Состояние ставропольских дорог местного значения обсудили в Невинномысске
Что успели сделать, с каким качеством, какие проблемы мешали? Откровенный разговор состоялся под председательством министра Василия Дорошева при участии первого заместителя председателя правительства края Виктора Шурупова, заместителя председателя правительства края Ивана Ковалева, депутатов краевой Думы Геннадия Ягубова и Виктора Вышинского.
Наступило время выстраивания эффективной политики в сфере дорожного хозяйства. Для поэтапного решения проблемы недофинансирования отрасли принято решение о воссоздании дорожных фондов разных уровней, определяющих целевое использование аккумулированных средств. Первый год работы по-новому на Ставрополье подтвердил гибкость новой системы управления дорожным хозяйством, отметил Василий Дорошев. Прибавили в динамике реконструкция и капитальный ремонт дорог местного значения, ремонт дворовых территорий многоквартирных домов. КПД совместных усилий, однако, зависит не только от дорожников, но и от инициативности муниципальной власти. Ее представители также были приглашены на коллегию, чтобы определиться еще раз с порядком взаимодействия.
Как выяснилось из доклада заместителя министра дорожного хозяйства Петра Кожина, учет и отчетность в дорожном хозяйстве играют не последнюю роль. Муниципалитеты, к сожалению, зачастую представляют неточные сведения, в частности, отдельные руководители не придают большого значения классификации на муниципальные дороги и улично-дорожную сеть. Иногда статистические данные просто приводят в изумление. Например, в Ставрополе значится 2 км дорог местного значения, в Железноводске - 4 км, за Минераловодским районом вкупе с городом Минводы числится менее 15 км...
Виктор Шурупов в связи с этим поставил перед главами администраций конкретную задачу: до конца года навести порядок в показателях статистической отчетности, которые используются для расчета объемов финансовой помощи для модернизации транспортной инфраструктуры.
По итогам 10 месяцев на ремонт автодорог местного значения перечислено субсидий в сумме 439 млн рублей. Соответствующие соглашения заключены с 35 муниципальными образованиями. Более того, районными муниципальными образованиями в текущем году созданы свои дорожные фонды общим объемом 145 млн рублей. По данным на 1 ноября, освоено 84% полученных средств. В число аутсайдеров попал Грачевский район, где из 10 млн лишь по 1,5 млн рублей представлена отчетность по целевому использованию. Последние сведения - за август. Как обстоят дела сегодня, не ясно.
Оперативно выполнили все условия для получения субсидий и, соответственно, запланированный объем работ, уложившись в оптимальные сезонные рамки, гарантирующие высокое качество дорожного покрытия, в Курском сельсовете, городе Зеленокумске, Арзгирском сельсовете.
Еще одно преимущество воссоздания регионального дорожного фонда состоит в том, что теперь финансируется статья, которая много лет оставалась забытой. На ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним перечислены из краевого фонда субсидии в сумме 314 млн рублей 27 муниципальным образованиям.
Качеству выполненных подрядчиками работ министерством придается большое значение. Об этом свидетельствуют регулярность контрольных проверок, проводимых с использованием высоких технических возможностей ведомственной лаборатории. Чтобы деньги не зарывались в землю, а работали на создание надежной дорожной инфраструктуры, на страже своих интересов должны стоять и органы местного самоуправления. Именно на этом уровне должно контролироваться качество выполнения муниципального контракта. Важное значение имеет при этом выбор организации, осуществляющей технический надзор за ходом работ. В селе Дивном по этой причине были сорваны сроки приемки работ по ремонту улицы 8 Марта: претензии ООО «Ставсервис» к качеству исполнения контракта не предъявлялись своевременно, по мере продвижения работ. И еще один пример со знаком «минус». Специалистами ГУП СК «Дирекция строящихся автомобильных работ» было выявлено, что устройство асфальтобетонного покрытия при ремонте внутриквартальных дорог в Георгиевске выполнялось вручную, без применения асфальтоукладчиков, что является грубым нарушением нормативных требований.
В будущем году в соответствии с бюджетом, принятым на очередной финансовый год, министерство дорожного хозяйства планирует выделить муниципальным образованиям из средств дорожного фонда края 1,7 млрд рублей, что составляет почти треть его объема. Заявки от муниципалитетов на капитальный ремонт и ремонт местных дорог, внутриквартальных и дворовых территорий уже поступили. Истребованная ими сумма превышает реальные возможности. Поэтому многое зависит от того, насколько своевременно и качественно будут выполнены все условия, в соответствии с которыми могут быть выделены средства. Больше шансов получить поддержку у представителей тех территорий, где серьезно болеют за дело и профессионально выполняют поставленные задачи.
Более 50 населенных пунктов, по информации заместителя министра дорожного хозяйства края Александра Сазонова, не имеют устойчивого транспортного сообщения. Пока не выстроена до конца система их обслуживания. В этой ситуации выходом из положения могут стать новые технологии, позволяющие в короткие сроки решить проблему. Холодные смеси асфальтобетона укладываются на слабую основу или вообще без основы, что дешевле обычного дорожного строительства, но при этом создают достаточную надежность покрытия. Определенный объем «холодного асфальта» заготовлен и может быть также использован в зимнее время для качественного ямочного ремонта.
Перед собравшимися выступили руководители муниципалитетов, дальше других продвинувшихся в решении своих «дорожных» проблем. Вызывали на трибуну и обладателей отрицательного опыта - «как делать нельзя».
Еще одна важная проблема, обозначенная на заседании коллегии, - подготовка квалифицированных кадров для отрасли, острая нехватка которых не может не сказываться на качестве работы. Отказавшись от взаимодействия в этой сфере с одним из вузов, министерство не снимает с себя ответственности за решение кадровой проблемы. Тем более что на это выделяются бюджетные деньги. Теперь дорожников будут готовить на базе Северо-Кавказского федерального университета и Ставропольского государственного аграрного университета.
5 декабря 2012 года