В минобразования Ставрополья прошел семинар по профилактике детских и подростковых суицидов
В плане мероприятий правительства СК по улучшению демографической ситуации в Ставропольском крае на 2011-2015 годы эта тема сформулирована следующим образом: «Разработка и реализация мероприятий по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений СК». Задача, таким образом, обозначена на государственном уровне.
Подразумевает эту работу и краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на 2011-2013 гг.»,
где в подразделе «Право ребенка на семью» речь идет о помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации, о противодействии жестокому обращению с детьми.
Для профилактики суицидального поведения учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования многое делается мин-обром СК, подведомственным ему Краевым психологическим центром. Одна из важнейших задач на этом направлении - вооружить необходимыми знаниями специалистов-психологов учреждений образования, педагогов, родителей. В 2012 году совместно с министерством образования СК Центр издал методическое пособие «Помощь педагогу-психологу в работе с критическим инцидентом, адресованное педагогам-психологам, специалистам-суицидологам, учителям - всем, кто в своей профессиональной деятельности сталкивается с уже произошедшим детским суицидом либо с детьми из «группы риска».
Автор книги Ольга Бобренко, кандидат психологических наук, доцент кафедры Ставропольского государственного педагогического института, не только дает в ней общие представления о суициде и суицидальном поведении подростков, но и представляет этапы практической работы специалиста с таким, говоря языком психологов, критическим инцидентом, каким является детское самоубийство. В пособии содержится также диагностический материал. Один из разделов книги посвящен принципам организации мобильной бригады специалистов, которая выезжает на случившийся критический инцидент в школу или колледж.
Подобная мобильная бригада быстрого реагирования создана и работает в Краевом психологическом центре. Ибо, по словам заместителя директора Центра Ларисы Гладченко, трагедия суицида, как брошенный в воду камень, создает вокруг «круги травматизации». Самый ближний - это семья погибшего ребенка. Вторичной травматизации подвергаются его друзья, одноклассники, педагоги.
На случай подросткового суицида (или его попытки) специалисты мобильной бригады Краевого психологического центра выезжают совместно с представителем министерства образования Ставропольского края. У того свои функции. Вот как определила их заместитель министра образования СК Диана Рудьева: «Специалист министерства занимается проверкой деятельности образовательного учреждения, в котором произошел критический инцидент, в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; выясняет, все ли было сделано, чтобы избежать трагического события».
Психологи же Центра работают с теми, кто считается пострадавшими в данной ситуации. Это детский и педагогический коллективы учебного заведения. В первую очередь, как уже было сказано, «ближний круг» - одноклассники погибшего, его друзья, учителя. (Члены его семьи - если они изъявляют желание получить психологическую помощь.)
Помощь оказывается в форме консультаций, бесед - в группе и индивидуальных. Психологи работают с такими чувствами людей, как вина, тревога, и другими. Оставшись неотреагированными, эти эмоции могут привести к депрессии, психосоматическим заболеваниям. Более того, в подростковых и молодежных коллективах суицид, как считают психологи, может оказаться «заразным». Понятно поэтому, что подобная помощь специалистов необходима. И, разумеется, длительную реабилитацию должен проходить ребенок, подросток, если его покушение на само-убийство, по счастью, не удалось.
В алгоритме оказания психологической помощи есть и возвращение к случившемуся через полгода. Участники мобильной бригады вновь выезжают на место критического инцидента, проводят диагностику, дают рекомендации...
Важным шагом, предпринятым Краевым психологическим центром, стал круглый стол «Организация работы педагогов-психологов образовательных учреждений СК в ситуации суицида». На него пригласили 15 специалистов, которые в своей работе столкнулись с этим трагическим случаем, а также клинических психологов Ставропольской краевой клинической больницы № 1, ученых вузов.
На круглом столе были подняты следующие вопросы. Может ли психолог без специального обучения работать с ситуацией суицида или необходимо обратиться к специалистам - суицидологу, психиатру, клиническому психологу? Какова юридическая ответственность психолога, работающего с ребенком, который совершил попытку суицида? Кто имеет право проводить проверку работы психолога в ситуации произошедшего в учебном заведении критического инцидента? Какова ее суть? (Очень важный вопрос, потому что часто много сил и времени психолог тратит не на работу с пострадавшими, а на доказательство своей профессиональной состоятельности.)
Поднимался вопрос организации ряда обучающих семинаров для педагогов-психологов края по профилактике суицида в образовательных учреждениях.
Затем в Ставрополе состоялся организованный минобром СК совместно с Краевым психологическим центром семинар «Профессиональная поддержка педагогов-психологов, работающих с детским суицидом». Опросы показывают, что многие школьные психологи, столкнувшиеся по службе с ситуацией детского самоубийства, меняют работу.
Семинару предшествовало исследование, в котором приняли участие 105 ставропольских специалистов. Выяснилось, что так или иначе сталкивались в своей работе с ситуацией самоубийства более половины респондентов. С угрозой его совершения - 27 человек, незавершенным суицидом - 22, суицидальным поведением - 15; с завершенным суицидом - 12 человек. Большинство специалистов отметили, что чувствовали себя в этой ситуации растерянными и беспомощными; испытывали беспокойство, тревогу, страх, сомнения в своих профессиональных возможностях.
В семинарах «Детский суицид: от понимания к помощи», которые весной и летом 2012 года состоялись в Ставрополе, Пятигорске, Буденновске, селе Александровском, приняли участие 133 специалиста.
В ходе занятий рассматривались следующие проблемы: теоретические подходы к пониманию детского суицида; модели и стратегии системных мер по профилактике суицида среди детей и подростков; принципы работы с критическим инцидентом (детским суицидом).
Мероприятия включали лекционные и семинарские занятия, просмотр фильма, групповое обсуждение моделей профилактики суицида, ролевые игры. По окончании семинара участники получили сертификаты.
А в мае этого года краевое министерство образования пригласило в Ставрополь заведующего научно-исследовательской лабораторией Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического института, старшего научного сотрудника отделения суицидологии Московского НИИ психиатрии Геннадия Банникова.
Открытую лекцию этого известного российского суицидолога прослушали 90 педагогов-психологов сферы образования из городов и районов Ставрополья. Был рассмотрен широкий спектр вопросов, в том числе методика работы специалистов с суицидальным поведением у детей и подростков.
Следует отметить, что никогда еще подобная работа не велась на Ставрополье столь глубоко и серьезно, с использованием научных подходов, современных методик. Роль министерства образования СК, подведомственных ему учреждений здесь неоспорима.
24 октября 2012 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
