06:53, 4 мая 2012 года

Сергей Безруков дал интервью перед премьерой фильма «Матч»

«За нашу сборную хочется не болеть, а здороветь»

– Сергей, долго думали, перед тем как согласиться сыграть в «Матче»?

- Я прочел сценарий, и сомнений не возникло никаких. Тут же позвонил продюсерам и сказал, что я в их полном распоряжении.

– Я почему спросил – есть же расхожий стереотип, что вратаря может играть только высокий актер…

- Ну да, у меня средний рост. На этот счет шутил Сергей Овчинников (экс-вратарь сборной России и московского «Локомотива». – Ред.), который помогал мне готовиться к съемкам. Мне, говорит, тяжело много прыгать за мячом, потому что потом падать больно. А тебе в самый раз, ты со своим ростом не хуже мяча от поля отскакиваешь, прыгнул – упал, упал – прыгнул. Ну и потом это действительно стереотип, история футбола знает невысоких вратарей. Одного роста со мной легендарный вратарь московского «Динамо» Алексей Хомич. Так что рост вратарскому ремеслу не помеха – дело в реакции и прыгучести.

– За последние 10 лет сняли много фильмов с футбольными сценами, но в большинстве своем такие эпизоды смотрятся искусственно по сравнению с реальными матчами. В «Матче» игра снята прилично. Как этого удалось добиться?

- Секрет прост – у нас все было по-настоящему. Удары по воротам не были постановочными. Понятно, что я знал: вот этот актер в определенный момент ударит по воротам, но ни я, ни он не могли точно сказать, куда конкретно полетит мяч. А мне ведь его ловить. Я стал специалистом фактически.

– Тогда задам вам вопрос как специалисту: будете болеть за сборную России на грядущем чемпионате Европы в Польше и на Украине?

- За нашу сборную хочется уже здороветь, а не болеть. Мне кажется, перед Евро-2012 «Матч» нужно показать нашим футболистам. Вроде бы в сборной собраны талантливые ребята, но вот в конкретный день у них что-то не идет. Ребята, надо бегать, на вас смотрит вся страна. Умирайте, но бегайте. У нас все-таки команда настроения. И вот хочется, чтобы у них было хорошее настроение. Ну и совесть должна быть, ощущение ответственности перед великой страной.

«После съемок уволили директора стадиона. это нормально?»

– «Матч» болезненно приняло руководство украинского минкульта. Ходили даже разговоры о запрете проката. Все разрешилось в последний момент: «Матч» все-таки покажут в украинских кинотеатрах на вечерних сеансах и только совершеннолетним зрителям. Как вы восприняли эту историю?

- Я был в шоке. Какие запреты? Вся Украина ждала этот фильм! Когда политика вмешивается в нормальное течение жизни, это всегда неприятно. Кто-то вдруг где-то начинает химичить… Зачем? Оставьте людям право быть людьми и дружить между собой вне зависимости от национальности. Во время съемок «Матча», кстати, нас встречали как родных. Футбольные эпизоды мы снимали на стадионе в городе Василькове. Директор стадиона был само радушие, со всеми членами семьи чуть не каждый день приходил к нам, мы все вместе фотографировались, весь Васильков кормил нас домашней едой – драниками, варениками… И вдруг я узнаю, что после наших съемок директора стадиона уволили. Это нормально?

«Гафт не сочинял про меня эпиграмму!»

– Вы сами вольно и невольно создали себе образ: произносишь «актер Безруков» и сразу в голове возникают слова-ассоциации: русские березки, колосящаяся рожь и некий пафос. Насколько вам этот образ помогает или мешает жить и работать?

- Любой миф создается прессой и телевидением, я здесь ни при чем. У меня на эту тему есть история с начала съемок «Матча». На нем работала масса замечательных людей с Украины – технические специалисты, актеры массовки. И они, конечно, были в плену всех этих стереотипов: вот сейчас к ним приедет актер Безруков со своей манией величия. Из-за этих ложных ожиданий какое-то время у нас с ними происходила притирка. С каким недоверием они на меня смотрели! А затем поняли, что со мной можно комфортно работать, что я нормально со всеми общаюсь.

