Министр имущественных отношений Ставрополья В. Мельников об эффективном управлении госсобственностью
- Виктор Васильевич, насколько эффективно управляет имуществом государство и какую прибыль региональной казне приносят объекты недвижимости, в том числе земельные участки, находящиеся в краевой собственности?
- Нужно понимать, что принципы управления государственной собственностью и частной очень сильно различаются. Частная собственность управляется, если можно так выразиться, по наитию, исходя из субъективных ощущений движений рынка ее владельца, в то время как нас строго регламентируют законы, нормы и правила, установленные как на федеральном, так и на краевом уровне.
Да и говорить о том, что в управлении краевой собственностью мы нацелены на получение максимального дохода, было бы неверно. Ведь есть множество отраслей, от которых вовсе не ожидается какого-либо дохода. Которые, напротив, требуют, чтобы в них вкладывали деньги, но при этом имеют огромную социальную значимость.
Кстати говоря, в экономиках других стран государственная собственность рассматривается прежде всего как социальный регулятор, а не прибыльная статья. В той же Германии, к примеру, госпакеты приносят в бюджет прибыль, близкую к 1% от капитализации, и это считается хорошим результатом. Мы же по итогам первого полугодия 2012 года перевыполнили плановое задание в 2,5 раза. В денежном выражении это составило около 115 млн руб. чистой прибыли при плане 46 млн руб.
В том числе земля принесла в виде арендной платы более 39 млн руб. при плане в 20 млн руб. Аренда нежилых помещений дала более 10 млн руб. Более 56 млн руб. перечислили в бюджет края наши унитарные предприятия, при утвержденном для них плане в 14 млн руб.
Такое существенное повышение прибыли, конечно же, можно объяснить преодолением предприятиями ведущих отраслей экономики края последствий мирового финансового кризиса. Но без грамотного управления и стабильной работы вряд ли бы это получилось. В этой связи хочется особо отметить предприятия, значительно улучшившие производственные показатели, а следовательно, и доходную часть: это ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», ГУП СК «Кировское МДРСУ», ГУП СК «Дирекция строящихся автомобильных дорог», ГУП СК «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае», ГУП СК «Наследие». Перечисленная только этими предприятиями сумма в краевой бюджет в виде 15% от чистой прибыли составила более 36 млн руб.
Тем не менее я убежден, что краевые предприятия могут и должны приносить больший доход. И над этим мы будем работать.
- Есть ли в крае убыточные предприятия и что предпринимается министерством для повышения их эффективности?
- Да, убыточные предприятия есть. На первое июля текущего года 17 из 64 государственных унитарных предприятий края имеют баланс либо нулевой, либо отрицательный. Но все они являются социально значимыми. Сегодня губернатором и правительством края взят четкий курс на социальное развитие региона, и примерно 2/3 краевого бюджета расходуется на эти цели. И это правильно. Несмотря на все трудности, на недавний экономический спад в мировой экономике, надо помнить, что благополучие региона складывается из благополучия его жителей. Поэтому такие предприятия, даже несмотря на их убыточность, будут поддерживаться краем и впредь.
Нужно подчеркнуть также, что финансово-хозяйственная деятельность ГУПов - епархия отраслевых министерств. Мы же имеем строго ограниченный набор механизмов влияния на исполнительные органы. И надо сказать, далеко не все из них уделяют должное внимание организации работы подведомственных им предприятий, планированию их деятельности. Каждое из министерств должно не просто контролировать свои ГУПы - обязано заботиться, помогать выйти на черту рентабельности. Но проблема недостаточной ответственности есть, мы ее видим. И если решим этот вопрос, во многом решится и задача наполняемости краевого бюджета.
Конечно, и со своей стороны меры мы тоже принимаем, и хочу отметить, что в этом году наметились положительные подвижки в этом направлении.
- В чем заключаются эти меры?
