Николай Коновалов возглавил службу судебных приставов Ставрополья
- Николай Викторович, вы уже работали на Ставрополье. После возвращения что скажете: сильно ли изменилась служба за эти годы?
- Вопрос не вполне корректный. Цели и задачи нашей службы не меняются по сезонам и даже по годам, они определены в законе о судебных приставах и остаются постоянными. Только корректируются те или иные приоритетные направления.
- Давайте напомним читателям эти задачи.
- Их всего две. Это принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов и обеспечение установленного порядка деятельности судов.
Что же касается изменений в ставропольском управлении, то особых, как мне кажется, не произошло, работа идет в нужном, правильном направлении, разве что обновился кадровый состав.
- С задачами определились. Перейдем к конкретике. Общеизвестно, что среди всех категорий исполнительных производств взыскание алиментов стало одним из приоритетов в работе судебных приставов. Какую меру в отношении нерадивых родителей вы считаете наиболее действенной?
- Приоритет взыскания алиментов в нашей службе был, есть и будет всегда. Сейчас на исполнении у нас находится более 15000 производств по взысканию алиментов. Не так давно руководство Федеральной службы судебных приставов России провело видеоконференцию с региональными управлениями. Очень жестко была поставлена задача по ограничению выезда должников-алиментщиков (у нас не должно быть должников этой категории, у которых нет ограничения по выезду за границы России) и по обращению взыскания на их имущество. Вот эти меры и будут самыми действенными.
- Правда ли, что в отношении злостных алиментщиков теперь возбуждение уголовного дела будет следовать уже не после двух, а после одного предупреждения?
- Сейчас законодательно разрешен упрощенный процессуальный порядок возбуждения уголовного дела за злостную неуплату алиментов. Если обвиняемый признает свою вину и своими действиями заглаживает ущерб, то законодатель позволяет проводить расследование не в форме дознания, а в так называемой протокольной форме. И в суде такое дело рассматривается в упрощенном порядке, что дает сокращение сроков и смягчение наказания. Но за обвиняемым остается право отказаться от протокольной формы вплоть до удаления суда в совещательную комнату.
Что касается количества предупреждений, статьи Уголовного кодекса о злостном уклонении от уплаты алиментов, злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности, злостном уклонении от исполнения решения суда не расшифровывают понятие злостности. Судебная практика в разных регионах сложилась неоднозначная, но в общем считается, что должник до возбуждения уголовного дела должен получить два-три предупреждения за определенный период времени. За соблюдением именно такого подхода надзирает прокуратура, но в разных субъектах и считают по-разному: где-то достаточно, например, двух предупреждений в течение месяца, в других - трех в течение четырех месяцев. Наша служба изначально стояла на позиции: достаточно одного предупреждения - постановления о возбуждении исполнительного производства (раз оно появилось на свет, значит, должник уже не исполняет решение суда) и последующего предупреждения. Уже через месяц можно возбуждать уголовное дело, а не тянуть со вторым, третьим, десятым предупреждением.
Сейчас появляется аналогичная общая позиция в масштабах России. И, что весьма важно, ее поддерживает и Генеральная прокуратура.
- А если должник-алиментщик безработный?
- При таком подходе априори считается, что даже безработный имеет возможность алименты платить: если не может заработать, то может стать на учет в центр занятости и платить с пособия по безработице. А вот в ситуации с кредитными долгами понятие злостности имеет другой смысл: имел возможность, но не заплатил.
- Более года назад у Федеральной службы судебных приставов появились новые полномочия, а с 1 января нынешнего к ним добавились новые задачи. Какие?
- С января 2012 года нам передан ряд полномочий органов внутренних дел по розыску должников и детей, мы осуществляем и розыск ответчиков по гражданским делам. Новое направление потребовало и учиться, и перенимать опыт у той же полиции, и налаживать межведомственное взаимодействие с правоохранительными органами, с той же полицией к примеру. И с этими задачами мы справляемся. Статистика говорит о том, что судебные приставы разыскивают на порядок больше людей, чем полиция.
С начала нынешнего года мы еще и исполняем такой вид наказания, как обязательные работы. Это относительно новый вид наказания. Исполнительные органы определяют предприятия, где будут по решению суда трудиться граждане, как правило, это предприятия ЖКХ. А судебные приставы проверяют процесс отбывания наказания.
- Эти новые задачи усложняют работу и не могут не сказываться на служебной нагрузке судебных приставов.
- В 2012 году среднемесячная нагрузка на каждого из 402 ставропольских приставов - 1841 исполнительное производство. Чтобы была понятна разница, приведу примеры по территориям. Например, в Арзгире это 1000 производств, а в Промышленном районе Ставрополя - 3,5 тысячи.
- Вы считаете, что при такой нагрузке можно работать качественно?
