Экспозиция «Постигая мироздание» Евгения Склярова открылась в краевом музее изобразительных искусств
Действительно, и сам успешный выпускник Ставропольского художественного училища, воспитанник известного педагога П. Охрименко, в начале своего творческого пути вряд ли мог представить такие повороты в жизни. Уже с конца 80-х годов ХХ века молодой автор активно участвовал в городских и краевых выставках и сразу был особенно заметен ярко выраженной индивидуальностью. Проявил себя в сотрудничестве с краевым книжным издательством, рекламным агентством, полиграфической фирмой, был активным участником масштабных неформальных культурных событий 90-х годов, одним из организаторов фестивалей «ФАЙЛopen» и «МИНИФЕСТ», других региональных художественных акций. И вместе с коллегами-сверстниками испытал на себе все «прелести» девяностых, прокатившихся жестким катком и по стране, и по конкретным судьбам.
- В ту пору отлаженные за десятилетия в Союзе процессы выставок размеренного художественного творчества были нарушены, - вспоминает директор изомузея Зоя Белая. - Это сегодня мы уже смотрим на тот период гораздо спокойнее, сосредоточеннее, а тогда то, что делали Женя и его товарищи, пойдя по пути неформального искусства, представлялось настоящей «бомбой». Женю справедливо считали одним из самых способных и перспективных. Мэтры его нещадно ругали, молодые завидовали. А время было очень тяжелое, время таких потрясений, что даже опытные люди не знали, куда приткнуться, а уж молодые и вовсе... Кто-то из ребят не выдержал, просто плюнул на провинцию, начал ездить по миру, мотаться по пленэрам, кто-то вообще покинул Россию, другие пытались на месте как-то выживать.
В числе «выживавших» был и Евгений Скляров. Упорно искал свое творческое лицо, в этих поисках важным толчком послужила, как сам признается, выставка знаменитого скульптора Генри Мура в Питере, ставшая своего рода переломным этапом в осмыслении пути. Он, потрясенный, постоянно мысленно возвращался к почерку Мура, ощущая не выразимое словами родство душ, родство взгляда на мир. Тут бы развернуться молодому таланту, но… Надо было, как оказалось, не жить, а выживать. Это безжалостное выживание отнимало все силы, мелькали дни и годы, утекало неведомо куда былое упоение работой. Однажды вдруг понял: баланс исчерпан.
- Знаете, когда человек подходит к чистому листу бумаги и не знает, что ему писать, тогда лучше не рисовать ничего, - сегодня отец Евгений говорит о прожитом не просто спокойно, но даже с легкой самоиронией. Но лишь он один знает, как преодолел тот психологически напряженный период. - Тогда я еще не был не только верующим, но даже не был крещен… А потом стала нужна молитва, появилась потребность пойти в храм. И вот я слушаю богослужение, и таинственный церковнославянский язык словно проникает в душу, и мне это все нравится, начинает увлекать… Когда покрестился, уже не оставалось сомнений, захотелось понять, попробовать самому. Это тоже по-своему исследовательский путь, как и в искусстве, но искусство не смогло дать мне того мира, покоя и радости, что дала вера.
Он пошел учиться в семинарию, около двух лет назад рукоположен в сан священника. Удивительное дело: в своем новом служении отец Евгений живет, не ощущая рутины, подавлявшей его ранее, как было в искусстве. Храм дарит восполняющую благодать, дает чудесный «кислород» душе. «Бывает, за день так устанешь, что раньше бы, наверное, не поднялся, а тут нет: утром снова встаешь и идешь дальше - Господь помогает». Помогло и понимание близких, принявших его выбор с доброй мудростью и надеждой. Конечно, поначалу было некоторое, как он выразился, внутреннее неготовство: мы ведь дети советской эпохи, саму форму священника воспринимавшие чуть ли не как мракобесие или, по меньшей мере, экзотику…
- На самом деле жизнь церкви совершенно нормальная, человеческая, там тебя окружают образованные, умные, порядочные люди, там живет дух братской любви.
Но что же искусство - осталось лишь воспоминанием? И не тянется рука к кисти? Для него главное, что душа радуется, как радовалась прежде в творчестве, и ничего другого не нужно. Хотя вспомним историю: искусство всегда было близко к религии, они своего рода попутчики, взять, к примеру, архитектуру или иконопись.
- Это верно, - радостно соглашается отец Евгений. - Недаром в некоторых молитвах Господь прямо называется художником! Именно художником! Как создатель мира, как изобретатель, если так можно сравнить. Прочитав в первый раз эти молитвы, я поразился. Церковное предстояние пред Богом исполнено любви, радости, благодарения. Конечно, и наша жизнь бывает всякая, и мы впадаем в уныние, переживаем тяжкие периоды, но радость бытия с Богом все остальное пригашает, все раны врачует, скорби утишает. Однако и художнический опыт по-своему помогает сегодня: близко принял живущие в церкви любовь и всепрощение, потому что, будучи художником-абстракционистом, побыл изгоем, отвергаемым… С такими я словно на одной волне.
