего арбитражного судов
А сама идея от главы государства прозвучала несколькими месяцами ранее на Петербургском экономическом форуме. Надо сказать, что по этому поводу звучат разные, порой совершенно противоположные, мнения. Поделиться своей точкой зрения в рамках рубрики «Законный интерес» мы попросили ее постоянного эксперта Романа Савичева, возглавляющего «Юридическое агентство «СРВ».
- Сразу скажу, что, на мой взгляд, это послужит укреплению судебной системы. Законопроект, внесенный президентом, в первую очередь направлен на создание едино-образной практики в судах общей юрисдикции. Напомню, сейчас Верховный суд является высшей инстанцией по уголовным, гражданским и административным делам. Высший арбитражный суд - высшая инстанция по разрешению экономических споров.
Объединение судов позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров. Тем более президент однозначно подчеркнул: полностью одну систему вливать в другую нецелесообразно, речь идет только о том, чтобы избежать параллелизма в работе. На собственной практике хорошо знаю, что нередко возникают случаи, когда стороны ведут спор в судах общей юрисдикции, а потом неудовлетворенная решением сторона обращается с этим же вопросом в арбитраж и получает решение, противоположное тому, которое вынес суд общей юрисдикции, и наоборот.
Такие факты, безусловно, не красят нашу судебную систему, они наглядно демонстрируют проблему, которая отнюдь не содействует регулированию отношений экономического и гражданско-правового характера.
Как следует из подробного обоснования поправки к Конституции РФ, приложенного к законопроекту, «реорганизация судебной системы позволит обеспечить единство подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике».
Согласно законопроекту Высший арбитражный суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного суда Российской Федерации. Для этого устанавливается переходный период сроком шесть месяцев. Известно, что для формирования объединенного Верховного суда предлагается создать квалификационную коллегию из 27 человек. В ее состав должны входить по одному представителю президента, Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов Федерации из своего состава - по три от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Федерации.
Очевидно, что автоматическое переутверждение нынешних судей высших судов не планируется, каждого кандидата фактически будут утверждать заново. Но вряд ли стоит сомневаться, что в будущем Верховном суде мы увидим многих нынешних судей высокого ранга. Всего же в состав объединенного Высшего суда войдут 170 судей.
Однозначно, что принятие всех необходимых поправок к законодательству для объединения двух судов - процедура достаточно непростая. Детали реформы будут прописываться не только в поправках к Конституции РФ, но также и в других отраслевых документах - от закона о судебной системе до всех процессуальных кодексов. А для внесения поправок в главный документ страны необходимо, чтобы их первоначально одобрили законодательные собрания субъектов России - не менее двух третей. Затем квалифицированным большинством должны проголосовать и Госдума, и Совет Федерации.
Вместе с тем и практическая реализация проекта, если он будет принят Госдумой, вызовет достаточно много сложностей даже в силу того, что система судов общей юрисдикции более массивна, чем система арбитражных судов. Последних гораздо меньше. Но думаю, что все вполне осуществимо. А важность этого события сложно переоценить: от новой инстанции будет полностью зависеть, как сложится дальше судебная практика, насколько надежно будут защищены права граждан.
В этом свете еще раз подчеркну: предполагается, что две ветви судебной власти будут действовать параллельно, лишь на самом верху замыкаясь на объединенный суд. Таким образом, слияние высших инстанций не ведет к закрытию арбитражных судов на местах. Они наряду с судами общей юрисдикции сохраняются, что, по моему мнению, очень важно.
25 октября 2013 года