Депутат Ставрополья Василий Машкин о ситуации в аграрном секторе экономики края
- Василий Иванович, и как же, на ваш взгляд, учитывая потраченные средства, обстоят дела в пищевой и перерабатывающей отраслях?
- Плохо! Мне сегодня как заместителю председателя «аграрного» комитета постоянно задают вопросы руководители сельскохозяйственных организаций: куда сдать выращенный кабачок, произведенную шерсть, некондиционные яблоки, где забить скот? И этот перечень можно продолжить. Беда только, что ответить нечего, кроме одного: ищите сами рынки сбыта в Краснодарском крае, Ростовской области или ином соседнем регионе.
В свое время предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции строились всем миром, в том числе за счет средств колхозов и совхозов, пайщиков потребительской кооперации. Даже приватизация этих предприятий прошла по схеме: 51 процент акций был отдан поставщикам сырья, т.е. колхозам и совхозам, а 49 - рабочим этих предприятий. Сейчас акции в основном в частных руках и на интересы народа не работают. А власть ведет себя как сторонний наблюдатель: либо не может справиться с проблемой, либо не знает, как изменить ситуацию. А ведь в соседних субъектах картина иная.
- На прошедшем заседании Думы края очень остро стоял вопрос о наполнении казны налогами. Если можно, назовите болевые точки и конкретные примеры потерь бюджета в перерабатывающей отрасли края.
- Начнем с хлеба. Ведь не зря же говорят: «Хлеб всему голова». Вот вы верите в то, что жители края в два раза сократили потребление хлеба? Нет? И я не верю. Так вот, в доперестроечный период в крае производилось 240 тысяч тонн хлеба. Сейчас производим 160 тысяч тонн, или 58 кг на душу населения, при медицинской норме 105 кг. Как видим, потери ощутимые - 80 тысяч тонн. А теперь давайте посчитаем потери бюджета. Произведя одну тонну хлеба, хлебозаводы уплачивают в бюджеты всех уровней налогов и неналоговых сборов до 5,5 тысячи рублей. Следовательно, мы недосчитались 440 млн рублей, не говоря уже о потере рабочих мест. И положение дел не улучшается. Сегодня производственные мощности крупных хлебозаводов загружены на 40 процентов. Начиная с 1995 года в крае разорилось 11 крупных хлебозаводов, в том числе в Ставрополе, Буденновске, Изобильном, Благодарном. С 1 июля текущего года прекратилось производство хлеба в городе Железноводске.
- Напрашивается вопрос: «Куда же смотрит власть?» Ведь, насколько известно, три года тому назад министерство сельского хозяйства края в отдельную структуру выделило комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности. Выходит, ожидаемого результата от реорганизации так и не дождались?
- Скажу прямо, эксперимент по разделению функций производства и переработки сельскохозяйственной продукции, по моему мнению, не удался. Надо возвращать отрасли в одни руки - под общее руководство. Вот посмотрите, в прошедшем году мощности по производству спирта были задействованы на 25 процентов, по производству ликероводочной продукции на 11, пива - на 55, молока - на 40 и переработки семян подсолнечника - на 45. Примерно 300 тысяч тонн подсолнечника, выращенного на Ставрополье, вывозится на переработку в Краснодарский край и Ростовскую область. Наш край, по сути, стал сырьевым придатком, теряя в год только на подсолнечнике почти 1 млрд рублей бюджетных поступлений во все уровни. Производство мясных консервов сократилось более чем в 6 раз, плодоовощных - в 1,4. По существу не работают Нефтекумская и Апанасенковская хладобойни, Ставропольский мясоконсервный завод, Нагутский завод по розливу минеральной воды. Свернул свою деятельность на территории края и передислоцировался в Оренбургскую область Минераловодский ликеро-водочный завод. В результате чего налоговый потенциал края только по акцизам сократился на 1,3 млрд рублей. И этот перечень можно продолжить.
О каких инвестиционных проектах можно сегодня вести речь, если не работает то, что уже имеется? Куда власть смотрит? Отвечу. На мой взгляд, власть утонула в многочисленных заседаниях и преуспела в приукрашивании реальной действительности. Нет глубокого экономического анализа. Не поднимаются «горячие» темы, не принимаются необходимые меры, чтобы ситуацию исправить, в том числе и законодательного порядка. Без анализа, без контроля, без критики власть слепа и неэффективна.