- А приходится. Хотя есть постановление Минтруда (уже и министерства такого нет). Им была рассчитана нагрузка на пристава - 22,3 производства в месяц. Но тогда (это начало века) приставы работали на пишущих машинках, о компьютерах только мечтали. Сейчас нагрузка, откровенно говоря, заоблачная, но и техническое оснащение службы за это время шагнуло далеко вперед. Приведу пример: финский пристав заканчивает за год 5000 производств фактическим исполнением. Причем большинство из них - не выходя из кабинета. Вот к этому сейчас идет и наша служба. И задача, которую поставил директор ФССП перед нами на 2013 год, - 80 процентов исполнительных производств должно заканчиваться за рабочим столом.
- В бюрократы подадитесь?
- Вовсе нет. А для чего бегать, если можно по-другому? На ином интеллектуальном уровне. Для этого работает автоматизированная информационная система ФССП, которая разделена на несколько комплексов и состоит из нескольких баз данных других ведомств - ГИБДД, Росреестр, налоговая инспекция, Пенсионный фонд, около десяти банков, в ней же содержится банк данных исполнительных производств. Все это значительно облегчает нашу работу. Как только пристав возбуждает исполнительное производство, он автоматически получает максимальный объем информации о наличии счетов, транспортных средств, месте работы и так далее. Имея это, примерно половину производств пристав может закончить достаточно быстро. Да и для граждан удобно. Каждый человек может зайти в банк данных исполнительных производств, узнать, есть ли у него задолженность, и оплатить ее через Интернет или, распечатав квитанцию, обычным порядком.
- И все-таки, на мой взгляд, самая серьезная проблема заключается в том, что работники ФССП России, осуществляя функции правового понуждения, обеспечения законности и правопорядка, не имеют статуса сотрудников правоохранительных органов, они не мотивированы ни материально, ни социально. Федеральная служба судебных приставов, по сути, стоит особняком в ряду органов, выполняющих аналогичные функции. Не в этом ли причина катастрофической текучести кадров и потерь высококвалифицированных работников? И что можно сделать в этой ситуации?
- Больной вопрос. Потому что, на самом деле, как бы особняком, но мы входим в перечень правоохранительных органов. Кстати сказать, я специально изучал этот вопрос: какие органы правоохранительные, законодательно в России не определено? Есть единственный документ - Положение о комиссии при Президенте РФ по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах, где среди них названа и Федеральная служба судебных приставов. То есть де-юре мы правоохранительные.
- А де-факто?
- К сожалению, нет. Потому что у нас нет ни выслуги, ни материальной составляющей, как в полиции, ни ее прав, я имею в виду, например, распространение на наших сотрудников положений закона об оперативно-разыскной деятельности.
- Все это как-то не очень справедливо...
- В этой ситуации очень активные шаги по изменению нашего статуса предпринимает руководство нашей службы. На итоговой за прошлый год коллегии ФССП найден общий подход к этой проблеме с Минюстом России. Кстати сказать, на этой же коллегии выступал первый замминистра внутренних дел Александр Горовой, который привел такой пример: когда в МВД текучесть кадров составила 8 процентов, руководство считало, что служба на грани краха. В ФССП текучесть сейчас 30 процентов. По сути, мы даже не успеваем обучить вновь принятых сотрудников, как они увольняются. В службе судебных приставов сейчас работают весьма квалифицированные сотрудники, которые должны знать и уголовное, и административное гражданское законодательство, и многое другое, а мы им предлагаем весьма невысокое денежное содержание. Так что статус нужно менять. Его изменение могло бы привлечь не только выпускников вузов, на что мы ориентированы сейчас, но и профессиональных опытных юристов.
- Пока же в ФССП коррупционные проявления не редкость. Но, как мне кажется, в ставропольском управлении очень активно ведется работа по противодействию коррупции в собственных рядах.
- Вы не ошибаетесь. Во взаимодействии с коллегами из других правоохранительных структур мы ведем эту работу очень жестко. Большинство уголовных дел в отношении сотрудников службы возбуждается по материалам, выявленным самой службой. У нас в каждом территориальном управлении есть отделы противодействия коррупции. В их задачу как раз и входит выявление нечистых на руку сотрудников. Но не меньший упор мы делаем и на профилактику. Мы говорим приставам: если вам предлагают взятку, вы будете намного комфортнее себя чувствовать, если об этом сообщите. И мы поощряем тех, кто поступает именно так. Я убежден, что такую болезнь, как коррупция, нельзя излечить только кнутом, нужен и пряник, ведь и больных нельзя лечить только путем хирургического вмешательства, нужна еще и профилактика.
* * *
Наша справка.
Николай Викторович Коновалов родился 31 января 1980 года в селе Коноково Успенского района Краснодарского края. В 2003 году окончил Армавирский филиал Современной гуманитарной академии по специальности «правоведение». С 2000 по 2003 год работал дознавателем в отделе внутренних дел Успенского района. Затем в течение пяти лет трудился в Главном управлении ФССП России по Краснодарскому краю. С марта по октябрь 2011 года занимал должность начальника отдела организации работы по розыску и реализации имущества должников в УФССП России по Республике Адыгея. С ноября 2011 года работал заместителем руководителя УФССП России по Тамбовской области – заместителем главного судебного пристава Тамбовской области.
Имеет классный чин - советник юстиции 2-го класса.
Женат. Воспитывает двух дочерей.
3 апреля 2013 года