Майские указы президента: чего ждать бюджетникам
Именно поэтому Федерация профсоюзов Ставропольского края проводит работу по разъяснению и защите прав работников в условиях реформирования социальной сферы. О том, чего ждать работникам от преобразований и как защитить их права, «СП» поясняет заместитель председателя ФПСК Татьяна Чечина.
- Татьяна Ильинична, майские «социальные» указы главы государства и их реализация неожиданно стали одной из самых горячих тем. Но только ли бюджетников, как думают многие, они касаются?
- Сразу хочу подчеркнуть, что майские и последующие указы Президента РФ, а также принятые в их развитие документы предполагают серьезные преобразования не только в социальной сфере, но и по другим направлениям социально-экономического развития страны. Так, помимо увеличения в 1,5 раза реальной заработной платы работникам всех отраслей экономики ставится задача такого же роста производительности труда, повышения доли высококвалифицированных работников, создания 25 млн эффективных рабочих мест, разработки 800 профессиональных стандартов и т.д.
Но, безусловно, значительное внимание в этих документах уделено вопросам повышения оплаты труда работников социальной сферы, снижение общественного статуса которых достигло такой критической отметки, что власть, не без участия профсоюзов, была вынуждена принимать конкретные меры.
Первичными документами, которые определяют цели и задачи, а также этапы повышения зарплат бюджетников до 2018 года, являются федеральная и принятая в ее развитие краевая программа поэтапного совершенствования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которая в конце прошлого года была разработана правительством Ставропольского края при участии ФПСК.
И, нравится нам это или нет, в этом важнейшем для края документе в точности соблюдены все подходы федерального центра, который поставил перед регионами жесткое условие: мы вам - деньги, вы нам – структурные преобразования. Отсюда и главный посыл, который стал итогом последовательных действий государства: от внедрения новых отраслевых систем оплаты труда, перехода бюджетных учреждений в новый правовой статус до нынешней программы с ее «дорожными картами» и «эффективными контрактами». Проще говоря, сначала качество и доступность госуслуг и только потом зарплата работника в соответствии с вкладом каждого в конечный результат.
Если говорить об основных этапах, то последовательность такова: совершенствование основных элементов систем оплаты труда в учреждениях социальной сферы, заключение с их руководителями трудовых договоров на основе типовых, разработка показателей и критериев оценки деятельности каждого учреждения, его руководителя и работника, переход на «эффективный контракт». Эта работа уже идет. Более того, учитывая ее исключительную важность, по инициативе ФПСК на недавнем заседании краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений уже рассматривался ход реализации вышеупомянутой программы.
- И все-таки наших читателей в первую очередь интересует вопрос: кому из бюджетников и как будет повышаться заработная плата?
- Эти категории работников прямо определены указами президента, а ориентиры по размерам их заработной платы – в «дорожных картах», т.е. планах мероприятий по изменениям в отраслях, определяющих четкую последовательность действий, сроки, ответственных, необходимое организационное и ресурсное обеспечение.
В соответствии с этим порядком у педагогических работников школ уже в конце прошлого года средняя заработная плата составила свыше 18 тыс. руб., в дошкольных учреждениях – более 13 тыс. руб. А с 1 апреля текущего года зарплата учителей будет доведена до уровня средней в регионе – 21,1 тыс. руб., у воспитателей детских садов – до средней по общеобразовательным учреждениям (до 17 тыс. руб.). Также с 1 апреля она повысится у самых низкооплачиваемых категорий бюджетников: у педагогов дополнительного образования детей - до 15,8 тыс. руб., у работников культуры – до 11,8 тыс. руб., у соцработников – примерно до 10 тыс. руб. Вырастет этот показатель и для врачей – до 27 тыс. руб. Всего на вышеназванные цели предусмотрено более 4 млрд руб., из них две трети - краевые.
Рекомендации по порядку и условиям распределения этих средств каждое отраслевое министерство совместно с проф-союзами вырабатывает самостоятельно. Но при этом следует помнить, что действующее законодательство, в том числе краевое и местное, обязывает сохранить фонд стимулирующих выплат на уровне 30%.
- С «дорожными картами» понятно, а что представляют собой «эффективные контракты», которые из-за недостатка информации вызывают много кривотолков? Чего ждать от них бюджетникам Ставрополья?
- «Эффективный контракт» - это трудовой договор в широком смысле слова, который четко определяет конкретную трудовую функцию работника, нормы нагрузки, прозрачные условия труда и, в частности, должностной оклад или ставку заработной платы в зависимости от квалификации, компенсационные выплаты в соответствии с действующим законодательством, стимулирующие выплаты с учетом достижения целевых показателей и критериев качества, а также «социальный пакет».