К сожалению, но так же работают и средства массовой информации, в том числе и сотрудники вашей газеты. Уж простите меня за резкость! Боимся сказать друг другу правду.
Да, так, наверное, легче и удобней. Пришел, например, корреспондент на брифинг или пресс-конференцию высокопоставленного чиновника, принял на веру что сказано и изложил в статье.
А вы поезжайте в Невинномысск на маслоэкстракционный завод, где уже уволено 240 и еще готовится к увольнению 210 работников. Послушайте, что они вам расскажут, вскройте причины, почему и от чего это происходит и кто виноват. Там же повстречайтесь с бывшими работниками молокозавода, превращенного в торговый центр, сотрудниками шерстомойной фабрики, также прекратившей свою деятельность.
У одного успешного политика из Японии журналисты спросили, есть ли у него друг. Знаете, что он ответил? «А как же! Кто же мне скажет правду!» А я бы к этому добавил: «Опасен не тот, кто критикует и говорит правду, а тот, кто лжет и лицемерит».
- Василий Иванович, а депутаты краевой Думы какие меры принимают, чтобы спасти переработку?
- Имея такую ситуацию с хлебом, не дождавшись от правительства проекта закона, депутаты в прошлом году самостоятельно разработали закон о хлебе. И, к нашему горькому удивлению, со стороны руководства комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, министерства финансов края встретили такое противодействие и волокиту!.. В общем, нахлебались вдоволь. Девять месяцев мы не могли этот документ принять. Пришлось пойти на уступки: в силу закон вступает с 1 января 2014 года, а не с 1 января текущего. А ведь, по оценке экспертов, в этом нормативном акте заложен неплохой механизм сдерживания цен на хлеб, повышения его качества и технологического обновления производственных мощностей хлебозаводов. Главным аргументом со стороны правительства было следующее: нет законных оснований выделять бюджетные средства на реализацию этого закона. Но тут же в сентябре прошлого и текущего года, вне рамок этого закона, из бюджета края на компенсацию стоимости хлеба выделяется соответственно 40 млн и 70 млн рублей.
Что же это? Почему в обход закона?
А вот другой пример. В сентябре правительство внесло в Думу проект закона, предусматривающего изменения в бюджете края, в том числе сокращение почти в два раза государственной поддержки виноделия и виноградарства. Скажите, это в условиях недобора налоговых поступлений логично? Ведь один гектар виноградников дает 30 тысяч поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, что в 15 раз больше, чем гектар зерновых. И только благодаря поддержке большинства депутатов эти средства удалось отстоять.
И третий пример. В лихие девяностые и прошедшее десятилетие остановились многие предприятия потребительской кооперации края. Депутаты комитета разработали и приняли Закон «О государственной поддержке потребительской кооперации в Ставропольском крае». И что вы думаете, комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию отдельных видов деятельности что-то предпринял, воспользовался заложенными в нем механизмами? Нет!
Складывается впечатление, что депутаты больше, чем руководство комитета, заботятся об отрасли. А это неправильно. Такое ощущение, что во многих властных структурах нет личностей, нет профессионалов и государственников. На их смену пришли менеджеры без образования и опыта работы, но с сильно выраженным умением работать на себя.
- Что такое личность, по-вашему?
- Личность - это профессионал плюс государственник.
Профессионал – это человек с соответствующим образованием, добившийся признания в отрасли. Государственник – это человек, для которого интересы общества и государства выше личных.
- Легко судить со стороны. Предложите, что делать.
- АПК в кризисе. Без ручного управления здесь не обойтись. Исходя из этого мне представляется необходимым срочно провести инвентаризацию производственного потенциала сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Оценить возможности и огрехи, организовать их экономическое взаимодействие и сотрудничество. Подключить к этой работе муниципальную власть. На сайтах каждого муниципального района и городского округа, а также соответствующего министерства и ведомства разместить перечень предприятий и информацию об уровне использования мощностей, количестве занятых и свободных рабочих мест, средней заработной плате и объемах отчислений в бюджетную систему. В режиме реального времени принимать адекватные меры по улучшению их работы. Поставить работу каждого предприятия и власти под общественный контроль.
Действовать по пословице «Как потопаешь, так и полопаешь». Необходимо всем работать на наполняемость бюджета, повышение уровня жизни работников реального сектора экономики.
22 октября 2013 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