- Начнем с того, что все ГУПы находятся под нашим постоянным наблюдением. Наши специалисты отслеживают отчетность по каждому из них, сравнивают достигнутые результаты с утвержденными планами, определяют динамику развития. Если где-то наметился сбой в работе, ухудшились объективные показатели, такая информация поступает к нам оперативно. Мы, образно выражаясь, постоянно держим руку на пульсе.
В соответствии с действующим законодательством мы вместе с отраслевыми министерствами обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства подведомственных ГУПов. В зависимости от реальных обстоятельств совместно разрабатываем план по восстановлению платежеспособности должника. Это может быть перепрофилирование производства в более востребованное рынком либо продажа части имущества убыточного предприятия. Существует множество методов для выправления ситуации и вывода отстающего предприятия в плюс.
Крайняя мера - закрытие нерентабельного производства - применяется лишь в том случае, когда все способы оздоровить его себя исчерпали.
Чтобы оперативно принимать меры по оздоровлению ситуации, не запускать проблему, когда больной уже скорее мертв, чем жив, минимущество инициировало создание межведомственной комиссии по обеспечению эффективности деятельности ГУПов. В состав комиссии входят руководители всех министерств и ведомств, в структуре которых есть унитарные предприятия. Возглавляет этот орган вице-губернатор - председатель правительства СК Ю. Тыртышов. У краевой власти внимание к этому вопросу очень пристальное и серьезное.
На заседания вызываем нерадивых руководителей и разбираемся, почему, к примеру, одно ДРСУ дало прибыль, скажем, 10 млн руб, а такое же - только 100 тыс. руб. В чем причина? Штат одинаковый, заказы были схожие. Делаются соответствующие выводы, принимаются решения о дальнейшей судьбе таких ГУПов и их руководителей. Если же причины снижения доходности объективны, комиссия ставит конкретные задачи и сроки их выполнения перед руководителями профильных министерств. Со своими специалистами они ищут способы решения возникших проблем и оптимизации работы предприятия.
- Виктор Васильевич, какие существуют меры по защите имущественных прав и интересов Ставропольского края?
- Вопросы защиты имущественных прав полностью отрегулированы законодательством. Нам остается лишь безукоризненно выполнять закон. Мы имеем право предъявлять претензии и иски, если арендатор имущества, принадлежащего краю, не платит в бюджет арендную плату, незаконно обогащается за счет использования имущества, в том числе за счет земельных участков, являющихся собственностью Ставропольского края. За первое полугодие текущего года в пользу министерства вынесено 10 решений о взыскании в бюджет края задолженности за использование имущества и земельных участков, являющихся краевой собственностью. В том числе более 6 млн руб. составили возврат задолженностей арендаторов, использующих краевые земли, и взыскание с должников пени.
В этом году судами удовлетворены наши исковые заявления о признании права собственности Ставропольского края на здания и помещения общей площадью более 9 тыс. кв. м.
Сейчас, к примеру, одной из важных проблем, которой мы занимаемся совместно с министерством спорта, является оформление в собственность турбазы в Архызе, предназначенной центру адаптивной физкультуры для детишек, имеющих проблемы со здоровьем. Этому центру уже переданы два краевых объекта - база на Черном море и здание спортивного комплекса в Ставрополе.
Наша правовая служба работает по всем направлениям очень качественно, поэтому к нам судебных претензий практически не бывает. Иски, которые подают в суды, обвиняя министерство в незаконном действии или бездействии, как правило, не находят подтверждения и вызваны недостаточной правовой информированностью заявителей. К примеру, на недавнем личном приеме, который я проводил в Буденновском районе, ко мне обратился руководитель крестьянско-фермерского хозяйства с просьбой снизить ему арендную плату за землю, так как этот год выдался неурожайным. Действительно, мы все знаем, что из-за неблагоприятных климатических условий хозяйства края собрали в этом году почти в два раза меньше урожай, чем в прошлом. Однако по всем существующим законам оснований для снижения арендной платы и компенсации таким образом части убытков за счет краевого имущества это обстоятельство не дает, что и было пояснено обратившемуся.
