Смогут ли дети-инвалиды учиться в общих школах?
В школьном образовании сегодня провозглашается так называемая «инклюзивная модель» обучения. Это когда дети-инвалиды (или, как их политкорректно называют, «дети с ОВЗ», то есть с ограниченными возможностями здоровья) учатся не на дому, не в специальных школах, а в общеобразовательных, не в коррекционных классах, а в обычных вместе со здоровыми сверстниками. И тут у меня из памяти не выходит один эпизод из моей журналисткой практики. То был круглый стол родителей детей-инвалидов. Люди с болью говорили, что их дети-«колясочники» с завистью глядят из окон квартир на нарядных ровесников, идущих в школу. Это вызывало сочувствие. Но вот встала женщина и сказала: «Да, мой сын отстает в развитии; да, у него изо рта идет слюна. Но я не понимаю, почему он не может посещать обычную школу, почему другие дети в классе не в состоянии его потерпеть. Это нарушение наших прав на образование!».
Объяснить нервную реакцию этой мамы я, наверное, могу. Ее сын по принятым в нашей стране медико-социальным показаниям, судя по всему, может обучаться только в специальной школе-интернате где-то на территории края, возможно, далеко от дома. Не всякая семья решится его туда отправить. Но подлежит ли этот ребенок инклюзивному обучению, даже учитывая новейшие веяния в педагогике?
Прокомментировать эту и некоторые другие ситуации я попросила Валерия Шаповалова, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой социологии и социальной работы Северо-Кавказского федерального университета. В. Шаповалов - член координационного совета по делам инвалидов при губернаторе СК, руководитель рабочей группы, которая в рамках российско-канадского проекта занималась разработкой специализации для студентов «Социальная работа с людьми с инвалидностью».
- Валерий Кириллович, кто из детей-инвалидов может участвовать в инклюзивном образовании и есть ли здесь ограничения?
- Знаете, в девяностые годы в бытность свою начальником краевого управления образования я в составе ставропольской делегации ездил в США, где нам еще тогда показывали обычную общеобразовательную школу, которую посещали дети-инвалиды как с сохранным интеллектом, так и из категории так называемых «необучаемых». Последних было двое, на колясках, в школе для них имелась отдельная комната и три социальных педагога, которые их сопровождали, помогали и т. д. Дети в классе относились к ним абсолютно спокойно: вот вкатили на урок Майкла и Джона, они какое-то время поприсутствовали, как-то по-своему прореагировали на происходящее...
- А зачем это нужно?
- Если ребенок необучаем в плане усвоения академических знаний, это не значит, что он не может научиться социальным навыкам. Что касается остальных, здоровых детей, то они в такой ситуации тоже получают социальные уроки добра, милосердия. Это колоссальный ресурс гуманизации общества. Думаю, именно поэтому американцы, которые в прошлом веке высоко ценили и изучали наш опыт специального и общего образования, остановились все же на инклюзивной модели.
Однако будем реалистами. Инклюзия для детей, подобных Майклу и Джону, требует огромных материальных затрат. Денег таких в нашем образовании сегодня, к сожалению, нет.
- Директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования, академик РАО Николай Малофеев в интервью «СП» тоже, помнится, сказал, что шведская модель инклюзивного образования может быть внедрена только вместе со шведской моделью экономики...
- По моему мнению, в настоящий момент нам нужно сосредоточиться на детях с ОВЗ, имеющих сохранный интеллект и способных к обучению в обычных детских садах и общеобразовательных школах. Сегодня они - дошкольники, школьники, уже взрослые юноши и девушки - сидят дома в четырех стенах, часто поддерживаемые эмоционально только родителями, лишенные нормального общения со сверстниками и перспектив в дальнейшем получить профессию по своим склонностям и возможностям. И их много.
Да, есть специальные школы, где они могли бы получать образование. Но это, как правило, учреждения интернатного типа. Если семья не хочет отправлять туда ребенка, это ее право. У нее должен быть выбор.
- О детях с какими нарушениями вы говорите?
- С последствиями детского церебрального паралича, с ослабленными зрением и слухом, с временными затруднениями в развитии...
- Но ведь для того чтобы они учились в общеобразовательной школе, туда на работу должны прийти дефектолог, психолог, сурдо- и тифлопедагог. Целый штат специалистов. Да и учителям необходимо получить специальную подготовку. В уже упомянутой Швеции дефектологию изучают все студенты педагогических факультетов, в Дании школьные учителя обязаны знать азбуку Брайля для слепых.
- Есть такое выражение «step ву step» - шаг за шагом. И многие из этих шагов очевидны. Давайте создадим краевую базу данных всех детей-инвалидов, сделаем своего рода паспортизацию, кто из них к какому обучению пригоден. Институт коррекционной педагогики под руководством академика Малофеева, кстати сказать, разработал свой вариант федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ. Там на этот счет есть четкая градация, кого, чему и где можно учить. Если ФГОС будут приняты, то сильно облегчат процесс.
Второй шаг, на мой взгляд, заключается в том, чтобы определить «минимальный набор» специалистов, которые составят в общеобразовательной школе бригаду, работающую на инклюзию. Потому что в одиночку учитель, даже знающий основы дефектологии, с этим не справится. Особенно в средней и старшей школе.
А главное, нужно решаться на эксперимент. Определить опорные школы: например, по одной на каждый район Ставрополя.
Тем более что прецедент есть. Ребятишки с инвалидностью уже много лет учатся в СОШ № 21 краевого центра. В основном это дети с последствиями ДЦП. Есть среди них и те, кто, успешно закончив школу, продолжил образование в вузе. Это, конечно, колоссальный труд детей, их родителей, педагогов. Но это возможно. И в СОШ № 21 к таким ребятам привыкли. Подхожу, вижу: стайка школьников спешит, а ребенок с затруднениями в ходьбе за ними не поспевает. Они заметили, остановились, подождали... Это воспитывает. Дети, если их не настраивать особым образом, «инаковость» воспринимают значительно легче, чем взрослые. Был такой опыт в Ставрополе: малышей с ОВЗ стали вывозить на прогулки вместе с дошкольниками одного из детских садов. Педагоги детсадовские поражались, как ребята быстро сдружились и как это положительно сказывалось на здоровых детях, на их понимании доброты и отзывчивости.
Даже из прагматических соображений исходя: инвалиды - это огромный человеческий ресурс, трудовой в том числе. Это часть потенциала общества. Сейчас взят курс на восстановление системы среднего и начального профессионального образования. Если наконец-то сделать среду безбарьерной, многие дети с ОВЗ смогут получить образование и профессию в техникуме, колледже. Мастер в ателье, компьютерщик, телефонистка, сапожник, наконец...
И не только эта работа, конечно. Моя аспирантка Аня Дарган (кстати, бывшая ученица ставропольской СОШ № 21) передвигается на коляске. Она потрясающе умна и образованна, у нее настоящий педагогический и исследовательский талант. Если в университетском корпусе будет создана доступная среда, появится лифт (есть такая пристраиваемая модель), Аня станет прекрасным вузовским преподавателем.
А то ведь иностранцы по-прежнему удивляются: у нас на улицах почти нет инвалидов. Недавно я был в Испании. В Барселоне выходим из метро, у входа щебечет группка юношей и девушек на колясках, человек пятнадцать. Путешествуют по миру...
Идти к такой жизни нам долго. И дорого. Проблем много. Но, как известно, сложность задачи не освобождает от необходимости ее решать.
21 июля 2012 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