Вопреки домыслам хочу отметить, что очевидным преимуществом этого документа является тот факт, что в отличие от прежней, как правило, расплывчатой должностной инструкции теперь у каждого работника будет четко прописанная трудовая функция, за выполнение которой он получит гарантированный должностной оклад или ставку заработной платы. Кроме того, следует отметить, что при переходе на «эффективный контракт» трудовые отношения с работником не прерываются, а заключаются дополнительные соглашения к действующему трудовому договору.
Но это теоретически. А на практике у профсоюзов есть серьезные опасения, что при установлении трудовой функции может неоправданно возрасти интенсивность труда работника. Нас не может не волновать и вероятность установления запредельных и заведомо невыполнимых показателей и критериев оценки его деятельности. Именно на эти и другие «узкие места» в первую очередь и будет нацелен наш профсоюзный контроль.
Однако хочу еще раз обратить внимание и руководителей учреждений социальной сферы, и профсоюзного актива, и работников: механического повышения заработной платы уже не будет. Без достижения уровня качества, определенного в вашем «эффективном контракте», не следует ждать тех привлекательных зарплат, которые мы видим в президентских указах. И из этого надо исходить.
- ФПСК, которая последовательно ставит вопрос повышения заработной платы ставропольчан перед властью и работодателями, стала одним из разработчиков и участником реализации краевой программы поэтапного совершенствования систем оплаты труда работников социальной сферы. Что, на «профсоюзный» взгляд, нужно предпринять социальным партнерам для справедливого проведения этого процесса?
- Хочу отметить, что эта наша позиция находит понимание у краевых органов государственной власти и местного самоуправления. Достаточно сказать, что помимо собственных разъяснительных мероприятий по вопросам реализации программы, которые мы провели в большинстве территорий Ставрополья, ФПСК принимала участие в зональных семинарах-совещаниях на эту тему под эгидой министерства финансов СК. И я скажу, что наш край – один из немногих регионов страны, где налажено такое конструктивное взаимодействие власти с профсоюзами по реализации президентских указов. И это касается не только разъяснительной работы. Сегодня совместно с управлением труда и занятости населения СК, профильными министерствами, отраслевыми профсоюзами мы проводим работу по внесению изменений в краевые отраслевые примерные положения об оплате труда, выработке предложений по параметрам увеличения заработной платы работников, проектов нормативных правовых актов по порядку и условиям ее повышения, оказываем методическую помощь на местах.
Вместе с тем у нас еще много нерешенных вопросов. Так, примерные положения по оплате труда и колдоговоры до сих пор не адаптированы к новым условиям бюджетного финансирования и не учитывают объемы ассигнований в конкретном учреждении. Чтобы не потерять меры социальной поддержки в системе «эффективных контрактов», необходимо отразить их в отраслевых соглашениях и коллективных договорах, которые в соответствии с решением, принятым на недавнем заседании краевой трехсторонней комиссии, необходимо в кратчайшие сроки привести в статус правовых актов.
И еще. Понятно, что сегодня учреждения социальной сферы самостоятельно расставляют кадры, устанавливают ставки и оклады, распределяют средства, но преемственность принимаемых решений от краевого до местного уровня все-таки должна быть сохранена. Для этого, на наш взгляд, необходимо прописать в краевом трехстороннем соглашении минимальные рекомендуемые размеры ставок и окладов по профессионально-квалификационным группам в разрезе отраслей. И такое предложение ФПСК уже готовит.
А по большому счету, хочу обратиться к нашим уважаемым социальным партнерам, чтобы в погоне за качеством мы не забыли о правах работников. И в этом должен быть не только наш профсоюзный, но и взаимный интерес в свете происходящих преобразований.
- Что показали проведенные в территориальных представительствах ФПСК заседания на эту тему? Какие задачи вы ставите перед профсоюзными организациями края по защите трудовых прав работников в этих условиях?
- Мы нацеливаем наши проф-союзные организации не только на активную разъяснительную работу, но и на жесткий профсоюзный контроль за соблюдением трудовых прав работников в этих условиях. И прежде всего это касается перехода на «эффективные контракты». Кроме того, профсоюзным организациям совместно с администрациями учреждений необходимо довести до ума положения по оплате труда, перевести коллективные договоры в статус правовых актов, организовать профсоюзный мониторинг хода реализации программы поэтапного повышения заработной платы бюджетников.
Словом, работа предстоит большая, но люди ждут от нас справедливых, без потрясений, преобразований. И совместными усилиями власти, профсоюзов и работодателей мы обязаны это сделать.
24 апреля 2013 года