В то же время есть масса возможностей получить компенсации из других источников. Например, сегодня государство предоставляет право аграриям покупать ГСМ с 30%-ной скидкой. А ведь когда хозяйство закупает 5-10 тонн топлива с такой скидкой, сэкономленная на нем сумма внушительная получается. Кроме того, действует система страхования урожая. «Застраховали?» - спрашиваю. «Нет, не застраховал, потому что банки все равно ничего по страховке не платят». Но если так, и банк действительно отказывается платить, правительство края найдет возможность защитить крестьянина. Есть у нас для этого рычаги. Кроме того, есть целевые программы субсидирования сельхозпроизводителей из краевого бюджета. Убытки, связанные с неурожаем, можно было бы компенсировать за счет трех законных источников... Предприниматель же по незнанию или лености ими не воспользовался. А при этом от нас требует незаконных компенсаций. И такие ситуации не редкость.
- Министерство работает над тем, чтобы подобных необоснованных требований было меньше и руководители лучше разбирались в юридических тонкостях, связанных с пользованием государственной собственностью?
- Активно работаем над тем, чтобы расширить разъяснительную работу и среди населения, и среди представителей исполнительной власти на местах. Всеми доступными средствами стараемся повышать юридическую грамотность - через СМИ, собственные методические и информационные материалы. Кроме того, наши специалисты постоянно проводят обучение руководителей комитетов по имуществу администраций муниципалитетов, помогают в повышении их квалификации. Хотя де-юре они нам не подчиняются после разграничения полномочий, но де-факто продолжаем помогать им в работе, чтобы чиновники на местах могли жителям оказывать квалифицированную помощь.
Также нашими специалистами разработан электронный ресурс, который даст возможность жителям края получить необходимые консультации о госуслугах, оказываемых минимущества не выходя из дома. В частности, будет предоставлена вся информация об объектах недвижимого имущества, находящихся в собственности края и предназначенных для сдачи в аренду, об условиях предоставления выписки из реестра краевого имущества, организации приемов граждан, о методике подачи обращения, порядке принятия решений по ним. Разъясняется, как получить землю сельхозназначения, находящуюся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, то есть взять земельный участок в аренду, постоянное или безвозмездное пользование, приобрести в собственность. Планируем, что этот сервис заработает уже с 1 января будущего года. Кроме того, работает сайт министерства www.miosk.estav.ru, где уже сегодня можно найти ответы на многие из возникающих у граждан вопросы.
- На балансе края числится санаторий «Ставрополье», находящийся на побережье Черного моря в Сочи. Его реконструкция требует больших средств, и при этом за ним закреплена большая территория в буквальном смысле «золотоносной» земли. Какие планы на эту собственность у края?
- Санаторий «Ставрополье» - это вопрос очень серьезный, вопрос с «бородой», который достался нам в наследство. По нему много проблем, выход из которых потребует колоссальных усилий. Сейчас правительство вплотную им занимается и проблема находится на контроле у председателя правительства края. Могу точно сказать одно: избавляться от санатория «Ставрополье» или какой-то его части край не будет, потому что этот объект имеет огромное социальное значение и при грамотном управлении имеет экономический потенциал. Сейчас мы изучаем все возможности использования этого комплекса, составляем программы, как его реанимировать. По нашим подсчетам, потребуется не менее 1 млрд руб, и, скорее всего, придется искать инвесторов, готовых участвовать в данном проекте. Окончательное решение будет принято в ближайшее время.
Самый вероятный вариант - создание на базе санатория «Ставрополье» детской здравницы по типу «Артека» для ставропольских детей, а может быть, и для ребятишек из всей России. Для этого там есть все условия: два спальных корпуса, один из которых расположен на самом берегу моря, лечебная база, большие территория и береговая линия. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов прекрасный климат и широкие бальнео-логические возможности этого уникального места. Поэтому будем стараться как можно скорее запустить санаторный комплекс на полную мощность и использовать здравницу на благо края, хотя, повторюсь, это потребует многих усилий.