Мы подружились. И вот приближается последний съемочный день, а после него традиционно устраивается «шапка» – банкет по случаю окончания съемок. А я, увы, не могу на нем присутствовать, мне нужно срочно лететь в Москву. И тогда я говорю им: «Пацаны, давайте заранее организуем самостоятельную пьянку!». Мы собрались в уютном баре в Киеве. И это был такой восторг! Мы обсуждали съемки, какие-то посторонние дела, была абсолютно расслабленная атмосфера… Когда все закончилось, я по глазам людей видел, что они меньше всего ожидали от меня столь нормального поведения.

– Хорошо, а как вы относитесь к язвительным шуткам в свой адрес?

- Замечательно отношусь. Люди радуются, прикалываются, а я люблю, когда кому-то весело. У нас жизнь вообще не так часто дает поводы для веселья. А когда все за упокой, хочется уже какого-то праздника. И если для кого-то праздник – шутка про Безрукова, то почему я должен быть против? Единственное, что меня немножко обижало, – это острота, которую приписывают Валентину Гафту…

– «Умереть не страшно. Страшно, что после смерти тебя сыграет Безруков»?

- Да, именно эта. Я недавно был в Петербурге – мне там вручали премию «Фигаро». И на церемонии встретился с Гафтом. Первые слова, которые он сказал, когда меня увидел: «Если что-то такое про меня говорят, не верь, я этого не сочинял!»

«А Женя Миронов будет еще писателей играть?»

– Вас можно назвать сентиментальным человеком?

- Я так скажу: мужчины не плачут. Слезы всегда внутри. И плачу довольно часто, когда того требует роль. Тут-то этот внутренний запас слез и пригождается. Но если вы хотите, чтобы слезы вдруг хлынули из моих глаз на публике, – этого вы никогда не дождетесь.

– Сергей, зачем вам нужно было признаваться в эфире «Вечернего Урганта» в том, что именно вы сыграли роль Высоцкого в недавнем фильме?

- Я просто ответил на заданный вопрос, и добавить к этому мне пока нечего. Давайте дождемся сентября, когда на Первом канале покажут длинную версию «Высоцкого» – вот тогда, надеюсь, и поговорим.

– Если вам предложат сыграть еще одного великого русского поэта, согласитесь?

- Теперь все говорят, что Безруков – главный специалист по поэтам. А вот Женя Миронов, например, сыграл Достоевского. Спросите его: будет он еще писателей играть? Смешно задавать такой вопрос артисту, потому что он не знает, как на него ответить. Бывают счастливые совпадения – когда совпадают мое «могу» и режиссерское «верю».

Не я же определяю в конечном счете, играть мне или нет – всегда есть пробы. И я могу их пройти или не пройти.

Кстати

• Фильм посвящен «матчу смерти» – но матч был сыгран тогда в Киеве не один… В годы войны в оккупированном Киеве осталось немало футболистов бывшей команды «Динамо» – не успели эвакуироваться после работ на строительстве заграждений. Многие из них тогда устроились на хлебозавод – это давало возможность и прокормиться, и продолжать тренировки. Новую команду назвали «Старт», хотя киевляне узнавали в игроках бывших динамовцев. Клименко, Кузьменко, Коротких, Гончаренко, Сухарева, Трусевича, Балакина и других игроков знали и любили многие болельщики.

• Киевские динамовцы выиграли в 1942 году у захватчиков 8 матчей

• В Киеве футбольные стадионы предоставлялись только для игр чистокровных арийцев. Но в начале лета 1942 года немецкое командование решило провести футбольные встречи с динамовцами, чтобы и тут разделаться с противником. Но «Старт» стал выигрывать у всех подряд, причем с разгромным счетом, – у сборной венгерского гарнизона, потом румынского… Матчем же смерти назвали позднее игру, которая состоялась с командой немецких зенитчиков, проходившую на стадионе «Зенит» 9 августа. «Старт» победил в упорной борьбе – 5:3. Воодушевленные болельщики стали выкрикивать антинемецкие лозунги – тут же раздались выстрелы в воздух. Никто из футболистов тогда не пострадал, они и после этого матча еще играли в футбол. Но из «Старта» были расстреляны четыре футболиста: их арестовали после того, как в хлебе, поставлявшемся оккупантам, обнаружили толченое стекло. Заподозренные в диверсии спортсмены оказались лейтенантами НКВД и были приговорены к смерти.

• Про сыгранную им роль Высоцкого Безруков обещает подробно рассказать осенью, когда в эфире Первого канала покажут длинную версию ленты Петра Буслова.

«КП».

«Как Сергей Безруков фашистов в футбол обыграл»
Газета «Ставропольская правда»
4 мая 2012 года