Какие транспортные средства с 1 апреля не могут ездить без тахографа на Ставрополье
…Утром – деньги, вечером – стулья или вечером – деньги, а на другой день утром – стулья…
И. Ильф, Е. Петров.
«12 стульев»
Как известно, с 1 апреля меняются правила игры в сфере пассажирских и грузовых перевозок. С этого дня отдельным категориям перевозчиков запрещается выезжать на линию без тахографа. Тахограф - это контрольный бортовой регистрирующий прибор, предназначенный для отслеживания таких параметров, как скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа.
Накануне вступления в силу нового требования состоялась пресс-конференция, на которой представители краевых Госавтоинспекции, Ространснадзора и минтранса рассказали, каким транспортным средствам возбраняется с понедельника выходить на линию без тахографов и какое наказание ждет перевозчиков, проигнорировавших требования.
- Тахографами должны быть оснащены все пассажирские транспортные средства, осуществляющие междугородные перевозки на расстояние более 50 километров и имеющие восемь и более пассажиро-мест. И все грузовые авто, полная масса которых превышает 3,5 тонны, – пояснил начальник УГИБДД ГУ МВД РФ по краю А. Сафонов. – Ответственность за несоблюдение этого требования согласно КоАП РФ предусмотрена следующая: на водителя налагается штраф в размере от одной до трех тысяч рублей, на должностных лиц автотранспортного предприятия – от 5 до 10 тысяч рублей. Кстати, хочу отметить, что уже около 80 сотрудников ставропольской Госавтоинспекции прошли соответствующее обучение и получили карты контролеров и, значит, уже с понедельника могут привлекать к ответственности водителей и предприятия как за отсутствие тахометра, так и за попытки «подкорректировать» записи тахографа. Впрочем, хочу сразу предупредить: сделать это практически невозможно – у прибора высочайшая степень защиты от внешнего вмешательства.
Что и говорить, цели, которые государство собирается достигнуть с помощью технической новинки, самые благие. Ведь ни для кого не секрет, что несоблюдение режима работы водителями приводит к тому, что они устают, у них увеличивается время реакции. В результате люди за рулем не успевают своевременно реагировать на сложные дорожные ситуации. Как результат – ДТП с серьезными последствиями. Тахограф же призван помочь избежать подобных проблем. Но дальше начинаются сплошные вопросы, и ответов на некоторые или нет, или они, ответы, вызывают откровенное недоумение.
Во-первых, коснемся денежного вопроса. Сами тахографы – не такая уж новинка в мире российских автопервозчиков. Их установка была рекомендована еще несколько лет назад и давала автотранспортным предприятиям преимущество при участии в конкурсе на осуществление перевозок. Поэтому многие из них уже позаботились об оснащении своих автобусов-грузовиков чудо-самописцами. Хоть и стоило это немалых денег – около 25-35 тысяч. Однако в начале этого месяца Минтранс РФ утвердил новые требования, предъявляемые к прибору. Теперь «правильный» тахограф должен быть оснащен криптовально-шифровальным блоком и системой ГЛОНАСС, все же самописцы, не имеющие этих девайсов, мягко говоря, негодны, их нужно менять. Однако стоимость «правильного» тахографа поражает воображение: вместе с работой по его установке придется выложить около 60 тысяч рублей. Многие ли перевозчики российских глубинок «потянут» такую сумму? Особенно индивидуальные предприниматели. Которым и так родное государство в начале года сделало «подарок» в виде двукратного увеличения годовой суммы взносов в ПФР. И все мы прекрасно знаем, чем это закончилось – массовым закрытием ИП и уходом частного бизнеса в тень. И не приведет ли «обязаловка» по установке дорогущего прибора к еще более массовому оттоку частного бизнеса из «света» в «тень»? Не уверена, что нет.
- Сейчас рассматривается вопрос о предоставлении ИП и АТП субсидий для частичной компенсации затрат по приобретению тахографов, – заверил журналистов заместитель министра транспорта СК Виталий Тальницкий.
Однако все мы знаем, что «рассматривать» такие вопросы можно сколь угодно долго. И итоги рассмотрения могут быть совершенно разными: будет принято решение либо помочь бизнесу, либо оставить его наедине со своими финансовыми проблемами. Все по Ильфу и Петрову: сначала деньги, потом стулья. Вернее, сначала купите тахограф, а субсидию получите позже. Может быть.
Вторая проблема – наличие тех самых «правильных» тахографов. Вернее, их отсутствие. Дело в том, что в массовое производство они не запущены, имеются только опытные образцы российских производителей: то ли трех, то ли четырех фирм, призванных тем не менее оснастить тахографами автопарк всей страны. Когда новинка будет поставлена на поток, история умалчивает. Но оснастить ею надо машины не позже, чем в грядущий понедельник. Впрочем, здесь есть небольшое поле для маневра: можно купить и установить тахограф старого образца – их использование разрешено до 2015 года. А вот через два года, будьте любезны, без всяких экивоков устанавливайте новый, «правильный» прибор. Хотя срок годности «старого», «неправильного», не ограничен и при бережной эксплуатации такой тахометр может служить десятилетия. А ГЛОНАСС и отдельно купить-установить можно. Зачем велосипед «два в одном» изобретать?
Все это наводит на нехорошие мысли: о некой заботе на самом верху, чтобы на российском рынке гос-подствовали именно те самые три-четыре фирмы – производители «правильных» тахографов.
Третья проблема в том, что на сегодняшний день в регионе только 11 организаций занимаются установкой и калибровкой тахографов. Учитывая, что в крае только пассажироперевозчиков около четырех тысяч, можно представить, какие дикие очереди выстроятся на установку и обслуживание тахографов в этих авторизованных сервисных центрах.
В общем, впечатление от всего этого такое: государство в очередной раз поставило бизнесменов перед непростым выбором либо основательно раскошелиться, либо «покинуть помещение». Думаю, многие предприниматели «закроются» или уйдут в тень, другие поднатужатся и изыщут деньги. Чай, не впервой. Да и рынок труда не блещет привлекательными вакансиями.
А вот здесь мы подбираемся к самой сути вопроса: за чей счет будет этот «банкет»? И что-то мне подсказывает, что именно за наш с вами, уважаемые читатели. Потому что, как водится, все расходы бизнес будет компенсировать увеличением стоимости оказываемых услуг, то есть ростом цен на билеты и грузоперевозки.
И еще вот что интересно: не ожидает ли нас 1 апреля транспортный коллапс? Ведь из-за грозящих штрафов многие перевозчики могут просто не выйти на линию. Поживем – увидим. Тем более что ждать осталось совсем недолго.
30 марта 2013 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