Инициатива музея организовать персональную выставку стала для него неожиданностью. Хотя и знал, что в фондах есть его работы, и все же звонок сотрудника музея Александра Колбасникова стал словно звонком из прошлого. Углубившись в новые заботы, отец Евгений мало вникает в развитие изобразительного искусства, однако убежден: оно сегодня, как правило, не отличается индивидуальностью, стало элементом перфоманса. В наши дни в одном выставочном зале порой не распознаешь конкретного автора среди других…
Звучит обидно для художников. Но отцу Евгению многие нынешние авторы напоминают Ставрогина, героя «Бесов» Ф. Достоевского: такой способен на все. Таковы, в частности, современные актуалисты. Да, идеи можно выражать по-разному, но своим почерком, своим языком. А что мы видим? Парадоксы, анекдоты, вплоть до таких крайностей, как чернуха и порнография, идет подмена, искусство упрощается…
Что ж, тем любопытнее «нынешним» увидеть его давние работы, собранные в этом небольшом зале из запасников музея и ряда частных коллекций. Кстати, факт нахождения работ Е. Склярова у собирателей, по мнению председателя краевого Союза дизайнеров Юрия Бударина, говорит о многом: значит, нашлись люди, сумевшие верно оценить художника не в самые благоприятные времена. И вовсе не случайна идея А. Колбасникова, задумавшего сборную выставку с многозначительным названием «Нет пророка в своем Отечестве». В процессе работы она преобразовалась в несколько отдельных: минувшим летом ставропольцы посмотрели произведения друга Е. Склярова – Алексея Букингольца (живущего давно за рубежом), за Евгением Скляровым намечается экспозиция еще одного смельчака из того же ряда - Евгения Саврасова…
- Такие небольшие по объему выставки важны своим содержанием, как правило, показывая либо известного художника с неизвестной стороны, либо малодоступных авторов из других городов и регионов, - говорит З. Белая. – Отражая свои направления в искусстве, они требуют особого пространства, свободных стен... К тому же наш зритель за прошедшие десятилетия очень вырос, созрел до их понимания.
Еще более категоричен вдохновитель выставки А. Колбасников:
- Евгений Скляров в моем восприятии гений, а гениев мало! Способных и стремящихся много, но наше время отравлено денежным вопросом, почти ни у кого не видно идеалов… А у таких, как отец Евгений, как Алексей Соколенко, была идея, они могли ради нее не есть, не спать… Сегодня общество потребления перекраивает мотивации, на смену высоким ценностям приходят прагматичные стандарты. Но общение с искусством должно возвышать, уводить из обыденности, напоминать о высоком! И мы должны помнить тех, кто работал, несмотря ни на какие обстоятельства, «поверх барьеров», пренебрегая зачастую таким всемогущим эквивалентом блага, как деньги. А сохранилось от того периода очень-очень мало. Часто жизнь художника была связана с какими-то драматическими, даже трагическими обстоятельствами.
- Каждый прошел свой путь, - продолжил эти размышления председатель краевой организации Союза художников России Сергей Паршин. - Евгений всегда был искренен и честен в творчестве. Помню наши молодые споры, время было и сложное, и по-своему прекрасное, говорю об этом сегодня с благодарностью… Выставка же хороша уже тем, что собрала нас вместе. Да, двадцать лет назад никто не знал, что будет со страной и с нами, но вот живем… И может, еще спустя время мы увидим новые работы Евгения Склярова...
Много добрых слов услышал в этот вечер Евгений Скляров, словно встретившись с самим собой - прежним. Скульптура, графика, живопись – все он попробовал, и, по признанию друзей-художников, все интересно, основательно, талантливо, со вкусом. Это прекрасно, что человек может вот так по-разному реализовать себя. Как заметил, вспоминая, один из них, за кратчайший срок он стал лучшим среди нас. И позже, когда разными путями многие обратились к православию, читали Антония Великого, Иоанна Кронштадтского и Иоанна Крестьянкина, Евгений опять шагнул дальше всех! И так каждый раз: без внешних усилий шагает вперед и в живописи, и в дизайне, и в церковном служении. Да, того, прежнего Евгения Склярова «как бы и нет», но вот мы смотрим на его картины, рисунки в музейном зале, и пережитая внутренняя трагедия, несмотря ни на что, через эти работы выглядит поразительно жизнеутверждающей. И хорошо, что это можно увидеть.
Немало мыслей навеяла встреча, собравшая тесный круг друзей в музее. С потеплевшими глазами они говорили о времени, о себе, о творчестве. И о том, что, наверное, неплохо было бы собраться всем снова для отдельного серьезного разговора о настоящем искусстве в период наступившего «железного» века. Художественный процесс сейчас переживает еще одну драматичную ценностную невнятицу. Стоит остановиться, осмотреться, подумать…
25 октября 2012 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
