Ветеран Николай Якумов 70 лет живет с осколком мины возле сердца
Рано утром 22 июня 1941 года бойцы 1-й воздушно-десантной бригады 1-го воздушно-десантного корпуса под белорусским Слуцком спали в казарме. Вдруг предрассветную тишину с ужасающим грохотом разорвала сброшенная с фашистского самолета авиабомба. Дежурный не своим голосом закричал: «Тревога!». Военнослужащие выскочили наружу. Рядом горел склад с парашютами.
Это был первый налет гитлеровцев на военный городок. Вскоре все вокруг стихло, и десантники скрылись в ближайшем лесу. Но в одиннадцать часов утра воздушная атака фашистов повторилась. Причем снаряды стали сыпаться на тот самый лес! Через какое-то время бойцы поняли, что фрицы выбрали мишенью не их (спрятавшихся людей трудно было заметить с высоты), а находившееся за густыми деревьями в заградительной зоне бомбохранилище. Но сколько вражеские асы ни старались, а так ни разу не попали в цель.
- Мы сидим, из своего укрытия носа не высовываем, – рассказывает Николай Якумов. – Темнота хоть глаз выколи, и жуть такая, что не передать словами. Кажется, что где-то поблизости притаились фашисты. Нервы на пределе, особенно у нас, совсем еще пацанов, — шутка ли, первый раз оказаться под бомбежкой и знать, что теперь-то все по-серьезному, что началась настоящая война! Помнится, в ту же ночь кто-то из офицеров застрелил солдата, когда тот, справив нужду, на свое несчастье неожиданно вышел из-за дерева.
На следующее утро немцы возобновили атаку с воздуха. Красноармейцы стали стрелять в самолеты из винтовок. Казалось бы, глупость, напрасная трата боеприпасов! Но случилось невероятное — хвост у одной машины задымился, и она, истошно завывая, устремилась вниз, к земле. Это была первая маленькая победа наших бойцов.
Примерно через час после пальбы по «железным птицам» начальнику полевого караула старшему сержанту Николаю Якумову приказали явиться к «особистам». Когда он прибежал на место, то увидел двоих гитлеровцев из подбитого самолета. Они, как оказалось, выпрыгнули с парашютами. Но десантники не дали им улизнуть, связали и доставили в расположение части.
- Это были летчик и башенный стрелок, – говорит Якумов. – Первому лет 20, высокий, со светлыми густыми волосами. Стоит и весь трясется. Их же вермахт предупреждал, что, если попадут в плен к русским, то «варвары» или «медведи» обязательно сожрут живьем! Летчик неплохо «шпрехал» на русском и поведал, что завтра железнодорожный узел, находившийся недалеко от военного городка, прилетят бомбить 16 самолетов. Фрицев после допроса отправили куда-то, и я их больше не видел.
Так для Николая началась Великая Отечественная война. Потом были многочисленные сражения, отступление, оборона Москвы. В октябре 1942-го на Можайском шоссе, в 60 километрах от столицы, завязался очередной жестокий бой. Немцы обстреливали позиции красноармейцев с опушки леса. Их минометы вели плотный огонь и не давали нашим бойцам, что называется, головы поднять. Но, улучив момент, командир взвода лейтенант Якумов все-таки выбрался на край окопа, стараясь не слышать, как смерть визжит вокруг, засек вражескую точку и показал пулеметчику, куда нужно стрелять. В этот момент недалеко впереди разорвалась мина. Николая отбросило в окоп… В госпитале ему сказали, что большой осколок раздробил левую руку, а маленький, как зерно кукурузы, пробил грудь и остановился в двух сантиметрах от сердца. Доставать его врачи не стали, поскольку опасались навредить. Так война для Якумова закончилась.
Демобилизовавшись из армии, Николай Васильевич вернулся на родину, в село Молотовское (ныне Красногвардейское) Ставропольского края. Трудился вначале военруком в средней школе, а в мае 1945 года был принят в органы прокуратуры. Начинал с помощника прокурора, затем работал следователем. Получив высшее юридическое образование, в разные годы занимал должности прокурора Егорлыкского, Изобильненского, Шпаковского районов, потом были руководящие посты в краевой прокуратуре, а на пенсию ушел, отработав шесть лет заместителем прокурора Ставрополя. Накануне праздника Великой Победы у него в гостях по доброй традиции побывали сотрудники Следственного управления России по Ставропольскому краю, поздравили с наступающей датой.
В октябре Николаю Васильевичу исполнится 93 года, за ратные и трудовые подвиги он удостоен многих государственных наград. Гордится тем, что везде, где работал, может пройти с поднятой головой.
- Никто не скажет, что хоть одно решение принял не по совести, – уверен Якумов.
11 мая 2012 года