Роман Ермаков: Дороги без дураков
Причем это даже не беда, а горе всероссийское. Если записать все отзывы наших автолюбителей об отечественных дорогах, то можно издать трехтомник нецензурных выражений. Наверное, ненормативно их характеризуют даже верующие, интеллигенты в третьем поколении и немые (про себя). Ведь иная ямка так неожиданно перед машиной нарисуется, что ядреные слова вырываются прямо из глубин души, самопроизвольно…
Недавно на депутатских слушаниях в Пятигорске, организованных комитетом Думы СК по промышленности, обсуждали тему транспорта. От одного из приглашенных прозвучала с трибуны изумительная версия, что дороги-де портятся из-за большого количества междугороднего большегрузного транспорта. Но разве можно запретить всем этим махинам «давить» наш ставропольский асфальт?! Следует помнить вот о чем: фуры в развитых странах, если говорить образно, двигают экономику вперед. У нас же их записывают в ранг вредителей. Чем меньше якобы будет этих громадин, там краше и качественнее станут дороги.
Между тем в Европе и США дороги терпят и куда большее количество транспорта. Более того, его габариты никак не влияют на ухудшение качества дорожного покрытия. Наоборот, экономика России страдает из-за того, что скорость передвижения по стране тех же фур из-за плохих дорог снижена в разы. Страна теряет до 8,8% ВВП в год. Об этом как-то Владимир Путин говорил. Так что большегрузного транспорта должно быть в избытке. Ограничить въезд в города, особенно курортные, можно и даже нужно, но вот лепить большегрузам клеймо «монстров разрушения» не надо. Это звучит нелепо.
Другое дело, что дороги в наших городах морально устарели, они не рассчитаны на такое количество тяжелого транспорта. Абсолютное большинство строили еще в советское время, когда автомобиль «Волга» считался пределом мечтаний. А сегодня не редкость предприниматель, имеющий собственный грузовичок иностранного производства. Многие так зарабатывают себе на кусок хлеба – работают дальнобойщиками по заказу.
Конечно, можно разные запреты ввести, ограничения, штрафы повысить. Но реальной пользы от этих «мер» для отечественных дорог будет с гулькин нос. Они лучше не станут. Чтобы дороги в России стали безопаснее и красивее, необходимо кардинально реформировать дорожное хозяйство.
Мой хороший знакомый одно время работал в компании, которая занималась ремонтом и строительством дорог. Несколько лет назад он уехал в Германию, а перед отъездом я его в шутку попросил: узнай там, как эти немцы такие качественные дороги делают, и направь секретной почтой подробный отчет в Министерство транспорта РФ. Посмеялись, конечно, и забыли. Но спустя год знакомый прислал письмо не министру, а мне, в котором подробно рассказал, почему в Германии хорошие дороги. Признаться, после прочтения откровений бывшего соотечественника мне стало обидно за державу. Все ведь оказалось так просто. Начнем с того, что в немецких городах за каждым участком дороги закреплен специальный человек. Его главная задача в том, чтобы своевременно сообщать в дорожную службу о трещинке на дороге, ямке. Если он проморгает дефект дорожного покрытия и из-за этого случится поломка автомобиля или авария, то отвечать он будет по всей строгости. Часть ущерба пострадавшему будет возмещать из собственного кармана. Жестко, но справедливо.
Впрочем, и строят там дороги по-другому, на совесть. Поэтому они лет 15-20 сохраняют божеский вид. У нас же асфальт портится иногда через год-два. Злые языки говорят, что дорожники специально так строят, дабы в скором времени новый заказ получить на ремонт той самой дороги. Если это так, то это еще одно доказательство того, что российский народ одарен природной смекалкой. Только в случае с дорогами работает она во вред.
А в плюсе остаются те, кто привык жировать за счет «распила» средств на ремонт, реконструкцию и строительство дорог. Нигде в мире не сетуют на сопутствующие проблемы – суровый климат, плохой грунт и т. д., а просто работают на качество, потому что иначе не могут. Причем зачастую тратят в несколько раз меньше средств на строительство километра дороги, нежели мы. Хотя никто не спорит, что страна у нас большая, за всем не уследишь, асфальт везде качественный не проложишь. Но начинать с чего-то надо?
Мне довелось побывать во многих регионах России. Качественные дороги, на которые любо-дорого посмотреть, видел только в Москве, а также в Ханты-Мансийске, где температура зимой опускается до -50. Могут, как говорится, если захотят. Почему бы и у нас не «смочь», в Ставропольском крае? Нет ведь дорог, которыми можно по-настоящему гордиться, раз-два – и обчелся. В основном лишь такие, к примеру, как на улице Бештаугорской в городе Минеральные Воды. Дыры в асфальте зияют там через каждые полметра. Скоро и на танке не проедешь…
Впрочем, не все так плохо. Денег на дорожное хозяйство государство направляет заметно больше, чем 10-20 лет назад. Осталось научиться их грамотно использовать, а главное – побороть привычку соображать только ради личной выгоды.
24 апреля 2012 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