- Губернатор сегодня говорит о том, что на Ставрополье необходимо создать зерновой фонд, за счет которого можно было бы сдерживать сезонный демпинг цен на зерно и таким образом поддержать аграриев и не допускать резкого подорожания хлеба. Однако пока не закончена история с ГУП СК «Ставропольагроуниверсал». Предприятие, державшее раньше зерновой резерв края, в процессе банкротства. Может быть, проще наладить работу этого предприятия, чем организовывать новое?
- Вопрос о создании зернового фонда еще не решен. Хорошие урожаи в предыдущие годы создали иллюзию, что так будет всегда и никакой зерновой фонд нам не нужен. ГУП СК «Ставропольагроуниверсал» признан банкротом, его имущество распродается, и отыграть ситуацию назад уже не представляется возможным.
Этот год выдался тяжелым для наших аграриев, поэтому губернатор поручил проработать вопрос, как можно застраховаться от нежелательных капризов природы в будущем. Среди вариантов называлось и создание зернового фонда. Но вполне возможно, что наиболее оптимальным выходом для нашего края станет иной вариант - субсидирование крестьянских хозяйств. Насколько я знаю, этот вопрос в настоящее время прорабатывается министерством сельского хозяйства края.
- Расскажите, как осуществляется приватизация имущества, находящегося в краевой собственности. Кто и каким образом определяет цену того или иного объекта? Насколько прозрачен этот процесс и имеется ли возможность общественного контроля?
- Приватизация - всегда в фокусе внимания и проверяющих органов, в том числе прокуратуры, финансового надзора и общественности.
Чтобы сформировать план приватизации на следующий год, делаем запросы в отраслевые министерства, которые передают нам сведения об имуществе, которое не используется. Эти объекты включаются в программу приватизации, утверждаемую правительством края. Если же к включению в эту программу предлагаются объекты стоимостью более 50 млн рублей, то каждый из них проходит еще и дополнительное согласование с краевой Думой. И только после всех этих согласований объекты краевого имущества попадают в окончательный вариант программы приватизации.
Начальной ценой продажи объекта является его рыночная стоимость, определенная независимым оценщиком. Когда стоимость определена, объект выставляется на продажу. Информация об этом размещается на сайте нашего министерства и в газете «Ставропольская правда», где можно ознакомиться со всей информацией о выставляемых на продажу объектах, их местоположении, цене, времени проведения торгов.
Но предсказать, как будет реализовано то или иное имущество, невозможно: начальная цена может увеличиться в несколько раз в результате торгов, а может остаться неизменной. Бывают и такие случаи, когда назначенной цены никто не дает. Тогда назначаются новые торги. Либо имуществу находится другое применение.
- Согласно краевому закону право первоочередного выкупа имущества предоставляется арендующему его субъекту малого бизнеса. Как реализуется это право?
- Действительно, исключением из вышеозвученной схемы является приватизация объектов краевой собственности, арендуемых субъектами малого и среднего бизнеса. В этом случае арендаторы имеют преимущественное право на приватизацию имущества. Выставить объект на продажу мы можем только в случае отказа выкупить его таким арендаторам. Причем краевой закон дает им право на рассрочку платежей на пять лет.
Федеральный закон, предоставивший субъектам малого бизнеса это право, начал действовать с августа 2008 года. За прошедшее время многие арендаторы воспользовались предоставленным преимуществом: заключено 409 договоров купли-продажи.
Когда в план приватизации попадает объект, арендуемый малым предприятием, мы готовим документы и предлагаем предпринимателю выкупить его. Если он имеет такое желание, продаем ему имущество без проведения торгов по рыночной цене. Либо арендатор сам обращается к нам с просьбой продать ему арендуемый объект. Тогда наши специалисты проверяют документы, подтверждающие его право, и если случай в рамках действия закона по всем признакам, объект достается этому претенденту.
Срок действия «льготной» приватизации продлен до 1 июля 2013 года. Но согласно закону такое право имеют только те предприниматели, которые арендовали имущество непрерывно в течение двух и более лет до августа 2008 года. К тому же у арендатора не должно быть задолженности по арендной плате, неустоек в виде штрафов и пеней.
Хочу подчеркнуть, что под действие закона не подпадают обладатели права безвозмездного пользования и субарендаторы. Также нужно помнить, что с момента подачи заявления о выкупе до принятия уполномоченным органом решения и заключения договора купли-продажи арендуемого имущества проходит до 3 месяцев, в течение которых договор аренды продолжает свое действие. В связи с этим задолженность по арендной плате должна отсутствовать как на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, так и на день заключения договора купли-продажи. Если все эти требования выполнены, то проблем с реализацией законного права у предпринимателя не возникнет.
Надо сказать, что основной поток заявлений о предоставлении преимущественного права выкупа арендуемого имущества прошел 2-3 года назад. В текущем же году поступило всего 23 заявления, что говорит о том, что подавляющее большинство предпринимателей, которые имели это право, уже воспользовались своими законными возможностями.
Есть и другие меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса минимуществом. Мы тесно сотрудничаем в этом направлении с Торгово-промышленной палатой края. Подписано соглашение, по которому субъектам малого и среднего бизнеса предоставляется на льготных условиях аренда нежилых помещений. Первый год предприниматель платит 40%, а во второй - 60% цены аренды
- Существует ли какая-то система учета имущества, находящегося в краевой собственности, насколько оперативно обновляется в ней информация о числе и состоянии объектов? Доступна ли эта информация широкой общественности?
- Такая система есть. Это реестр государственного имущества Ставропольского края, где содержится вся необходимая информация. Формирование и ведение реестра строго регламентировано правительством края. Обновление информации производится постоянно. Вся информация об объектах, содержащихся в нашем банке данных, предоставляется любому заинтересованному лицу. Кроме того, ежегодно краевой Думой по представлению правительства утверждаются сводные показатели имущественных объектов краевой собственности, содержащие информацию об их количественном и стоимостном составе.
- Каким образом происходит разграничение госсобственности на федеральную, краевую и муниципальную и как разграничиваются полномочия между разными уровнями власти?
- Полномочия между тремя уровнями власти разграничены целым рядом федеральных законов. Каждый из уровней действует совершенно независимо от других и обладает собственным имуществом для исполнения своих полномочий. Но при объективной необходимости имущество может передаваться от одного уровня власти другому на безвозмездной основе. К примеру, сейчас среди других задач мы решаем такую: в Ессентукском парке скульптуры и фонтаны относятся к федеральному имуществу. Из местного бюджета деньги на их реставрацию тратить нельзя, так как это будет нецелевым расходованием средств. А для федералов проблема реставрации малых архитектурных форм в Ессентуках, скажем так, не самый первый вопрос повестки дня. Поэтому проводится работа по передаче этих объектов на краевой или муниципальный уровень.
Другой пример. Сейчас краевое правительство работает над тем, чтобы привлечь дополнительные инвестиции: это новые производства, а значит, дополнительные рабочие места и налоговые поступления в бюджет, повышение благосостояния жителей края. Наша задача - помочь с выделением подходящих под планируемые производства земельных участков. Либо из имеющихся в краевой собственности, либо, если участок муниципальный, оказываем содействие органам местного самоуправления и инвесторам в решении вопроса. Затруднений с выделением земель под инвестиционные проекты не возникает.
Также решаем вопросы с федеральными министерствами, в собственности которых есть не используемые ими объекты, расположенные на территории Ставрополья. Например, многие воинские части были выведены, и теперь здания и территории пустуют. Ведутся переговоры с Министерством обороны, чтобы эти объекты перешли в краевую собственность. Их можно будет использовать для создания новых производств либо отдать под строительство доступного жилья, спортивных комплексов или социальных объектов.
3 октября 2012 года